Время перемен: когда и как от отучить ребенка бутылочки?

Как легко отучить ребенка от бутылочки

Каждый родитель беспокоится о том, как научить ребёнка ползать, сидеть, говорить, читать, писать и т. п. Это, безусловно, важные навыки, без которых невозможно жить в современном мире. Однако не все способности и привычки младенца понадобятся ему во взрослой жизни. Осознав это, родители сталкиваются с проблемами другого характера: как отучить ребёнка сосать пальцы, грызть ногти, ковыряться в носу и т. п.

Как утверждают многие психологи, отучить ребёнка зачастую становится сложнее, чем научить чему-то новому. Дети тяжело расстаются с любимыми предметами и привычками, но это необходимо для развития, взросления и становления их личности.

Нужно ли отучать ребенка от бутылочки

Когда малыши получают прикорм или находятся на искусственном вскармливании, они, несомненно, привязываются к бутылочке. Ведь для них она приравнивается к груди и становится предметом для утоления голода и сосательного рефлекса. Бутылочка становиться неотъемлемой частью жизни малыша, она тёплая, вкусно пахнет и вызывает чувство сытости.

Представьте какой страх и растерянность охватывает ребёнка, когда он не получает любимый и жизненно важный предмет. Несмотря на то, что бутылочка играет особенно важную роль в жизни малыша, все психологи и врачи в один голос заверяют, что в определённом возрасте от неё надо отучать ребёнка. Часто этот процесс сочетают с отучением ребёнка от соски.

Почему важно отучить от бутылочки малыша

Так как существует несколько причин отучить ребёнка от бутылочки ночью и днём, разберём основные из них:

  • Наиболее сложной проблемой является формирование прикуса и развитие здоровых зубов. Если младенец долго «дружит с бутылочкой», зубки начинают расти под углом, что проявляется косметическим дефектом. Формируется неправильный прикус, что в дальнейшем может привести к развитию кариеса. Были случаи, когда при длительном её использовании зубы развивались нормально. Однако стоит ли рисковать здоровьем и красотой собственного младенца?
  • Специалисты в области логопедии считают, что в 2 года ребёнка уже необходимо отучить от бутылочки, так как могут возникнуть проблемы с произношением определённых звуков;

  • Сосательный рефлекс должен затихать после года. Если малыш продолжает сосать мамину грудь, соску, пустышку, игрушки, собственные пальцы, то в дальнейшем это приведёт к формированию патологической установки;
  • Кроме того, если у младенца сохраняется сосательный рефлекс, то он начинает употреблять слишком много жидкости. В таком случае проблемы связаны с частыми ночными походами в туалет, и возникают уже у родителей, потому что после этого тяжело уложить ребёнка обратно спать.

Когда отучать ребенка от бутылочки

Специалисты в области медицины и психологии не достигли однозначного мнения касательно момента, в который необходимо приступать к отучению, потому что каждый малыш имеет свои особенности развития. В таких случаях важен индивидуальный подход. Существует теория, что отучать надо постепенно в момент взросления, который не имеет определённых временных рамок и проявляется по-разному. Что же поможет родителям правильно определить этот период?

Выделяют ряд признаков, которые указывают на прощание с младенчеством:

  • Со стороны физиологии – умение сидеть, крепко держать в руках ложку или чашку., что соответствует возрасту от десяти до двенадцати месяцев. В этот период обычно начинают переводить малыша на поилки, которые представляют собой промежуточный вариант;
  • Со стороны психологии – бутылочка или соска-пустышка выступают в качестве успокоительного. Они стимулируют сосательный рефлекс, который способствует расслаблению, ощущению безопасности и сытости. С этой точки зрения отучать стоит во время затихания сосательного рефлекса, которое происходит к 1,5 – 2 годам. Именно в этом возрасте начинают формироваться новые адаптационные и антистрессовые механизмы, что значительно облегчает процесс.

Как отучить от бутылочки

Существует несколько пунктов, которые должен знать каждый родитель:

  • Нельзя отучать резко в один момент, то есть не надо прятать бутылочку, а потом говорить, что она потерялась, и ни под каким предлогом не возвращать её ребёнку. Ведь взросление происходит постепенно, поэтому надо медленно привыкать к питью из чашки. Пусть он спокойно и поэтапно распрощается с любимым предметом;
  • Расставание с бутылочкой – это огромный стресс для ребёнка. Важно, чтобы в этот момент не было других стрессовых факторов, таких, как тяжелая болезнь, переезд, появление сестрички или братика, развод родителей;
  • Постепенно исключайте докармливание из бутылочки, сначала в обеденное время, затем на завтраки и ужины. Лучше, если малыш вместо этого начнёт пить из кружки. Ночные докармливания исключают в последнюю очередь;

  • Часто бывает так, что малышам сложно приспособиться пить из чашки, они обливаются, могут поперхнуться и из-за этого плачут и капризничают. В качестве переходного варианта можно использовать поилку-непроливайку. Она похожа по форме на бутылку, но по способу использования – на кружку. К тому же, многие поилочки имеют ручки, и детки учатся их держать, как чашку;
  • Купите первую посуду для ребёнка, но помните, что она не должна ассоциироваться у него с игрой. Прежде всего, при виде тарелки и чашки малыш должен думать о еде. Старайтесь, чтобы ребёнок регулярно пил только из своей кружки. Пусть его посуда всегда будет у малыша на виду, она должна вызывать интерес и привлекать внимание, чтобы ребёнку хотелось ей пользоваться. Очень часто родители идут на хитрость: в кружку наливают сладкое вкусное питье, а в бутылочку – солёное или нейтральное. Казалось бы, такой подход должен давать хороший результат. Однако малыш должен сам перерасти этот период и перейти на «взрослую» посуду, это поможет ему правильно развиваться в психологическом плане;

  • Если вы заметили, что ребёнок значительно «охладел» к бутылочке, то на этом этапе уже можно своеобразно с ней распрощаться. Этот ритуал поможет окончательно признать, что малыш вырос. Как вариант, подарите её кукле, так как она ещё маленькая и не может без неё обходиться. В другом случае можно сказать, что её попросила мама-зайчиха для своих деток. Важно, чтобы все это было на позитивной ноте.

Правильно отучить ребенка от бутылочки ночью

Как же быть, если отучать ребёнка надо, но спать хочется? Существует несколько простых уловок:

  • Во-первых, сытно кормите карапуза перед сном. Это поможет ему крепче спать, и даже проснувшись, он не потребует есть или пить;
  • Во-вторых, купайте младенца перед вечерним кормлением, это расслабит ребёнка, и он сможет быстро и крепко уснуть;
  • В-третьих, если малыш проснётся посреди ночи и потребует пить, то налейте лучше в чашку или поилку;
  • В-четвёртых, поддерживайте оптимальную температуру и влажность в комнате, так малышу будет комфортно спать, он станет меньше просыпаться и просить попить.

Отнеситесь с пониманием и терпением к ночным капризам. Постарайтесь сначала его успокоить: спойте колыбельную, расскажите сказку, приласкайте и покачайте младенца. Присутствие родителей и ласковые слова помогут младенцу почувствовать себя в безопасности, и он уснет, позабыв о капризах. Помните, что забота и любовь – лучшие помощники в этом деле.

Советы психолога

Опытные психологи советуют научиться отличать манипуляции младенца от серьезных проблем со здоровьем. Если вы заметили, что малыш постоянно плачет, отказывается от еды, плохо спит, немедленно обратитесь к врачу. В такой ситуации лучше отложить отказ от бутылочки до момента полного выздоровления. Также не забывайте, что кризис 2 лет у детей часто проявляется сильными истериками.

Если утихомирить младенца не удаётся, то постарайтесь найти компромисс. Попробуйте мотивировать ребёнка, проявив фантазию. Как вариант, предложите подарить ёмкость маме-кошке, чтобы она кормила своих котят. Это помогает даже в самых тяжелых случаях.

Видео

Данное видео поможет более детально ознакомиться с основными моментами отучения, расскажет, с какими проблемами могут столкнуться родители, и как их можно решить. Кроме того, вы также узнаете, как можно максимально облегчить процесс отлучения от бутылочки.

«Прощай, бутылочка», или как научить ребенка пить из кружки?

Младенец постепенно подрастает, следовательно, рано или поздно настаёт время заменять бутылочку посудой для взрослых. Родители полугодовалых малышей уже начинают интересоваться тем, как научить ребёнка пить из кружки.

Пить из чашки – новое умение для маленьких детей, поэтому частенько новоиспечённые матери с удивлением обнаруживают, что ребёнок не хочет отказываться от бутылочки и никак не может свыкнуться с необычным методом поглощения напитков.

Чтобы минимизировать трудности, необходимо запастись терпением и несколькими разновидностями ёмкостей: чашечками, кружками, поильниками. Ну и, конечно, следует учитывать психологические особенности собственного чада.

Когда учить ребёнка пить из чашки?

Не все взрослые думают, что возрастной фактор играет большую роль в деле обучения этому навыку. Однако педиатры убеждены, чем раньше ребёнок познакомится с кружкой, тем скорее он привыкнет к самостоятельному питью. К тому же бутылочка может негативно сказаться на прикусе.

Оптимальный возраст, по мнению большинства специалистов, для начала тренировки – период от 6 до 8 месяцев.

Полугодовалый ребёнок тянется к взрослым предметам. К тому же он уже способен сидеть самостоятельно, а его моторика становится всё больше совершенной. Однако маленькие «неудачи», в виде упавшей кружки, в это время будут случаться постоянно.

Если родители не желают дожидаться полугодовалого возраста, то тренировки разрешено начинать и с 4 месяцев. В такой ситуации смогут помочь поильники – особые ёмкости, напоминающие по своим функциям одновременно и бутылочку, и кружку.

Существуют определённые правила, которые сопровождают процесс приучения к питью из чашки. В них говорится, в том числе, и о важности учёта возрастного фактора:

  1. Нельзя слишком долго пользоваться поильником, или непроливайкой. Иначе ребёнок не поймёт, как нужно правильно и аккуратно пить из чашки.
  2. Обучающие процедуры нельзя откладывать до двухлетнего возраста, даже если и учитывать тот факт, что ребёнок постарше отличается большей моторной ловкостью.
  3. Чем старше маленький человечек, тем сложнее ему отказаться от привычной бутылочки и перейти на незнакомую и непонятную во многом кружку.
  4. Проще всего приступать к обучению, когда малыша отучают от грудного вскармливания или переходят на первый прикорм.

Принципы выбора посуды для питья

Как уже было отмечено выше, первоначально проще применять непроливайку. Этот предмет лучше подходит для непослушных детских пальчиков.

Поильники

Под непроливайкой понимают особую ёмкость, оснащённую клапаном в носике. Эта «преграда» предупреждает чрезмерное и самостоятельное вытекание жидкости из бутылочки.

Чтобы вода или молоко поступали в рот, ребёнку нужно вытягивать жидкость из носика при помощи сосательных движений, а это исключает риск захлёбывания.

Поильники включают три основные детали: бутылочку из пластика или стекла, крышку, которая содержит насадку (соска, носик с отверстиями, соломинку) и удобные держатели. Все элементы можно снять и помыть.

Как научить ребёнка пить из поильника? Благодаря возможности трансформации, поильник сначала напоминает бутылочку с соской, затем непроливайку с носиком, а уже на завершающей стадии – обыкновенную детскую чашку. То есть последовательность – важнейший принцип обучения.

Выделяют несколько разновидностей кружек-непроливаек:

  • поильник с силиконовой соской и мягким носиком. Подойдёт для малышей младшего 6-месячного возраста. Насадки меняются по мере взросления ребёнка;
  • поильник с твёрдым носиком из пластика. Такие ёмкости для питья предназначены для ребятишек постарше – от 7 месяцев;
  • термопоильник. Такие устройства подходят для путешествий и поездок в жаркий или холодный сезон. Непроливайки напоминают по функциям термос, поскольку состоят из двойных стенок, снижающих теплопроводность;
  • непроливайка с соломинкой. В крышечку вставлена особая соломинка, благодаря которой ребёнок и втягивает жидкость.

Кружки

Как только ребёнок освоит непроливайку, следует перейти к традиционной кружке. Но перед тем как научить кроху пить из чашки, важно выбрать правильную посуду, которая была бы удобна и понравилась самому маленькому пользователю.

Тип материала

Прилавки детских супермаркетов пестрят яркими и привлекательными чашками для малышей. Прежде всего, следует обратить внимание на материал, используемый при изготовлении посуды:

  • стекло. В настоящее время изготавливают кружки из «усиленного» стекла, которые смогут пережить падения, броски, целенаправленные постукивания о столешницу. Однако для совсем маленьких ребятишек они не подойдут, поскольку слишком тяжелы для детских ручек;
  • алюминий. Металлические кружки – наименее подходящие для малышей всех возрастов изделия. Ребёнок может пораниться посудиной, обжечься, поскольку такие чашки слишком хорошо проводят тепло. Кроме того, они тяжёлые;
  • фарфор. Такие кружки очень привлекательны, достаточно легки. Однако фарфор, как и стекло, отличается хрупкостью, поэтому всегда существует вероятность, что ребёнок разобьёт ёмкость и поранится;
  • пластик. Идеальный вариант для малышей. Этот материал отличается лёгкостью, привлекательным внешним видом, прочностью и удобством. Важное условие – ёмкость не должна издавать специфического «аромата» и быть чрезмерно яркой.
Другие параметры

Помимо материала, родителям необходимо учитывать и другие моменты. Малышам будет намного удобнее пить из чашки, если учесть несколько важнейших характеристик:

  • объём. Маленьким ребятишкам нужны небольшие по объёму ёмкости для питья, поскольку их желудок ещё достаточно невелик. К тому же слишком громоздкие посудины дети не смогут удержать слабыми пальчиками;
  • комфорт. Большинству детей нравятся кружки с двумя держателями, поскольку их гораздо удобнее брать и удерживать. Однако некоторые малыши предпочитают одноручные чашки. Определить, что удобнее, можно лишь экспериментальным путём;
  • безопасность. Помимо экологичного материала, необходимо проследить, чтобы на детском товаре отсутствовали различные дефекты, будь то трещинки, острые края, различные неровности. Также следует отказаться от кружек со съёмными или приклеенными декоративными элементами;
  • привлекательность. Первая кружка – яркая и красивая посуда, поэтому следует отдавать предпочтение действительно привлекательным ёмкостям, которые обязательно понравятся малышам. Можно выбрать изделие с изображением мультяшного персонажа.

Как научить ребёнка пить из кружки самостоятельно?

Итак, нужная ёмкость приобретена, теперь необходимо решать вопрос, как приучить ребёнка пить из чашки самостоятельно. Этот процесс не очень быстрый, к тому же возможны «осечки», поэтому следует запастись терпением и выполнить ряд последовательных действий.

Прежде всего, необходимо спрятать бутылочку, чтобы кроха о ней забыл. Когда он почувствует жажду, преподнесите ему чашку и дайте понять, что теперь это единственный способ питья.

Если ребёнок категорически не желает пить из чашки, можно немного схитрить. В бутылочку наливается нелюбимый напиток, а в кружку – вкусный сок. Вероятнее всего, малыш предпочтёт пригубить именно чашку.

Подготовка непосредственно к питью жидкости из кружки состоит из нескольких шагов:

  1. В ёмкость наливается сок или чистая вода, если на улице жарко.
  2. На ребёнка надевается слюнявчик или фартучек из непромокаемого материала.
  3. Предварительно стоит показать ребёнку, как вы пьёте сами из кружки, поднося её к губам.
  4. Малыша можно познакомить с чашкой, однако не следует превращать её в очередную игрушку. Важно, чтобы кроха понял – кружка для питья.

После подготовительного этапа следует первый урок. Он необходим, чтобы малыш понял, как обращаться с чашкой:

  1. Ребёнку показывается кружка, затем мама рассказывает, что в ней находится очень вкусный напиток.
  2. Чашка подносится к губам, слегка приподнимается, чтобы ребёнок смог сделать небольшой глоточек.
  3. Обязательно нужно похвалить малыша за позитивный результат.
  4. Если ребёнок желает взять кружку в ручки, не стоит отказывать в этой просьбе. Напротив, родители показывают, как нужно правильно удерживать посуду.
  5. Если малыш против урока, не следует настаивать. Через некоторое время упражнение повторяется.

Борьба с трудностями

Как научить ребёнка пить жидкость из кружки? С помощью последовательных действий и терпения. Также необходимо внимательно изучать состояние малыша в конкретный момент. Если кроха приболел или у него режутся зубы, урок следует отложить.

Кроме того, не стоит забывать, что малыши отличаются развитым рефлексом выталкивания. Поэтому может случаться и так, что при прикосновении к губам и дёснам кружки ребёнок начнёт языком выталкивать её обратно.

Младенец всё ещё противится новому способу питья? Попробуйте отыскать такую чашку, которая бы ему понравилась. Можно также предложить крохе несколько кружек на выбор.

Вопрос, как приучить ребёнка пить из кружки, решается в индивидуальном порядке. Ведь один младенец привыкает к новой посуде за несколько дней, другой же осваивает эту премудрость за пару месяцев. Но, в конце концов, каждому малышу удаётся овладеть этим навыком.

Как научить ребенка пить из трубочки и когда нужно это делать

Родителям постоянно хочется внедрять что-то новое в режим питания их малышей. Все торопятся вводить прикорм с 4 месяцев, когда он необходим только с 6-ти, экспериментируют с посудой. Отучить ребенка пить из бутылочки, переключив его на трубочку, – хороший ход, который может помочь и в отлучении от груди.

Умение пить через соломинку

Возраст перехода на трубочку

В интернете можно встретить ни одну статью о том, что наилучшее время для начала обучения ребенка пить из трубочки, – 6 месяцев. Такая информация, по меньшей мере, нелогична, ведь полугодовалый ребенок чаще всего еще не сидит самостоятельно. Предлагать ему трубочку можно, и велика вероятность, что он научится из нее сосать, но маме или другому взрослому придется держать сосуд, из которого будет пить ребенок. К тому же потребуется усадить крошку, что пока ему дается с трудом. В данном случае знакомство с новым способом питья никак не облегчает жизнь маме, в то время как бутылочку с соской малыш может держать самостоятельно.

Здоровый грудничок у разумных родителей может длительно сидеть без поддержки примерно с возраста 8 месяцев. С этого времени можно пробовать употреблять питье через соломинку. Если родители не преследуют цель обучить этому навыку ребенка, нет ничего плохого в том, что малыш будет пить из бутылочки до года. Использование сосок в целях кормления даже до полутора лет никак не влияет на прикус, неправильного формирования которого так боятся родители.

Читайте также:  Максиколд Лор спрей: инструкция по применению, аналоги

Как обучать сидящего ребенка

Внимание! Сажать полугодовалого грудничка в подушки, подвергая тем самым неокрепший позвоночник вертикальной нагрузке, – большая ошибка неопытных родителей. Чем дольше малыш будет находиться в горизонтальном положении, ползая по полу и кровати, тем здоровее будет его спина во взрослой жизни. Поэтому знакомство с трубочкой до 8 месяцев нецелесообразно.

Если восьмимесячный малыш после нескольких попыток пить через трубочку демонстрирует отказ, не стоит заставлять его. В таком случае разумнее отложить этот вопрос на некоторое время. Возможно, в возрасте 9 месяцев он охотнее возьмется изучать этот способ питья. Девятимесячные детки, в отличие от восьмимесячных, могут складывать последовательность из двух действий. Именно поэтому в этом возрасте им легче разобраться с тем, как трубочка работает. Раньше они пользовались одной бутылочкой, а теперь могут осознанно скомбинировать сосуд и соломинку.

Если малыш до года сумел освоить такой вид сосания, ему можно доверить твердую, не мнущуюся посуду, из которой он сможет пить. А вот картонную коробку сока или йогурта вряд ли – она непременно будет раздавлена, смята, а ее содержимое окажется на одежде, мебели и полу. Малышу, которому уже исполнился год, можно доверить емкости из нетвердых материалов. Конечно, его придется несколько раз предупредить о том, что сжимать коробку не нужно, с чем он успешно вскоре справится.

Интересно. Для большинства малышей опустошенная коробочка сока быстро превращается в игрушку для развития мелкой моторики: детки то и дело вынимают трубочку из коробки, после чего усердно стараются вставить ее обратно, целясь в небольшое отверстие на крышке. Занятия эти могут длиться 10-15 минут, чему каждая мама будет несказанно рада.

Польза навыка пить из трубочки

Умение пить из трубочки значительно облегчает быт молодой маме, которая дорожит каждой минутой свободного времени:

  • Можно увеличивать время прогулок. Теперь, если кончилась вода в поильнике, пришло время второго завтрака или свою бутылочку забыли дома, мама без труда выйдет из такой ситуации, купив коробочку сока, йогурта или готовой кашки, в зависимости от ситуации.
  • Можно путешествовать на дальние расстояния, не имея под рукой холодильника, например, в поезде. Теперь не потребуется беспокоиться о сохранности молока, которое привык пить малыш. Если путешествие длится ни одни сутки, очень удобно брать с собой молоко, расфасованное в коробочки по 200 мл с трубочкой. В таких упаковках оно пастеризованное и может длительное время храниться без охлаждения до вскрытия. Одной открытой упаковки хватит ровно на 1 прием пищи, и не придется беспокоиться о том, насколько хорошо удалось отмыть поильник в «полевых» условиях.
  • С помощью соломинки ребенок пьет, находясь в вертикальном положении. Детки, привыкшие сосать бутылочную соску, вынуждены ложиться для того, чтобы попить, или сильно запрокидывать голову назад.
  • Детки приходят в восторг, когда видят, как интересно уменьшается количество компота в кружке в момент его высасывания через соломинку. Особо преуспевающие в этом деле ребята упражняются в остановке потока сока и его возвращении обратно в чашку.

Сок на прогулке

Важно! Сосать без остановки трубочку у деток не возникает желания. Они спокойно с ней расстаются, опустошив сосуд. Если захочется ее пожевать (такое желание, как правило, возникает почти всегда), порча трубочки не понесет за собой ненужных трат, как в случае с порчей соски для бутылки или насадок на поильник.

Как научить ребенка пить из трубочки

Если мама задалась вопросом о том, как научить ребенка пить из трубочки, она столкнется с тем, что интуитивного рефлекса на сосание у ребенка не возникнет, как это было с ее грудью или бутылочкой. Придется проявить терпение и немного настойчивости. Если малыш длительное время не проявляет интерес к предлагаемому способу употребления любимого компота, лучше оставить ребенка в покое.

Легко и просто разобраться с новшеством могут некоторые детки, но не все. Это зависит как от возраста, так и желания ребенка. Если самостоятельно обрести навык не получилось, должны помочь взрослые. Можно попробовать несколько способов, которые объяснят грудничку, как пользоваться красочной трубочкой:

  1. Обучая пить из картонной коробки, нужно, когда малыш возьмет в рот конец соломинки, осторожно и несильно нажать на стенки упаковки так, чтобы вытолкнуть незначительное количество содержимого в рот ребенка. Из-за сильного нажатия во рту окажется большое количество жидкости, которое малыш совершенно не ждет. Это может напугать и отбить все желание участвовать в процессе.
  2. С помощью личного примера, предварительно купив бесцветные и прозрачные трубочки, можно продолжить занятие. Для наглядности движения жидкости лучше использовать что-то яркое, не воду. Отлично подойдет сок, чай или компот. Медленно втягивая напиток, нужно показать малышу, как цветной уровень, не спеша, опускается. Оторвавшись от конца соломинки, указать на то, что яркий столбик вернулся вниз. При многократном повторении ребенок сообразит, что мама, соприкасаясь с трубочкой, управляет ползущей цветной полоской.
  3. Если зрительный урок не привел к желаемому результату, нужно показать ребенку знакомый ему жест – поцелуй. То есть нужно громко «чмокнуть» кончик трубочки так, чтобы жидкость от этого подпрыгнула вверх по ней. Детям от года, понимающим смысл речи, можно предложить поцеловать трубочку, если термин «сосать» им неясен. Обычно детки в год уже пробуют поцеловать маму в щечку, что станет подсказкой к действию.

Девочка и молочный коктейль

Важно! Любые уроки нужно начинать только тогда, когда и мама, и малыш находятся в хорошем настроении. Если хотя бы один из них устал, расстроен или рассержен, занятия не приведут к желаемому результату.

Советы, как ускорить обучение

Если родители задумались о том, как научить ребенка пить из трубочки в первый год его жизни, могут оказаться полезными следующие советы:

  • Предлагая впервые познакомиться с соломинкой, лучше использовать самый любимый напиток малыша. Вкус, от которого он никогда не отказывался, поможет быстрее сориентироваться в освоении новой техники сосания. Неизвестные для ребенка вкусы напитков лучше пока не использовать.
  • Приучать легче, если ребенок испытывает жажду в момент обучения. Даже любой взрослый человек быстрее осваивает что-то новое, если это имеет личные мотивы. Жажда – сильный мотиватор. Но она может сыграть и в обратную сторону – желающий пить малыш, не сумев оперативно освоить работу с трубочкой, может сильно расстроиться от того, что у него не получается напиться, поэтому жажда должна быть умеренной.
  • Приучить малыша к соломинке легче в утреннее или обеденное время, когда он активен и стремится познавать мир. Вечерние уроки, скорее всего, будут бесполезными и могут превратиться в плач, потому как подавляющее большинство ребят привыкло успокаиваться и готовиться ко сну с бутылкой теплого молока или маминой грудью. Замена необходимого атрибута для спокойного сна станет лишь стрессом в начале пути к трубочке.

На время обучения позволить засыпать с бутылочкой

Дополнительная информация. Многие дети именно молоко могут употреблять только через привычный сосок груди или бутылки. Поэтому мамы совершают свою первую ошибку, предлагая грудничку выпить молоко через трубочку.

Родители должны понимать, что первые попытки овладеть соломинкой обязательно будут сопровождаться мокрыми пятнами. Это ни в коем случае не должно стать причиной недовольного маминого тона. Вместо этого лучше вооружиться салфетками и приготовиться поддержать ребенка. Успешные глотки обязательно должны сопровождаться шумной похвалой в виде аплодисментов, улыбок и объятий.

Самое главное, что должна помнить мама, – это то, что, если малыш по непонятным причинам отказывается пить из трубочки и после года, это не значит, что он неспособный. Скорее всего, ему просто не нравится подобный способ питья. Все люди индивидуальны с самого рождения. Не стоит заставлять крошку мучиться с нелюбимой трубочкой только потому, что соседский грудничок давно ею пользуется. Ориентироваться всегда нужно на потребности своего ребенка, а не меряться умениями с соседскими ребятишками.

Видео

Как научить ребенка пить из кружки: 7 полезных советов для мам

Первый год жизни ребенка богат на освоение им новых навыков. Среди прочих «наук» ему предстоит освоить и открытую чашку. Пролитой жидкости и растраченных родительских нервов будет много. Но судя по опыту мам, научить ребенка пить из кружки гораздо проще, чем «натренировать» его обращаться с ложкой.

Когда начинать

Сложно обозначить «лучшее» время для приучения малыша к открытой чашке. К примеру, Американская академия педиатрии рекомендует полностью «отобрать» у ребенка поильник и бутылочки до 1,5 лет. Но многие педиатры в этом вопросе гораздо строже — советуют научить малыша пить из чашки еще до года. Знакомство ребенка с его первой открытой кружкой лучше начать уже в 8-10 месяцев. Координация движений более или менее развита. В целом, уже сейчас малыш готов к освоению этого навыка. Почему так рано?

Да, поильник сильно упрощает жизнь. Но в основном, только маме. Врачи говорят, что длительное кормление из бутылочки или непроливайки с силиконовым наконечником — риск раннего кариеса. Сахар из молока, сока или чая скапливается между зубами, провоцируя рост бактерий и разрушение эмали. Также есть мнение, что поздний переход к чашкам может тормозить развитие речи ребенка и его приучение к твердой пище.

Непроливайка, несмотря на все ее удобство, должна стать лишь практичным инструментом для переходного периода от бутылочки к настоящей чашке. Надолго оставлять ее в руках ребенка врачи не рекомендуют.

Как же сделать максимально «безболезненным» для малыша переход к открытой кружке? Ведь наверняка он так просто не откажется от своей удобной непроливайки.

Скажите бутылочке «прощай»

В теории все просто — убираем все поильники с бутылочками из поля зрения ребенка и начинаем поить с чашки. Капризов, а может — и настоящих истерик, будет много. Но судя по опыту мам, в большинстве случаев эта методика срабатывает на «отлично». Через пару дней ребенок забудет о непроливайках и полностью перейдет на «настоящую» посуду.

Довольно кардинальный метод. И педиатры говорят, что он больше подходит для малышей на грудном вскармливании или для тех, кого уже не докармливают смесями. В противном случае без поильников не обойтись. Но в целом, после года, как раз когда уже пора переходить на открытые кружки, можно убирать из питания и смеси, поскольку в рационе ребенка все больше твердой пищи.

Есть один полезный лайфхак для детей от 1,5 лет, если прощание с поильниками по какой-то причине затянулось. Заранее предупредите малыша, что скоро вы скажете «прощай» бутылочкам. Тогда это не станет для него трагедией и шоком. Можно даже придумать какой-то ритуал по расставанию с бутылочками — например, отнести знакомому малышу или поставить на подоконник, чтобы «фея ночью забрала и оставила угощение».

Оставьте поильник только для воды

Для тех, кому кардинальные методики не подходят, можно взять за основу более плавный переход от непроливаек к кружкам. Но он тоже больше подходит для детей, в питании которых нет докармливаний смесью.

Суть вот в чем — вы все же пока оставляете поильник, но пусть в нем будет только вода. А все, что повкуснее, — например, сок, чай или жидкий йогурт — переливаем в детскую кружку и начинаем учить ребенка пить самостоятельно.

Получается, что он будет лишь изредка в течение дня пользоваться непроливайкой с водой, чтобы утолить жажду. Но постепенно и это сойдет на «нет».

Дети, которые еще периодически едят смесь, несколько позже полностью перейдут на самостоятельное использование кружки. В этом случае поильники оставляют только для докармливаний. Все остальное — из чашки.

Покажите, как пользоваться чашкой

Все свои навыки ребенок в первый год жизни получает с подачи родителей. Естественно, малыш не научится пить их кружки самостоятельно, если не показать ему саму «технику».

Чтобы ребенок быстрее заинтересовался процессом, стоит почаще ему демонстрировать то, как вы сами пьете из чашки. Да еще и сопровождать свое чаепитие восторженными «ммм, как вкусно». Рано или поздно малыша все это действо точно заинтересует, и он потянет руки к вашей кружке.

Как только ребенок проявил интерес к открытой кружке, учим его правильно пить. Весь процесс можно условно поделить на отдельные этапы. Сначала вы полностью координируете движения ребенка, помогая ему доносить чашку до рта. За несколько дней он уже сам научится регулировать наклон кружки, чтобы жидкость попадала именно в рот, а не стекала по подбородку. Как только азы освоены, можно переходить к следующему этапу — пусть малыш сам попробует взять со стола чашку и поднести ее ко рту. Аккуратно конечно не получится, но после пары недель практики пролитой воды будет меньше. Постепенно, ребенок научится пить самостоятельно, следуя «полному циклу», — взял кружку, отпил, поставил на место.

На начальном этапе приучения в чашку наливайте совсем немного воды — на пару глотков. Так можно минимизировать риски залитого пола и промокшей одежды ребенка. И можно попробовать учить ребенка пить самостоятельно не с воды, а с жидкого йогурта или киселя, например. Есть вероятность, что с вязкими жидкостями малышу будет справиться проще.

Сначала научите ребенка пить с ложечки

Многие мамы советуют сразу не переходить к открытой кружке, а сначала научить малыша пить из ложечки. Педиатры говорят, что в этом есть смысл, — ребенок «потренируется» в самом навыке глотания.

В этом случае поступаем так — убираем поильники и бутылочки, поим с ложечки, когда это возможно, а потом переходим к чашкам.

Выберите подходящее время

Прежде чем учить ребенка пить самостоятельно, убедитесь, что он хорошо себя чувствует. Болезнь или прорезывание зубов — веский повод ненадолго отложить затею. На все ваши попытки «научить хорошему», ребенок может отреагировать негативом. А потом и вовсе не захочет пользоваться чашкой.

Поэтому приступаем к приучению, когда ребенок хорошо себя чувствует и в прекрасном настроении. В самые сложные первые дни обучения можно рассаживать рядом любимые игрушки малыша. Или можно устраивать чаепития вместе с ними — поите сначала ребенка, а потом предлагайте порцию его плюшевому зайцу. Возможно «за компанию» малыш быстрее освоит процесс.

Будьте последовательны

Решение учить ребенка пить самостоятельно принято? Тогда отступать уже поздно. Будьте последовательны. Не отменяйте тех правил, которые сами же и ввели. Раз поильника теперь нет, то его нет в любой ситуации. Исключений минимум. Даже на прогулки можно брать с собой бутылочку с водой и кружку, чтобы малыш попил.

И о том, что ребенок начинает осваивать чашку, сообщите всем, кто проводит с ним много времени. Возможно, бабушки и дедушки захотят «пожалеть» малыша и будут как раньше предлагать ему поильник с водой.

Подберите «особенную» чашку

Ребенок к году будет с удовольствием копировать маму и папу. Поэтому своей собственной настоящей кружке будет очень рад — у мамы и папы же есть такие. Не стоит недооценивать «силу» хорошо подобранной детской чашки.

Желательно, чтобы кружка была небольшой — так ребенку будет проще захватить ее ручками. А чтобы пробудить интерес малыша, подберите яркую чашку. Она может быть с ручками или без, со скошенными или прямыми краями. И самое главное — больше подойдет именно пластиковая кружка. Такая не разобьется. А на первых порах опрокинутой посуды будет много.

Вероятно, потребуется «поэкспериментировать» с кружками. Ребенок может отказаться пить из одной, а вот с другой — не будет никаких жалоб.

Технология обучению питью

Дарья Алейникова
Технология обучению питью

Актуальность темы обучение ребенка самостоятельному питью из чашки, является важной целью, так как пить пассивно – значит вызвать повышение чувствительности слизистой рта, спровоцировать попадание жидкости в дыхательное горло (ребенок поперхнется) и даже аспирацию жидкости, то есть еще более осложнить ситуацию.

Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью взрослого, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного питья из чашки, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки. Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Читайте также:  Как начинаются роды – первые предвестники родов, как организм подготавливается к процессу изгнания

Питье ребенку с нарушениями работы мышц челюстно-лицевой области научиться пить из чашки сложно, какое-то время вам придется помогать ему. Для этого необходимо контролировать положение всего тела и головы, и особенно внимательно управлять челюстями.

Формирование навыка самостоятельного питья из чашки у детей так же будет успешным, если использовать расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционную гимнастику.

Цель: выявить педагогические условия формирования навыка самостоятельному питью из чашки детей и использовать их в работе.

– определение текущего уровня развития данного навыка у детей;

– развивать у детей зрительно-моторную координацию;

– развивать у детей оральную моторику;

– воспитывать интерес к самостоятельному питью из чашки.

Методы и этапы обучения были разработаны по рекомендациям логопеда___

Методы и этапы обучения

№ Название этапов и методов Сроки проведения этапа

1 Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика. ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда

2 Обучение детей питью из ложки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

3 Обучение детей питью из чашки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

4 Обучение детей питью из соломинки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

1. Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика.

Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика используется ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда.

1.1 Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяют в случае повышения мышечного тонуса в мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе («Рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

-“Поза эмбриона” – в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).

-В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

-В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине,голова несколько свешивается назад:

а) Одной рукой взрослый поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

б) Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры.

Поглаживание от середины лба к вискам.

От бровей к волосистой части головы.

От линии лба вокруг глаз.

Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей.

От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее.

От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа.

Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.

Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры.

Поглаживание верхней губы от углов рта к центру.

Поглаживание нижней губы от углов рта к центру.

Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз).

Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх).

Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).

Легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.

1.2 Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии.

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры.

Поглаживание лба от середины к вискам.

Поглаживание лба от бровей к волосам.

Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.

Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.

Сжимание подбородка ритмичными движениями.

Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).

Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).

Укрепление губной мускулатуры.

Поглаживание от середины верхней губы к углам.

От середины нижней губы к углам.

Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.

1.3 Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной, и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Взрослый выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка.

Воспитатель оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений.Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика губ.

Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии).

Собирание нижней губы (тем же приемом).

Собирание губ в трубочку (“хоботок”, производя движение к средней линии.

Растягивание губ в “улыбку”, фиксируя пальцами в углах рта.

Поднимание верхней губы.

Опускание нижней губы.

Смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

Создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э)

Активная артикуляционная гимнастика.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица.

Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.

Поднимание бровей, образование продольных морщин.

Открывание и закрывание рта.

Упражнения для развития губной мускулатуры.

Вытягивание губ вперед трубочкой.

Растягивание их в стороны.

Чередование движений “хоботок – оскал”.

Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.

Размыкание губ при закрытом и открытом рте.

Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа “поцелуй”).

Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).

Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).

Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

2. Формирование навыка детей питью из чашки, не удерживая ее самостоятельно.

2.1 Обучение детей питью из ложки.

Сначала ребенка надо научить пить из чашки ложкой. Так рекомендуется организовать примерно два питья или до тех пор, пока ребенок не поймет, что содержимое чашки следует глотать.

2.2 Обучение детей питью из чашки.

Следующий шаг «Ложка – глоток из чашки», «Ложка – два глотка из чашки» и так далее.

При обучении пить из чашки, начинаем с использования пластикового стаканчика с защитным ободком (рис. 1,а). С одной стороны сделайте выемку для носа (рис. 1,б, она позволит максимально приподнимать стакан и выпивать все до конца, не задирая голову (рис. 1,в, а вы сможете все время наблюдать за процессом и контролировать его. Рис. 2. а – неправильно. Чашку подносят сверху, ребенок откидывается назад; б – правильно. Ребенок пьет в положении сидя, его туловище и голова наклонены вперед, стакан подносят спереди. Рис. 1. а – пластиковый стаканчик с предохраняющим ободком хорошо подходит для обучения питью; б – край стакана вырезан, чтобы нос ребенка не упирался в него; в – так надо наклонять стакан, давая ребенку пить. Главное условие правильного питья – закрытый рот. Челюсти должны быть сомкнуты, а губы – охватывать край стакана. При соблюдении этих условий ребенок сможет втягивать жидкость губами и глотать ее, не захватывая воздух. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы малыша, а остальное он сделает сам. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть малыш держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом, и вы потеряете контроль над его ртом и положением головы. Легче всего пить густые жидкости, например йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего. Ни в коем случае не давайте ребенку, которому трудно научиться пить, поильник с носиком – это заставит его вернуться к примитивному (и неправильному) сосанию.

схемы движения «глаз—рука» и «рука—рот». Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельному питью из чашки, когда взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

2.3 Обучение детей питью из соломинки.

Даже здоровые дети могут пить через соломинку или трубочку не раньше, чем научатся есть и пить из чашки, поскольку этот навык – один из самых трудных. Давать соломинку ребенку с церебральным параличом можно только после того, как он довольно хорошо научится пить из чашки. Питье через соломинку позволяет еще лучше научиться действовать губами. Оно помогает ребенку с атетоидной или атаксической формой церебрального паралича пить самостоятельно, поскольку ему самому трудно поднять чашку и поднести ее ко рту. Соломинка должна иметь толстые стенки и узкий просвет, тогда ребенок не сможет втянуть много жидкости и не будет глотать воздух. Соблюдайте те же правила, что и при обучении питью из чашки – ребенок должен держать соломинку и пить из нее только губами, челюсти должны быть сомкнуты; при необходимости поддерживайте его нижнюю челюсть пальцем. Чтобы соломинка не выпадала из стакана, а жидкость не расплескивалась, возьмите стакан больничного образца – с крышечкой и носиком, в который вставляется соломинка. Ребенок сможет пить, опираясь обеими руками на стол и таким образом стабилизируя положение тела.

3. .Формированию навыка самостоятельного питья из чашки.

Для того чтобы приступить к обучению этому навыку, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы.

Используйте пластмассовую чашку (без ручки) или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками. Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Детям с трудностями глотания лучше предлагать более густые напитки (кисель, кефир и пр.). Сначала заниматься нужно в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты. Заметим, что напиток сам по себе должен стать достаточным вознаграждением ребенку наряду с похвалой.

Обучение проводится в 4 этапа.

На протяжении всего занятия стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки.Проделайте один за другим следующие шаги:

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

Все шаги делаем, как и в первом этапе, добавляем шаги

1. Поставьте чашку на стол.

2. Уберите свои и его руки.Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Прежде чем вы перейдете к третьей части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на последующих занятиях успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

2. Уберите свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3. Постепенно убирайте свои руки, предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.

4. Уберите свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки.

5. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Теперь уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он уже может сам.

6. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Третий и четвертый этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т. е. в обратном порядке.

Учим ребенка пить из трубочки, кружки, поильника и бутылочки

Растущие малыши требуют от родителей много внимания и ласки, а также знаний и умений. Мамам и папам полезно будет выяснить, как легко и быстро научить ребенка пить из кружки, через соломинку, из бутылочки, с помощью поильника. Об этом подробно и поговорим.

Из этой статьи вы узнаете

Учим ребенка пить из трубочки (соломинки)

Самостоятельное питье из трубочки облегчает жизнь ребенку и взрослым. Малыши часто испытывают жажду на улице. Удобно взять с собой коробочку сока или молока с соломинкой. Так ребеночек не обольется, и стаканчик не потребуется.

Преимущества овладения навыком питья через трубочку не оставляют сомнений. Но в процессе обучения родители часто сталкиваются с одной проблемой: груднички не понимают, что водичку нужно тянуть из соломинки. Они ее жуют. Дадим несколько практических советов, которые помогут справиться с этим.

  1. Начинайте приучение к трубочке с девяти месяцев. В этом возрасте крошки сидят, ориентируются в пространстве.
  2. Усадите ребенка в стульчик для кормления. Повяжите нагрудник. Первые уроки не всегда проходят удачно. Дети пугаются, захлебываются, пачкаются. Позаботьтесь о чистоте заранее.
  3. Для первого опыта подойдет маленькая пачка сока. Дайте ее малышу, вставьте в ротик трубочку. Надавите на пачку, чтобы небольшое количество сока попало на язычок грудничка. Когда малыш распробует вкусняшку, он постарается высосать сок самостоятельно.
  4. Проведите еще один эксперимент. Налейте сок или воду в стакан. Опустите трубочку в емкость. Зажмите подушкой пальца верхнюю дырочку, в соломинке останется пару капель жидкости.

Поднимите трубочку и дайте малышу облизнуть, капните на язычок. Повторите несколько раз. Затем вложите соломинку в ротик грудничку «вкусной стороной», другой кончик опустите в стакан. Малыш попробует пососать трубочку и втянуть сок.

  • Если ребеночек давится, захлебывается из-за большого количества жидкости, когда учится сосать соломинку, замените воду кефиром, киселем. Густые напитки двигаются медленнее, попадают в ротик в меньшем количестве сразу.
  • Пример старших братьев, сестер – отличный метод обучения. Пейте чай, компот из соломинки всей семьей. Сделайте процесс веселым, увлекательным. Тщательно втягивайте щеки, покажите, как приятно пить именно так.
  • Если начать обучение питью из соломинки в 9–10 месяцев, то годовалый малыш сможет легко высасывать воду, молоко из пачки без посторонней помощи и быстро привыкнет к поильнику.

    Важно! Существует мнение, что питье из трубочки благотворно влияет на развитие речи. Малыш напрягает мышцы языка, щечек, тренирует их. Это пригодится при проговаривании сложных слов и звуков.

    Еще несколько хитростей

    О том, как научить ребенка пить из трубочки, знают опытные мамочки. Воспользуйтесь некоторыми полезными рекомендациями, которые проверены практически.

    • На начальном этапе используйте любимый напиток малыша. Экспериментируйте с жидкостями.
    • Попробуйте не ставить перед ребенком стакан или пачку с соком. Наполните половинку соломинки напитком и дайте малышу высосать содержимое. Повторите несколько раз. Если все получится, погрузите трубочку в емкость с соком, молоком.

    Пусть постарается наполнить соломинку сам и выпить напиток.

  • Купите красивый поильник с трубочкой. Его удобно держать детскими ладошками, приподнимать, если сок заканчивается.
  • Для обучения используйте толстые силиконовые трубочки, обычные соломинки ребеночек жует и ломает. Такую трубку можно вытащить из поильника или купить сменную.
  • Не бойтесь, что младенец захлебнется из-за больших глотков. Рефлекторный кашель выведет лишнюю жидкость наружу.
  • Если крошка испугался, не настаивайте. Отложите уроки на пару недель, пусть забудет страх перед новым предметом и действием.
  • Читайте также:  Люминиры: что это такое, отличие от виниров, противопоказания

    Обучаем ребенка пить из кружки (чашки)

    Следующим этапом приучения к самообслуживанию становится питье из кружки. Обучение проходит в несколько этапов, может занять несколько дней, а иногда и месяц. Важно не торопить грудничка и узнать как можно больше о том, как научить ребенка пить из кружки, найти подходящий для вашего малыша метод. Тогда навык привьется гораздо быстрее.

    По мнению доктора Комаровского, дети привыкают пить из кружечки в разном возрасте. Одни спокойно воспринимают процесс в 5 месяцев, другим нужно подождать до 9. Но тянуть дольше не стоит, в годик или полтора приучать сложнее, малыши упрямятся и протестуют больше.

    Итак, процесс обучения начинайте следующим образом:

      Купите нужный инвентарь. Для самых маленьких подойдет продолговатый бокал яркого цвета с двумя ручками. Кружка должна быть пластмассовой и легкой. Обратите внимание на производителя и экологичность материала.

    Покупайте детскую посуду в больших торговых центрах с громким именем. В таких магазинах токсичную и некачественную продукцию не реализуют.

  • Правильно выберите момент. Ребенок не должен болеть, капризничать. Период прорезывания зубов точно не подойдет. Психологическая обстановка дома играет немаловажную роль.
  • Проведите ознакомительный урок. Покажите ребенку кружку, можно две. Налейте в нее воду. Расскажите, зачем бокал нужен, попейте из него сами. Оставьте новый предмет в руках у грудничка, пусть поиграет, попробует на вкус.
  • На следующий день или через пару часов повяжите ребеночку нагрудник, налейте водички в кружечку.
  • Придерживайте посуду руками и дайте малышу хлебнуть. Помните, что в раннем возрасте груднички не могут делать сразу несколько глотков. Не прикладывайте бокал слишком долго, иначе крошка испугается, захлебнется.
  • Похвалите малыша за старания, если все получилось.
  • Позвольте самостоятельно придерживать посуду, брать в руки с водой. Не обращайте внимания на лужи, мокрую грудь. Постепенно ребенок научится держать стаканчик и пить аккуратно.
  • Если с первого раза не получилось, повторяйте попытки ежедневно. Смените воду на молоко, сок, кефир.
  • Важно! Давить психологически, ругать, заставлять пить из кружки нельзя. Это вызовет негативную реакцию, отторжение.

    Еще несколько полезных советов

    • В качестве первой чашки можно использовать кофейную из любимого сервиза. Такие кружечки сделаны из фарфора или стекла, поэтому давать их малышу в руки не стоит.

    Держите посуду сами.

  • Сделайте переход к чашечке постепенным. Сначала пейте молочко из кружки утром или вечером, потом в перерывах между приемами пищи. Бутылки, соски, поильники на это время не убирайте.
  • Не лишайте ребенка питья, если он отказывается от взрослой посуды. Это глупость – выжидать, пока малыш замучается от жажды. Так вы ничего не добьетесь.
  • Жесткий протест против кружки воспринимайте спокойно. Отдохните пару недель. Забудьте о стаканчике на это время. Затем продолжите приучение вновь.
  • Позвольте ребенку пользоваться бутылкой и стаканом одновременно. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку. Если крошка привык перед сном сосать бутылочку с молоком, не отнимайте у него эту радость. Но днем старайтесь чаще использовать стаканчик.
  • Играйте в куклы, поите пупсов чаем из игрушечной посуды. Покажите пример правильного поведения в игре. Если грудничку больше 6–8 месяцев, то он может поить мишек, слоников и роботов из кружки сам, а вы ему подыграйте. В процессе «чаепития» предложите ребеночку присоединиться к пластмассовым и плюшевым гостям. Напоите его молоком или водой из чашки исподволь, пейте вместе с ним.
  • Важно! Если дети заболевают, то часто отказываются от некоторых привычек. Например, перестают пить молоко из чашки, требуют бутылочку. Не отказывайте младенцу в капризе. После выздоровления он снова станет «взрослым» и будет пить как большой.

    Обучаем ребенка пить из поильника (непроливайки)

    Прежде чем говорить о том, как научить ребенка пить из поильника, разберемся в ассортименте и разновидностях этой удобной посуды для грудничков.

    Какой поильник выбрать

    Торговые сети предлагают мамам следующие типы стаканчиков с носиками:

    • Универсальные. Их можно превратить в стаканчик, открутив насадку. Это лучший вариант для практичных родителей.
    • Изделия с двумя носиками. Используется насадка двух типов: жесткая и мягкая. Их можно заменять по желанию ребенка.
    • Непроливайки. Отличный вариант для начинающих пить самостоятельно. Внутри стаканчика есть клапан, который открывается при переворачивании емкости, в процессе питья. Разлить водичку из такой посуды грудничку сложно.
    • С ручками и без них. Детишкам до полугода купите непроливайку с широкими ручками. Кроха не сможет держать обычный стаканчик без опоры и одновременно пить из него.
    • Термопоильник. Прогулочный вариант. Вода сохранит комнатную температуру за счет двух емкостей, вставленных друг в друга.
    • С трубочкой. Подходит для крошек старше 6–8 месяцев. Удобно использовать на улице, при обучении пить из соломинки.

    Важно! При покупке непроливайки обратите внимание на наличие защитного колпачка для насадок. Закрывайте поильник, сохраняя жидкость, поверхность от пыли, грязи, бактерий.

    Начинаем обучение

    1. Посадите малыша за столик, наденьте фартучек.
    2. Покажите ребенку непроливайку, продемонстрируйте процесс использования на собственном опыте.
    3. Налейте внутрь любимый детский напиток.
    4. Если кроха питается грудным молоком, смажьте им края насадки, сцедите в кружку.
    5. Прикоснитесь краем соски или твердой насадки к небу, губам ребенка.
    6. Наклоните непроливайку вперед.

    Несколько интересных рекомендаций

    Если малыш не понимает, что делать с поильником, грызет кончик, не пьет из него правильно, используйте следующие хитрости:

    • Научите ребенка глотать. Поите водой или молоком из ложечки до приучения к непроливайке.
    • Давайте поильник в строго определенном месте и в одно время. Например, только на кухне после обеда или завтрака.
    • Попросите старших детей поддержать малыша. Пусть демонстрируют свои умения пользоваться непроливайкой, даже если они уже школьники. Малыши стараются повторять за старшими все движения и действия.
    • При систематических отказах и неудачах замените непроливайку на обычный поильник без клапана. Водичка будет литься сама, без внешних усилий. Малыш будет напиваться быстро, поэтому не наливайте стакан полностью в первый раз.
    • Не зацикливайтесь на поильнике. Пропустите этот этап, переходите сразу к стаканчику.
    • Не забывайте тщательно мыть детскую посуду. Запах, остатки от вчерашнего компота отталкивают ребенка. Мойте стаканчик с насадками в горячей воде с мылом, пищевой содой, сушите вверх дном. Наконечники кипятите пару минут.

    Важно! Покупайте легкие удобные поильники и непроливайки. Малыши часто отказываются пить из-за неудобства при держании, большого веса, скользящих ручек.

    Как научить пить из бутылочки

    Вопрос о том, как научить ребенка пить из бутылочки, чаще волнует мам при отказе от ГВ. Сделать это можно двумя способами.

    Имитация грудного кормления

    Подходит для малышей, переходящих от маминого молока к смесям. Выполняйте следующие рекомендации:

    1. Положите новорожденного на руки.
    2. Покачайте, спойте песню, поцелуйте.
    3. Приподнимите на уровень груди.
    4. Вложите в ротик соску. В бутылочку желательно налить грудное молоко. Заменяйте его на смесь постепенно, если есть такая возможность.
    5. Если новорожденный взял соску, пьет молоко, то не забирайте резко. Делайте небольшие перерывы в случае захлебывания.
    6. Если кроха отказывается от соски, замените молоко или смесь на сок или воду.

    Важно! Оставлять младенца с бутылочкой наедине нельзя. Если грудничок пьет, лежа в кроватке, сам, молоко или вода могут затечь в среднее ушко, разовьется воспаление.

    Помощь бабушек, пап

    Усилия близких родственников потребуются, если в присутствии мамы ребенок отказывается от бутылочки категорически. Пользуйтесь этим методом, когда пытаетесь отучить младенца от грудного вскармливания. Действуйте так:

    1. Мама знакомит малыша с бутылочкой за 1–2 недели до отказа от ГВ. Предлагайте ребенку пить воду, соки из соски.
    2. Для первого опыта пригласите в комнату папу, бабушку. Маме нужно покинуть помещение, чтобы малыш не ждал грудь.
    3. Разведите смесь.
    4. Налейте в бутылочку.
    5. Приложите к губам малыша.
    6. Потерпите слезы, крики, отказ от соски 3–4 минуты.

    За это время малыш устанет, проголодается.

  • Предложите бутылочку еще раз.
  • Следите, чтобы младенец захватил всю соску, а не только край.
  • Хвалите крошку за старания, послушание.
  • Полезные советы

    Сделать процесс приучения к бутылочке легким помогут следующие эффективные рекомендации:

    • Экспериментируйте с сосками, бутылочками. Подбирайте инвентарь из различных материалов, разных форм и фирм-производителей. Многим детям нравятся соски, имитирующие женскую грудь, со средним отверстием.
    • Проверьте скорость попадания молока в ротик. Возможно, жидкость льется слишком быстро или не капает. Для проверки переверните бутылочку, если напиток капает один раз за секунду, то скорость оптимальная.
    • Контролируйте температуру молока и смеси. Если грудничок обожжется или глотнет слишком холодное питье, то испугается бутылочки, откажется ее принимать.
    • Выбирайте правильную позу. Кормилице и малышу должно быть удобно. Лучше давать бутылочку сидя, когда младенец лежит у вас на коленях, руках или в кровати полулежа.
    • В случае категорического отказа предлагайте бутылочку ночью, в периоды дневного сна, на прогулках.
    • Перед началом кормления из бутылочки намочите молочком, смесью губки малыша.
    • Для каши используйте соски с большим отверстием, для воды – с маленьким.
    • Предлагайте ребеночку бутылочку с компотом, соком в дневное время между кормлениями.
    • Не кормите насильно.

    Ребенок ест столько пищи, сколько требует его организм. Если отказывается от пищи, подождите 30 минут–1 час, затем предложите смесь из бутылочки снова.

    Усилия родителей, направленные на приучение малыша к новому, развивающие его самостоятельность и независимость, обязательно принесут плоды. Для этого нужно запастись здравым смыслом, терпением и любовью к малышу.

    Учите детей пить из бутылочек, стаканчиков постепенно, отказывайтесь от планов на короткие периоды времени, в случае неудач, затем приступайте к обучению вновь. В этом случае у вас все получится.

    ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_pit_iz_trubochki.html

    Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

    Как научить ребенка пить самостоятельно из чашки

    В 6-7 месяцев большинство родителей задаются целью познакомить ребенка с поильником, а в лучшем случае – с кружкой. Как научить ребенка пить из чашки – задача не из легких. Приобщать малыша самостоятельно пить из кружки нужно поэтапно и постепенно.

    Приучаем грудничка к пользованию бутылочкой

    Независимо от того, на искусственном или естественном вскармливании находится ребенок, к 5 месяцам, вероятнее всего, он уже знаком с бутылочкой. «Искусственники» привыкают к своей «кормилице» довольно рано в силу разных причин и в 5-6 месяцев уже могут самостоятельно держать бутылку со смесью, водой или соком.

    Младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, до указанного возраста знакомы, в основном, только с маминой грудью. Но именно это время считается оптимальным для их знакомства с бутылочкой. Грудничкам можно предложить ёмкость с водичкой, соком или даже материнским молоком.

    Для того чтобы процесс обучения проходил успешно, важно придерживаться следующих рекомендаций:

    1. правильно подберите оптимальный размер бутылочки, соску с соответствующим возрасту ребенка отверстием;
    2. наполняйте ёмкость наполовину, чтобы ребенку было легче самостоятельно удерживать бутылочку;
    3. подберите удобное положение ребенка (полусидя, полулёжа, сидя);
    4. вложите бутылку в руки малыша;
    5. поднесите бутылочку ко рту младенца;
    6. находитесь рядом с ребенком, слегка придерживая бутылочку и корректируя процесс питья.

    В большинстве случаев, придерживаясь вышеперечисленных правил, родители довольно быстро решают вопрос, как научить ребенка пить из бутылочки. Многие дети инстинктивно научаются пользоваться бутылочкой.

    Знакомим малыша с поильником

    6-7 месяцев – прекрасное время, чтобы приучить ребенка пить из поильника. Чаще всего с такой задачей сталкиваются молодые мамочки, ещё не имеющие достаточного опыта. Тем не менее, пить из поильника довольно удобно, так как этот предмет детской посуды обладает целым рядом неоценимых преимуществ:

    • является простым и понятным в использовании;
    • изготовлен из прочного и высококачественного пластика;
    • легкий для детских рук;
    • обладает функцией «непроливайки»;
    • быстро и легко моется;
    • считается переходным вариантом от бутылочки к чашке;
    • плотно закрывающаяся крышка уберегает малыша от обливания, а специальный носик с дырочками дозирует жидкость, что предостерегает от быстрого потока и исключает вероятность заглатывания большого количества сока, воды или детского чая;
    • детишкам в большинстве случаев очень нравится самостоятельно пить из поильника.

    Дети, без труда освоившие умение держать бутылочку и пить из неё, быстро приучаются пользоваться поильником, удобство которого сложно переоценить:

    • во-первых, с помощью поильника развивается координация рук малыша, тренируется его умение подносить данный предмет детской посуды ко рту;
    • во-вторых, систематическое использование поильника в дальнейшем способствует быстрому овладению навыком пить из чашки;
    • в-третьих, многие родители ценят «непроливайки» именно благодаря данной функции (поильник без проблем можно взять с собой на прогулку, в гости, в магазин, – и при этом быть уверенными, что малыш всегда сможет утолить жажду).

    Приучаем ребенка пить из кружки

    Умение самостоятельно пить из кружки – не только важный бытовой навык, но и очередной этап в развитии ребенка. В 7-8 месяцев уже смело можно предлагать малышу кружку с напитком. Перед тем, как начинать обучение, родителям рекомендуется ознакомиться со следующими рекомендациями:

    1. для начала познакомьте малыша с этим предметом, дайте ему подержать чашку, позвольте ребенку провести с ней различные манипуляции;
    2. покажите, для чего нужен данный предмет детской посуды, объясните доступным языком, продемонстрируйте несколько раз;
    3. предложите малышу сделать несколько глотков из чашки, которую держите вы (это позволит на начальном этапе приучения к кружке контролировать угол наклона, чтобы ребенок не захлебнулся и не облился);
    4. только после того, как малыш научится пить из предлагаемой вами чашки, можно доверить ему самостоятельно попробовать себя в этом нелегком, но важном деле: для этого плесните в чашку немного сока или воды и предложите её малышу;
    5. не оставляйте ребенка одного, обязательно контролируйте все его действия, при необходимости корректируя их и направляя в нужном русле;
    6. не удивляйтесь, если малыш не сразу освоит навык питься из чашки;
    7. будьте готовы к тому, что в первое время ребенок будет периодически обливаться в процессе потребления сока, воды, чая или молока, предлагаемых из кружки;
    8. отнеситесь к процессу овладения ребенком навыком самостоятельно держать чашку и пить из неё с пониманием и терпением.

    Воспользовавшись данными рекомендациями, молодые родители будут чувствовать себя более уверенно, решая задачу, как научить ребенка пить из кружки.

    Осваиваем навык питья из трубочки

    Когда малыш освоит навыки питья из бутылочки, поильника и чашки, можно озадачиться тем, как научить ребенка пить из трубочки. Оптимальным временем для этого считается 9-10 месяцев. Подобное умение пригодится малышу при приобщении к детским сокам, напиткам, молочным коктейлям, которые продаются в коробочках. Многие производители для удобства использования поставляют коробочки с напитками специальными трубочками, упрощающими процесс питья.

    Детишки, которые к 9-10 месяцам уверенно пьют сами из поильника или чашки, интуитивно научаются «тянуть» жидкость из трубочки.

    В некоторых же случаях дети могут испытывать трудности и непонимание при столкновении с коробочкой и трубочкой. Поэтому для родителей тех ребятишек, которые не могут освоить питьё из трубочки, не лишними будут следующие советы:

    • для начала покажите малышу коробочку с напитком, не открывая её;
    • позвольте ребенку внимательно рассмотреть коробочку с соком, повертеть её в руках, потрогать, иначе он начнёт знакомиться с ней тогда, когда вы откроете упаковку;
    • то же самое проделайте с трубочкой, дайте малышу изучить её, вставьте трубочку в ротик малыша;
    • затем вскройте упаковку с напитком в нужном месте, поместите трубочку в специальное отверстие, продемонстрируйте ребенку процесс питья;
    • предложите крохе попить из трубочки (во многих случаях дети инстинктивно начинают производить сосательные движения, поглощая таким образом жидкость);
    • если малыш не сразу поймёт принцип подобного способа питья, слегка нажмите на коробку, чтобы сок начал поступать в ротик младенца (благодаря этому ребенок сможет понять, что хранится в таинственной коробочке);
    • если после всех перечисленных действий малыш не хочет или не может пить из трубочки, не торопитесь делать скоропалительные выводы и отказываться от применений коробочек, предложите подобный способ утоления жажды немного позже, когда малыш будет готов к освоению данного умения.

    При приобщении малыша к различным способам питья, родителям важно помнить, что обучение проходит быстрее и успешнее при учёте таких нюансов:

    1. наглядный показ всех действий (родители должны обязательно продемонстрировать малышу то, чему хотят научить его);
    2. спокойствие и терпение – важные составляющие успешности любого обучения;
    3. вера в то, что у ребенка всё получится (если не сразу, то чуточку позже).
    Оцените статью
    Добавить комментарий