Бич современных детей, или 12 факторов развития сколиоза

Патологические факторы развития сколиоза

(ПО МОВШОВИЧУ)

Первичный патологический фактор, нарушающий нормальный рост позвоночника (диспластические изменения костной ткани).

Фактор, создающий общий патологический фон организма и обуславливающий, при прогрессирующей форме сколиоза проявление первичного фактора в целом сегменте позвоночника (обменно-гормональные нарушения, нарушения белкового, углеводного, минерального обменов).

Фактор статико-динамических нарушений, который приобретает особое значение в период формирования структурных изменений позвонков.

1+2+3= прогрессирующий сколиоз

1+3= непрогрессирующий или медленно прогрессирующий сколиоз

3= нарушение осанки (сколиотическая осанка).

Патогенез сколиоза

Начало искривления позвоночного столба – дисбаланс мышц естественного мышечного корсета в результате несоответствия скорости роста костной ткани и созревания мышечного корсета. Этим объясняется семикратное превышение количества девочек со сколиозом над мальчиками. После 7 лет у девочек один длинный пик роста с 9 до 14-15 лет, у мальчиков же 3 пика роста: в 10-12, в 14-16 и 18-20 лет, так же мальчиков с детства ориентируют на выполнение большой физической нагрузки.

Дисбаланс мышц при искривлении ведет к торсии (скручиванию) позвонков. Торсия позвонков провоцирует смещение пульпозного ядра, что приводит к неправильной нагрузке на тело ниже лежащего позвонка. Это способствует развитию асимметричного роста тел позвонков на вершине искривления с развитием торможения роста на вогнутой стороне и ускорением роста на выпуклой стороне – причина формирования клиновидного позвонка на вершине искривления.

Установлено, что стабилизация дуги искривления не зависит от степени развития болезни, а зависит от степени смещения пульпозного ядра.

Таким образом, появление и развитие деформации позвоночника зависит либо от нарушения в строении тела (гравитационные), либо от дисфункции мышц туловища (миогенные), либо от изменений, происходящих в межпозвонковых дисках (диспластические). Такое разграничение «исходных позиций», с которых начинается сколиоз, позволяет более обоснованно подходить к вопросам прогнозирования и лечения, больных с искривлением позвоночника.

Клинические признаки сколиоза

Нарушение осанки во фронтальной плоскости и идиопатический-дисплатический сколиоз 1 степени проявляются клинически схоже у ребенка.

Отличия нарушения осанки от сколиоза.

В случае нарушения осанки (во фронтальной плоскости):

при активном напряжении мышц эти 4 признака исчезают;

в положении лежа выравнивается ось остистых отростков

При наличии сомнений необходимо сравнение рентгеновских снимков позвоночника в прямой проекции сделанных лежа:

искривление оси исчезает или возникает с другой стороны;

отсутствует торсия позвонков.

Клинические симптомы сколиоза состоят из двух групп:

Характеризующих искривление позвоночника во фронтальной плоскости и проявляющиеся асимметрией отдельных частей тела или сегментов;

Характеризующие торсию позвонков, т к. без торсии нет сколиоза!

К первой группе относятся:

Отклонение линии остистых отростков позвонков;

Разный уровень лопаток;

Разный уровень надплечий;

Разные треугольники талии в положении стоя.

При осмотре больного со стороны спины, прежде всего, необходимо посмотреть расположение остистых отростков позвонков. В норме, если установить отвес от большого затылочного бугра, то он точно повторяет ход остистых отростков. У больных со сколиозом при этом четко выявляется дуга искривления, то есть линия, проходящая через остистые отростки грудных и поясничных позвонков образует сколиотическую дугу (дуга искривления).

Необходимо обратить внимание на положение лопаток. При сколиозе выявляется их асимметрия, состоящая из трех компонентов: 1. Нижние углы лопаток стоят не на одной линии по отношению к линии горизонта; 2. Лопатки находятся на разном удалении от линии остистых отростков. 3. Лопатка на одной стороне прилегает к грудной клетке, а на другой – отстоит от нее (развернутая, выстоящая).

При сколиозе, особенно при грудной локализации, при любой степени тяжести, выявляется асимметрия надплечий и сосков молочных желез, пупок смещен от средней линии тела.

Треугольники талии т.е. пространство между грудной клеткой и тазом – с другой стороны, свисающей рукой – с другой стороны. Большим бывает треугольник на стороне вогнутости, а на стороне выпячивания позвоночника треугольник может и отсутствовать.

Клиническим признаками торсии позвонков являются:

паравертебральная мышечная асимметрия

наличие реберного горба

Эти симптомы лучше всего выявляются в положении ребенка нагнувшись, с опущенными руками и приведенным в груди подбородком. Пациент сгибается, наклоняется на 90 и врач взгляд свой направляет горизонтально вдоль спины, пациент наклоняется к врачу лицом и от врача спиной. Мышечный валик или реберный горб – на стороне выпячивания на высоте дуги искривления.

Клинические проявления сколиотической болезни зависят от возраста больного, причины болезни, степени развития и особенностей течения, локализации первичной дуги искривления. Наиболее часто клиника сколиоза обнаруживается у детей в периоды быстрого их роста в 6-7лет и 10-14 лет.

Всем детям со сколиозом и нарушением осанки обязательны рентгенснимки в прямой задней проекции стоя, лежа во всю длину грудных, поясничных позвонков, а также части шейных и крестцовых. Снимки в прямой задней проекции должны захватывать крылья подвздошных костей. Повторяют Р-обследование 1 раз в год, только в прямой проекции при наличии клиники пргрессирования.

Многие исследователи придерживаются мнения, что сколиоз прекращает прогрессировать с окончанием роста ребенка. Действительно, с окончанием роста ребенка темп развития и прогрессирования болезни замедляется. Однако и в последующем деформация может увеличиваться за счет продолжающихся дегенеративных процессов в позвоночнике. И больше этот процесс будут у тех детей, у которых степень развития болезни была больше до окончания роста тела в длину «чем большей была степень искривления, тем вероятнее более значительное прогрессирование искривления в последующем».

ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К РАЗВИТИЮ СКОЛИОЗА

ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К РАЗВИТИЮ СКОЛИОЗА

Прежде всего, это неправильная осанка и длительное сидение, так как в это время нагрузка на позвоночник увеличивается. Если человек сидит наклонившись вперед, то сближаются края позвонков и защемляют межпозвоночный диск из хрящевой ткани, давление на него возрастает в 11 раз. Длительное сидение в школе, на работе, за компьютером приводит к постоянной нагрузке на одни группы мышц и отсутствию нагрузки на другие, из-за чего нарушается обмен веществ в позвоночнике и начинается разрушение межпозвоночных дисков – остеохондроз.

Нарушение осанки может возникать также при малой двигательной активности (гиподинамии), ослабленности мышц спины. Кроме того, негативными факторами могут служить неудобная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность рабочего места, неэргономичная мебель (парта, не соответствующая росту ребенка) и др.

Выявить сколиоз можно по деформации позвоночника, видимой при внешнем осмотре. Также симптомами могут служить болезненность, ограничение подвижности позвоночника, наклон головы кпереди или вбок – кривошея.

Осматривать ребенка надо при хорошем освещении, не комментируя свои наблюдения, иначе он постарается изменить неправильную позу. Обратить внимание при этом следует на следующие признаки:

1) видимая на глаз деформация скелета;

2) одно плечо выше другого;

3) несимметричность треугольников талии (расстояние между опущенной рукой и выемкой талии);

4) когда ребенок нагибается, выпирает одна из лопаток или формируется реберный горб.

Оценивают положение головы, уровень надплечий и сосков, форму грудной клетки, положение корпуса, наклон головы, при осмотре сбоку – сглаженность или усиление изгибов в грудном и поясничном отделах, длину ног, чтобы исключить компенсаторный сколиоз. В норме при правильной осанке и отсутствии искривления позвоночника у ребенка наблюдаются симметричность подмышечных складок, подвздошных костей, симметричность расположения лопаток, прямое держание головы.

Сколиоз часто дает осложнения со стороны опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, может привести к развитию реберно-позвоночного горба и даже инвалидности.

Читайте также

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ СЛУХА

ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ СЛУХА Следует несколько подробнее остановиться на некоторых заболеваниях, могущих привести к снижению или потере слуха.Отосклероз (отоспонгиноз) – это очаговое поражение костной капсулы лабиринта. Этиология данного заболевания до

Факторы, приводящие к наступлению родов

Факторы, приводящие к наступлению родов Роды как процесс предполагают изгнание плода и элементов плодного яйца (плаценты, пуповины, оболочки) из матки под действием изгоняющих сил. Процесс физиологических родов происходит через 40 недель беременности, если считать от

Факторы риска, способствующие развитию пиелонефрита

Факторы риска, способствующие развитию пиелонефрита Развитию воспалительного процесса в значительной мере способствуют различные факторы, которые ослабляют защитные силы организма и (или) создают благоприятные условия для внедрения и размножения микроорганизмов.

Глава 4. Факторы, способствующие развитию заболеваний суставов

Глава 4. Факторы, способствующие развитию заболеваний суставов Согласно статистическим данным, можно утверждать, что в целом артритом болеет каждый сотый человек. Если детализировать статистику с учетом возраста заболевших, то получится, что приблизительно 2 % лиц в

Патологии, приводящие к возникновению храпа

Патологии, приводящие к возникновению храпа Причиной нарушения носового дыхания может стать искривление носовой перегородки — как врожденное, так и возникшее вследствие травм или явившееся результатом возрастных изменений. Вообще, перегородка носа слегка

Факторы, способствующие развитию и обострению хронического простатита

Факторы, способствующие развитию и обострению хронического простатита Возникновению воспаления в мочеполовом тракте, активации условно-патогенной микрофлоры уретры способствует, прежде всего, развитие вторичного иммунодефицита, проявляющегося в ослаблении реакций

Избавление от сколиоза

Избавление от сколиоза Грустное зрелище представляет собой сколиоз у молодых людей, да и у пожилых тоже. Не говоря о том, что сколиоз с возрастом провоцирует существенное ухудшение остроты зрения.Вспомните, какой отдел позвоночника испытывает большие нагрузки? Когда вы

ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА

ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА Все методы лечения делятся на консервативные и хирургические. К хирургическим методам прибегают в том случае, если консервативное лечение не дало результатов, искривление прогрессирует, развиваются осложнения, в том числе со стороны внутренних органов

Факторы, способствующие развитию вегетативно-сосудистой дистонии

Факторы, способствующие развитию вегетативно-сосудистой дистонии Найти причину вегетативно-сосудистой дистонии несложно. По результатам первичного осмотра врач назначает несколько исследований (от кардиограммы до томографии). Результатов исследования бывает

Факторы, способствующие развитию геморроя

Факторы, способствующие развитию геморроя Геморрой часто возникает у людей с выраженными группами кавернозных вен. Причиной заболевания могут быть врожденная функциональная недостаточность соединительной ткани и нарушения нервной регуляции тонуса венозной стенки.

Диагностика сколиоза

Диагностика сколиоза КАК УЗНАТЬ, ЕСТЬ ЛИ У РЕБЁНКА СКОЛИОЗ? Впрочем, «ребёнок» – понятие условное и возраст здесь не ограничен.Естественно, ребёнка нужно раздеть, хотя бы до пояса, и поставить перед собой. Свет в помещении должен быть ярким и рассеянным, чтобы не

Факторы, способствующие развитию и обострению гастрита

Факторы, способствующие развитию и обострению гастрита Вы должны знать, что желудок участвует в выполнении в организме человека различных функций: физической и химической обработки пищи, ее депонировании и эвакуации, выработке гастромукопротеида (внутреннего фактора

Выявление сколиоза

Выявление сколиоза Если не проводилось ранее обследование на сколиоз специалистами, то вполне возможно, что он может быть не обнаружен по ряду причин:— многие дети, подростки особенно в периоды активного развития организма, становятся очень стеснительными и не всегда

Избавление от сколиоза

Избавление от сколиоза Грустное зрелище представляет собой сколиоз у молодых людей, да и у пожилых тоже. Не говоря о том, что сколиоз с возрастом провоцирует существенное ухудшение остроты зрения. Вспомните, какой отдел позвоночника испытывает большие нагрузки, забыли?

Избавление от сколиоза

Избавление от сколиоза Грустное зрелище представляет собой сколиоз у молодых женщин, да и у пожилых тоже. Вспомните, какой отдел позвоночника регулярно испытывает большие нагрузки? Малые дети много бегают, ходят и вообще двигаются. Именно в детстве больше всего нагружен

Сколиоз у детей школьного возраста: лечение и профилактика

Патологическое искривление позвоночника вправо или влево, приводящее впоследствии к увеличению физиологических изгибов и скручиванию позвонков, называется сколиозом. Это распространенное заболевание среди детей школьного возраста, которое отражается не только на внешнем виде, но и влечет за собой ряд серьезных недугов.

Причины сколиоза у детей

По типу проявления сколиоз у ребенка бывает врожденным и приобретенным. Первый проявляется еще в процессе внутриутробного развития. Врожденное искривление позвоночного столба характеризуется нарушением развития межпозвонковых дисков, хрящевых тканей, костного скелета. Начиная с 7-летнего возраста возможно диагностирование заболевания, поскольку в этот период происходит проявление его внешних признаков:

  • аномальные отклонения в пояснично-крестцовом отделе;
  • излишняя худоба;
  • слабый мышечный корсет;
  • асимметричное расположение таза и ног;
  • выгнутая форма спины;
  • холодные конечности с повышенной потливостью.
Читайте также:  Золотарник (золотая розга): лечебные свойства и противопоказания, применение, фото

Приобретенный сколиоз формируется у здорового ребенка под воздействием неблагоприятных факторов. Появляется патология в результате:

  • неправильной осанки;
  • ношения тяжестей;
  • неактивного образа жизни;
  • длительного сидения в неправильной позе;
  • дефицита витаминов;
  • травмы и/или опухоли позвоночника.

Разновидности

Искривление позвоночника у ребенка классифицируют, исходя из времени начала заболевания и локализации деформации позвоночного столба. В зависимости от возраста, в котором начался сколиотический процесс, врачи выделяют следующие виды болезни:

  • Инфантильный. Развивается у младенцев от рождения до 3 лет.
  • Ювенильный. Начинается в возрасте 3-10 лет.
  • Адолесцентный. Время начала сколиоза у детей школьного возраста от 10 до 14 лет.

По локализации патологического процесса болезнь делится на шейный (чаще врожденный), грудной, поясничный, грудопоясничный и комбинированный (чаще приобретенный) сколиоз. По количеству сколиотических дуг патология разделяется на:

  • С-образную. Характеризуется искривлением одной дуги. Самый распространенный сколиоз у детей школьного возраста.
  • S-образную. Представляет собой искривление позвоночного столба в двух отделах на две стороны.
  • Z-образную. Наблюдается искривление трех сколиотических дуг: серединная – в одной стороне, а две другие – в противоположной. Это самый тяжелый случай, который лечится исключительно хирургическим путем.

В зависимости от причин, вызвавших заболевание, и его происхождения, сколиоз делится на несколько групп. Среди них:

  1. Мышечный. Формируется вследствие патологии связочного и мышечного аппарата, к примеру, при врожденном вывихе бедра, кривошее, контрактуре коленного или тазобедренного сустава.
  2. Неврогенный. Развивается в результате перенесенного полиомиелита, травмы спинного мозга, детского церебрального паралича или других заболеваний нервной системы.
  3. Диспластический. Это врожденные сколиотические изменения позвоночника, которые возникают из-за отхождений от нормы костных структур и позвонков.
  4. Идиопатический. Причины возникновения патологий данной группы еще не установлены. Замечено, что идиопатические сколиозы развиваются чаще у детей школьного возраста.

Также существует несколько клинико-рентгенологических классификаций искривления позвоночника по степени выраженности. Российские врачи пользуются системой, составленной в 1973 году отечественным травматологом Чаклиным В.Д.:

  • Сколиоз 1 степени. Боковое искривление заметно в вертикальном положении тела пациента, а в горизонтальном – исчезает. Угол искривления позвоночного столба – от 5 до 10°
  • Сколиоз 2 степени у детей. Более выражена боковая деформация, которая не исчезает в положении лежа. Угол кривизны – 11-25 °
  • Сколиоз 3 степени. Значительно выражено боковое искривление позвоночника, которое сочетается с уже сформировавшейся компенсаторной дугой. Угол искривления позвоночника – 26-50°
  • Сколиоз 4 степени. Помимо костно-мышечных деформаций наблюдаются нарушения работы внутренних органов. Угол искривления от 50°.

Признаки

Дети школьного и дошкольного возраста с искривлением позвоночника 1 и 2 степени никаких жалоб не предъявляют. Окружающим все равно заметна всегда опущенная голова, сведенные плечи, асимметрия спины, сутулость. При сколиозе 3-4 степени ребенок начинает жаловаться на:

  • дискомфорт в области спины;
  • головную боль;
  • учащенное сердцебиение;
  • одышку;
  • болезненные ощущения в сердце.

Со временем у школьника нарастает скованность движений, он быстро утомляется, становится невнимательным. Дети младшего возраста могут часто терять равновесие, спотыкаться. Искривление позвоночного столба – это не только физический дефект, но и косметический. Школьники старшего возраста из-за этого могут впадать в депрессию. У них зачастую портятся отношения со сверстниками и родителями, падает самооценка.

Последствия

Деформация позвоночника протекает менее агрессивно, если началась у ребенка в 10-12 лет. Заболевание, появившееся в возрасте до 6 лет, имеет, как правило, прогрессирующее течение, которое сопровождается ранним искривлением, поэтому полностью вылечить такую форму болезни невозможно. Для девочек со сколиозом прогноз в плане беременности благоприятен, поскольку разработаны комплексы упражнений, подготавливающих женщину к родам, облегчающих вынашивание ребенка.

Юноши призывного возраста с таким диагнозом не подлежат призыву в вооруженные силы или имеют ограничения, что определяется степенью выраженности искривления позвоночного столба. Иногда сколиоз несет опасные и необратимые последствия для детей школьного возраста. Осложнения могут быть следующими:

  • возникновение горба на ребрах;
  • нарушение функционирования и развития внутренних органов;
  • чрезмерная асимметрия таза;
  • деформация грудины;
  • нарушение дыхания;
  • ослабление брюшных мышц.

Диагностика

Заподозрить сколиоз у детей школьного возраста и направить на дальнейшее обследование могут участковый педиатр, врач учебного заведения, детский невролог, хирург, физиотерапевт, дерматолог и другие специалисты. Для постановки диагноза доктор осматривает ребенка спереди, сзади, с обоих боков, в положении стоя, наклона, сидя, лежа. При наличии признаков деформации позвоночного столба врач с помощью сколиозометра определяет степень искривления в градусах.

Если отклонение от вертикальной оси составляет более 5-7°, то пациент направляется на более детальную диагностику. Методы обследования:

  • Рентген в горизонтальном и вертикальном положении в двух проекциях.
  • КТ или МРТ позвоночного столба дает более детальную информацию.
  • Миелография назначается по необходимости для исключения межпозвоночных грыж, опухолей спинного мозга и других патологических процессов.

Лечение сколиоза у детей

Терапевтическая тактика выбирается для каждого ребенка индивидуально. Схема лечения определяется возрастом, степенью выраженности болезни, сопутствующими заболеваниями. Все методики делятся на консервативные и хирургические. К первым относится ортопедический режим (контроль осанки, сон на твердой поверхности и прочее), ношение корсета, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, мануальная терапия.

Если сколиоз не прогрессирует и находится на 1 или 2 стадии, то все мероприятия проводятся для уменьшения нагрузки на позвоночник. Школьнику назначаются только консервативные методы лечения. Для врачей главное – не допустить развития болезни. Если патологический процесс прогрессирует, угол искривления достиг 40° и нарушены функции внутренних органов, то показано хирургическое вмешательство. Операцию стараются делать в школьном возрасте от 10 до 14 лет, поскольку этот промежуток считается оптимальным для исправления позвоночного столба.

Упражнения

Цели лечебной физкультуры при сколиозе – сократить нагрузку на позвоночный столб, укрепить мышечный каркас, восстановить баланс мышечно-связочного аппарата и выровнять осанку. Корректирующие упражнения назначаются каждому школьнику индивидуально. Главное условие – регулярность занятий: 2 раза/день по 10-15 минут. Пример упражнений для позвоночника:

  1. В положении стоя локти разведите в стороны, руки согнув к плечам. Совершайте ими вращательные движения по часовой стрелке полминуты. Делайте два подхода с 10 секундным перерывом.
  2. В положении лежа животом вниз, приподнимите конечности, пытаясь их удержать в воздухе максимальное количество времени.
  3. Встаньте на четвереньки. Вытяните назад левую ногу, а правую руку – вперед. Зафиксируйтесь на несколько секунд, вернитесь обратно. Повторите то же упражнение с другой рукой и ногой.
  • Как поменять видеокарту на ноутбуке дискретную и интегрированную самому с видео
  • Что можно есть кормящей маме после родов
  • Невралгия – лечение в домашних условиях. Симптомы невралгии

Корсетирование

Такой метод лечения сколиоза применяется при 2 и 3 степени заболевания, так как в этот период угол искривления превышает 20°. Ношение корсета может назначаться и при условии прогрессирования патологического процесса у ребенка школьного возраста. Средства для поддержки осанки используют сначала по 30 минут/день, но постепенно общая продолжительность нарастает до 4 часов/сутки. Важно выполнять всю физическую нагрузку на позвоночник строго в корсете.

К выбору ортопедического изделия нужно подходить с осторожностью, поскольку он может доставлять маленькому пациенту дискомфорт, натирать кожу. Для уменьшения болевых ощущений натертые места необходимо постоянно смазывать мазями и надевать под корсет хлопчатобумажное или льняное бесшовное белье. Со временем ребенок привыкает к его ношению, неприятные ощущения пропадают.

Иппотерапия

Лечение во время езды на лошади редко используется, но показывает отличные результаты. Иппотерапия является идеальной тренировкой для тела ребенка со сколиозом. При этом мышечный тонус симметрично формируется с двух сторон. Начинается терапия с ходьбы лошади, во время которой ноги школьника опираются на стремена, работают в такт движению. Пружинный эффект укрепляет ягодичные мышцы, способствует улучшению кровоснабжения. Иппотерапия проводится под наблюдением физиотерапевта. Чтобы всадник не упал, специалист фиксирует его к лошади с помощью специальных ремней.

Массаж

При сколиозе детям школьного возраста всегда назначают массаж. Он помогает сформировать мышечную память. Даже после удачно проведенного лечения есть риск, что эффект будет длиться недолго, ведь мышцы запомнили искривленное состояние позвоночника. Массаж, проводимый периодически, будет возвращать поверженный сегмент позвоночного столба в исходное положение.

Методика массирования для сколиоза отличается несимметричностью: для каждого участка свои действия. Для тонизирования мышц применяют растирание, разминание и вибрацию. Для расслабления напряженных участков – растирание и поглаживание. Массажист при проведении сеансов должен учитывать весь комплекс факторов: отдел повреждения (шейный, поясничный, грудной), вид и степень заболевания, возраст ребенка. Средний курс лечения массажем – 10-20 сеансов с перерывом в полгода.

Оперативное вмешательство

Если желаемый эффект не наступает после консервативного лечения сколиоза, то детям школьного возраста назначают хирургическое вмешательство. Лечение подразумевает имплантацию специальных приспособлений (эндокорректоры, дистракторы и прочие) в грудную клетку. Они фиксируют позвоночник в максимально выпрямленном состоянии. Операции всегда предшествует вытяжение позвоночного столба (тракция). Другие способы хирургического лечения:

  • костно-пластическая операция (резекция позвонков);
  • мобилизирующая хирургия (удаление межпозвонкового диска);
  • косметическая операция (резекция угла лопатки, горба).

Профилактика

Для предотвращения признаков развития сколиоза необходима своевременная профилактика заболевания, особенно у детей школьного возраста. Лучшее предотвращение искривления позвоночника – это здоровый образ жизни. Профилактические меры включают в себя:

  • правильное положение тела во время учебы;
  • постоянное слежение за осанкой;
  • сбалансированный рацион питания;
  • достаточное количество сна;
  • ежедневные прогулки на свежем воздухе;
  • отдых на кровати средней жесткости;
  • утренняя зарядка, включающая упражнения из комплекса ЛФК.

Бихевиоральная психотерапия

В современной психотерапии есть несколько ведущих направлений. Наиболее успешной из них является поведенческая или бихевиоральная терапия. Главным отличием бихевиоральной психотерапии от других учений является изменение поведенческих навыков пациента, а не коррекция сознания или разрешение внутренних конфликтов.

Основные принципы бихевиоральной психотерапии

Основоположниками теории бихевиоризма были И.П. Павлов и В.М Бехтерев. Их труды использовались многими известными психотерапевтами всего мира. Бихевиоральная терапия с успехом применяется при лечении многих психических, психосоматических и чисто соматических заболеваний.

К основным принципам учения можно отнести: • психотерапевты используют в своей работе техники и методы, эффективность которых была доказана экспериментально;

• психокоррекция начинается с решения проблемы, беспокоящей пациента в конкретный момент времени;

• поведенческая терапия не меняет внутренний мир человека. Воздействие на личность осуществляется в степени, необходимой для решения конкретной задачи;

• пациенту не навязывается представление о том, что является болезнью, нормой или отклонением. В ходе терапии вырабатывается наиболее оптимальная модель поведения для конкретного человека;

• психотерапевт играет ведущую роль в ходе лечения. Он задает вопросы пациенту и ставит перед ним задачи, при этом метод «выговаривания проблем» не используется вовсе.

Отличительной особенностью бихевиоральной терапии является то, что пациенту даются домашние задания. В ходе выполнения таких упражнений часто прибегают к помощи близких людей и членов семьи.

Этапы поведенческой терапии

Бихевиоральная психотерапия, как отдельное направление, было выделено примерно в середине прошлого века. Это учение стремительно набирало популярность, так как позволяло достигать положительных результатов за два или три сеанса психотерапии.

Бихевиоральная терапия построена на идее о том, что некоторые виды расстройств психики связаны с неправильно сформированными поведенческими навыками. К таким нарушениям относятся фобии, поведенческие расстройства и различные зависимости, нарушения сна и приема пищи, трудности речевого развития у детей и другие проблемы, при которых можно выделить конкретный симптом для коррекции.

Лечение проводится в несколько этапов:

1. Анализ поведения. Этот этап наиболее длительный, иногда может продолжаться несколько недель. Психотерапевт всесторонне изучает особенности поведения пациента, чтобы составить наиболее оптимальную схему терапии.

2. Составление плана лечения. После того, как будут выявлены проблемы пациента, можно переходить к их коррекции. В случае, если было найдено несколько проблем, то их решение осуществляется последовательно.

3. Завершается терапия тогда, когда у пациента будут сформированы поведенческие навыки, позволяющие ему справляться с проблемой.

В процессе бихевиоральной терапии психотерапевт выступает в роли учителя, который помогает пациенту приобрести новые поведенческие навыки. При этом огромную роль играет мотивация человека. Пациент должен четко понимать смысл всех приемов и методов, используемых психотерапевтом. Это помогает правильно выполнять все задания и стимулирует на дальнейшие занятия.

Читайте также:  Ацикловир: инструкция по применению крема, мази и таблеток

Методы бихевиоральной терапии

В процессе коррекции поведения пациента психотерапевт использует различные способы, которые условно можно разделить на несколько больших групп:

• метод научения и усвоения позволяет научить человека правильному поведению в ходе наблюдения за образцом. В качестве такого образца могут выступать психотерапевт, его ассистенты, другие пациенты, если терапия является групповой. Также желаемому поведению можно учиться в ходе просмотра фильмов или чтения книг;

• метод отучивания построен на вызывании негативных эмоций или ощущений при проявлении отрицательного поведения;

• метод устранения позволяет отстранить неадекватное поведение. Данный метод успешно применяют при лечении различных фобий.

Довольно часто бихевиоральную терапию сочетают с когнитивной психокоррекцией (когнитивно-бихевиоральная психотерапия). Многие из методов поведенческой терапии широко используются в педагогике и менеджменте.

Бихевиоризм как научный подход к изучению поведения

Люди по-разному общаются и ведут себя с окружающими, по-разному работают, отдыхают и по-своему реагируют на различные события. Все что касается сферы поведения человека или животных уже много лет является субъектом изучения бихевиоризма.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм является научным подходом к исследованию поведения людей и животных. Всестороннее изучение данной области основано на теории о том, что поведение любого человека обусловлено рефлексами и реакциями в ответ на какие-то мотивационные обстоятельства. Кроме этого, имеет немаловажное значение личный опыт конкретного индивидуума.

Полученный опыт в процессе развития складывается из двух основных моментов – поощрения и наказания. Эти два мощных импульса будут сильно воздействовать на личность, и регулировать ее поведение в той или иной ситуации. Бихевиористы, в свою очередь, признают влияние генетической наследственности, но все-таки первостепенную роль ученые отдают многообразию факторов окружения личности. Их интересуют именно когнитивные функции – процессы в головном мозге, которые активируются при изучении окружающей среды.

Изучать и рассматривать сознание, как отдельное и независимое явление, приверженцы бихевиоризма категорически отказывались. Они считали, что оно всего лишь представляет отдельные поведенческие реакции.

Джон Уотсон и Торндайк

Джон Уотсон проводил множественные эксперименты над людьми. Особенно его внимание было обращено к изучению поведения младенцев. Это была превосходная идея, потому что груднички являлись ничем не обремененными и неопытными субъектами. Ученому удалось выделить три главные реакции, основывающихся на базе инстинктов. Это чувства, которые широко известны каждому нормальному человеку – любовь, гнев и страх. Однако метод формирования более сложных поведенческих форм так и не был им до конца изучен.

Вслед за Уотсоном появлялось много ученых, которые делали посильный вклад в эту науку. Одним из наиболее заметных деятелей стал психолог и педагог американского происхождения Эдвард Торндайк. Он изучил и ввел такое понятие как «оперантное поведение», которое базировалось на идее развития путем многочисленных попыток и неудач. Торндайк единственный ученый у кого вышло установить, что сущность интеллекта можно выделить, не затрагивая при этом сознание.

Основные положения бихевиоризма

Если характеризовать бихевиоризм со стороны психологии, то в качестве основного формирующего научного направления мы можем выделить целый список его главных положений. Их можно описать в форме следующих тезисов:

  1. Предмет анализа бихевиоризма – поведение и реакции человека или прочих животных.
  2. Поведение и поведенческие реакции подвергаются анализу с помощью наблюдения.
  3. Психологические и физические особенности жизнедеятельности индивидуума контролируются поведением.
  4. Поведение человека или животного представляет собой комплекс определенных движений на различные мотивирующие факторы.
  5. Узнав основной раздражитель, можно предсказать, какой будет ответная реакция.
  6. Прогнозирование реакций особи – фундаментальная цель бихевиоризма.
  7. Абсолютно все виды реагирования особь унаследует (безусловные рефлексы) или получает в результате личного опыта (условные рефлексы).

Представители, изучавшие бихевиоризм

Самым ярким лидером бихевиоризма является Джон Уотсон. Он не боялся изучать данную область с помощью неординарных экспериментов и как можно детальнее описывал полученные результаты.

Хотя Уотсон был не единственным, кто посвятил свою жизнь бихевиоризму. Среди прочих выдающихся личностей можно отметить заслуги Уильяма Хантера. Он прославился тем, что создал в 1914 году известную всем отсроченную схему анализа реакции в поведении. Авторитетным деятелем он стал благодаря своим знаменитым экспериментам, в которых участвовали обезьяны.

Еще одним именитым ученым, состоявшим в движении бихевиористов, был Карл Лешли. Он экспериментальным образом помог выбранному животному разработать конкретный навык. Затем он ампутировал какую-то часть мозга и пытался изучить взаимосвязь между обретенным навыком и отрезанной частью. Интереснее всего ему было наблюдать за тем, как оставшаяся часть мозга начинает брать на себя и выполнять нехарактерные для нее функции.

Заключение

Фундаментальным выводом, полученным с помощью множества бихевиористских исследований, можно назвать осознание человеком своих и чужих поведенческих реакций. Кроме этого, итогом такой научной деятельности стало понимание, что можно создавать обстоятельства, обуславливающие определенное поведение и действия индивида.

Подобные исследования еще раз доказывают, что мозг можно тренировать и улучшать основные когнитивные функции через специальные тренировки. Развить память, внимание, мышление помогут тренажеры Викиум: всего 10 минут занятий в день помогут научиться быстро концентрироваться, запоминать важные вещи и развить гибкость мышления.

Общая психология

Основные направления психологии

1. Бихевиоризм

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Представители бихевиоризма:

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию. Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий. Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов. Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).

Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной. Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал. Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма:

Теория связей Торндайка

Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта. Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением. Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен. Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы. Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются. Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Оперантный бихевиоризм Скиннера

Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание. Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом. Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции. Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе. Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением. С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

Когнитивный бихевиоризм Толмена

В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция. Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище. Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться. Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»

Бихевиоризм в психологии. Что это такое, представители, методы, определение, схема

Бихевиоризм – это психологическая теория, которая была впервые выдвинута в 1913 году психологом классического направления Дж. Уотсоном. Название «бихевиоризм» произошло от английского «behavior», означающего «поведение», что является главным предметом изучения исследователями этой теории.

Читайте также:  Витамины для нормализации менструального цикла и их применение

Основываясь на фиксации поведения человека, проявляющееся в его реакциях на определенные стимулы, ученые создавали собственные трактовки относительно главной цели бихевиоризма – повлиять на поведение человека.

Определение

Бихевиоризм в психологии – это направление, которое трактует поведение человека с точки зрения его внешних реакций, отрицая при этом сознательный компонент личности, ее мотивы и цели, предшествовавшие совершению действия. Представители бихевиоризма (теории среды) считают, что поведение человека формируется только социальными факторами; врожденные склонности отрицаются.

Предмет психологии, согласно теории, состоит в изучении реакции человека или животного, которая появляется в ответ на какой-либо стимул извне; общая схема поведения субъекта: S-R (стимул-реакция).

Бихевиоризм считает объективным только внешние особенности поведения, которые можно наблюдать, а психически процессы, мотивы и внутренние стремления сводятся к субъективным, не имеющим большого значения факторам. Бихевиористы не видят разницы между механизмами поведения человека и животного.

Основателем бихевиоризма является Д. Б. Уотсон, который изучал исключительно человеческие реакции на стимулы, игнорируя субъективные факторы, не поддающиеся внешнему наблюдению (мышление, эмоции, ощущение, восприятие). В дальнейшем идеи Д. Б. Уотсона стали основой для формирования необихевиоризма, основателем которого стал Б. Ф. Скиннер.

Поведенческие конструкции Скиннера отличаются от моделей классической теории среды, но суть явления осталась той же – внутренние процессы психологической структуры, которые невозможно изучить с помощью объективных методов, не могут объективно изучаться или являются недоступными для научного исследования.

Психология наиболее известного представителя необихевиоризма является наукой манипулирования поведением человека путем обнаружения механизмов стимулирования. Сам стимул создается по намеченному плану, а необходимое поведение человека формируется с помощью позитивных и негативных вознаграждений.

Основные идеи

Представители бихевиоризма выдвигали следующие основные положения своей теории:

  • человек действует всегда исходя из личной полезности своего поведения, старается вести себя так, чтобы получить одобрение и расположение со стороны окружающих;
  • поведение, которое можно объективно наблюдать, является надежной научной величиной;
  • главная задача психологии – изучать механизмы, стимулирующие необходимое поведение;
  • животные и люди всегда ведут себя так или иначе в зависимости от реакций, вызываемых определенными раздражителями (стимулами);
  • изучение механизмов стимула можно предсказать реакцию животного или человека;
  • реакции человека формируются только с помощью воздействия извне.

Направления

Теория бихевиоризма, как и любое направление в психологии развивалась, проходя через множество школ и направлений.

Классический бихевиоризм

Классический бихевиоризм начал развиваться с середины 20-х гг. XX в. в США. Его основателем стал Дж. Уотсон, который стремился преобразовать психологию в объективную науку, которая могла бы изучать явления с точки зрения их объективных проявлений. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях.

При этом исследователь отрицал научность фиксации субъективных переживаний человека:

  • страдание;
  • сожаление;
  • переживание;
  • осознание.

Предметом изучения психологии, по мнению Дж. Уотсона, являются объективно наблюдаемые реакции человека, которые возникают в результате стимулирующего воздействия извне. Поведение человека определяется набором его реакций, которые возникают по формуле S – R (стимул – реакция) и подразделяются на наследственные и приобретенные.

Основные методы, с которыми работает бихевиоризм, включают в себя наблюдение, объективное тестирование, экспериментальные воздействия, которые позволяют выявить математически связанные переменные влияния среды на организм человека. С этим методом связана научная цель воздействий – научиться контролировать поведение.

Теория связей Торндайка

Торндайк стал основателем теории научения, основанную на 2 законах: закон упражнения и эффекта. Исследователь занимался опытами над животными, что привело его к формированию теории научения. Например, Торндайк помещал кошку в ящик, называемый «проблемным ящиком», в котором есть препятствия, которые животному необходимо преодолеть.

Чтобы получить угощение, кошка должна была нажать на пружину, которая привела бы в действие механизм открытия ящика. Результаты двигательных реакций кошки фиксировались в специальных графиках, «кривых научения». В результате эксперимента, ученый выявил однотипность поведения животного, которое совершало беспорядочные движения, пока случайно не задевало необходимую пружину.

С течением времени количество однотипных движений уменьшалось, а необходимых (по отношению к пружине) – увеличивалось. Данный вид обучения животного получил название «метод проб и ошибок». Также Торндайк формировал теорию научения, основанную на системе наказания или положительного поощрения.

Теория основывается на следующих положениях:

  • частота повторения определенных стимулов и вызываемой реакции напрямую влияет на закрепление связи;
  • возможно повлиять на степень закрепления реакции на какой-либо стимул с помощью положительного подкрепления;
  • создание новых связей зависит от личной готовности субъекта;
  • если среди возникших двух раздражителей один связан с позитивным восприятием для субъекта, то второй также становится способен вызывать положительную реакцию.

Оперантный бихевиоризм

Наиболее яркий представитель бихевиоризма Б.Ф. Скиннер, изучая человека и животных, выделил 3 вида их поведения: условно-рефлекторное, безусловно-рефлекторное и оперантное. Последний вид поведения активно изучался Скиннером, который описывал его как реакцию человека не на стимулы, а на собственные действия, которые в сознании закрепляются как положительные.

Оперантное поведение предполагает активные действия организма, результат которых может привести или к отвержению модели взаимодействия или к ее положительному закреплению, что повышает вероятность возникновения поведения повторно. В результате изучения явления, Скиннер разработал теорию научения, которая, с помощью подкрепления, позволяет сформировать необходимое поведение.

Теория социального научения

Психолог Альберт Бандура родился в Канаде 4 декабря 1925 г. и в своей научной деятельности опирался на исследования классического и оперантного бихевиоризма.

При этом Бандура не был согласен с представителями раннего направления, которые говорили о прямом подкреплении человека как единственном варианте его научения. Психолог выработал новую теорию с понятием косвенного научения, раскрывающего возможность человека формировать свое поведение, опираясь на чужой опыт.

В отношениях с людьми человек опирается на следующие признаки косвенного подкрепления:

  • похвала;
  • внимание;
  • отвержение;
  • принятие;
  • наказание.

В результате наблюдения за группой испытуемых, Бандура выяснил, что люди учатся при помощи моделирования, наблюдая за другими людьми и примеряя на себя их модели поведения.

Социальное научение проходит через следующие стадии:

  1. Наблюдение формы поведения у окружающих.
  2. Применение данной формы поведения у себя.
  3. Генерализация раздражителя.

Если поведение других для человека является субъективно положительным – он получит косвенное позитивное подкрепление, что закрепит определенные реакции в поведении человека. При отрицательной субъективной оценке действий окружающих человек подкрепляется отрицательно, что подавляет в нем тенденцию действовать в дальнейшем подобным образом.

Роль обусловливания

Бихевиоризм в психологии – это направление, основным принципом которого является закон эффекта, который был сформулирован американским психологом Эдвардом Ли Торндайком, который считал, что последовавшая за поведением реакция определяет вероятность совершения действий повторно. Это выделило подкрепление как решающую реакцию на поведение, усиливая ее связь со стимулом (S – R).

Положительное подкрепление:

  • вознаграждение;
  • похвала;
  • одобрение;
  • получение желаемого.

Отрицательное подкрепление:

  • замечание;
  • болезненные действия;
  • наказание;
  • критика;
  • отсутствие получения желаемого.

Действие подкрепление является механизмом обуславливания, которого выделяют 4 формы:

  1. Опернантное. Обуславливание происходит с помощью подкрепления определенной произвольной реакции. Поведение субъекта не вызывается; оно должно происходить до того, как будет осуществлено подкрепление.
  2. Классическое. Обуславливание является научением, при котором первоначально нейтральный стимул начинает ассоциироваться у субъекта с определенной реакцией после того, как за нейтральным стимулом многократно проявлялся другой раздражитель.
  3. Избегание. В основе этой формы обуславливания лежит подкрепление путем прекращения воздействия неприятного стимула.
  4. Контробуславливание. Метод контробуславливания основан на трудах известного русского ученого академика Ивана Павлова и его знаменитых опытах с собаками. Контробуславливание состоит в изменении эмоциональной реакции на раздражительный стимул.

Методы

Бихевиоризм – это направление, методы которого в классической психологии основывались на естественнонаучных способах изучения. Основателем классических методов бихевиоризма стал Дж. Уотсон, который старался сформировать науку с использованием объективных способов наблюдения, фиксирования и анализа информации об объекте изучения.

Методы Дж. Уотсона:

  1. Наблюдение. Метод является основным для исследования поведения изучаемого объекта. Наблюдение состоит в планомерном восприятии явления, результаты которого фиксируются наблюдателем.
  2. Объективное тестирование. Объективное тестирование характеризуется методом измерения и оценки психологических характеристик человека с помощью специальных техник. Дж. Уотсон адаптировал объективное тестирование к бихевиоризму: исследователь предложил оценивать результаты теста только касательно поведения человека, исключая его психические процессы. Таким образом фиксация результатов демонстрировала реакцию испытуемого на различные раздражители.
  3. Дословная запись. В классическом бихевиоризме данный метод рассматривался спорно, учитывая отказ Уотсона от интроспекции, метода психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов. Несмотря на это, исследователь использовал дословную запись, потому что она позволяла фиксировать речевую реакцию объекта. Это подразумевало, что речь является не менее важной реакцией, чем моторика тела, что в дальнейшем стало поводом для критики Уотсона его последователями. Основатель бихевиоризма признавал, что данный метод может быть неточен и часто использовал его для фиксации изменения тона голоса, не принимая во внимания высказывания о личных переживаниях, образы и мысли человека.
  4. Условные рефлексы. Основа данного метода состоит в том, что реакции приспособления человека и животного возникают при специальных условиях, которые закрепляют связь между условным раздражителем и безусловным рефлекторным актом, который подкрепляет раздражитель. Условный сигнал должен происходить быстрее безусловного подкрепления; после их нескольких сочетаний может сформироваться рефлекс.
Безусловные и условные рефлексы
Являются врожденнымиМогут формироваться в течение всей жизни
Передаются по наследствуНе передаются по наследству
Практически не ослабевают с течением жизниМогут вырабатываться и ослабевать в течение жизни
Реакция заложена изначально, проявляет себя в ответ на адекватные стимулыВырабатываются с помощью безусловных рефлексов
Осуществляются за счет подкорковых структур головного мозга и центров спинного мозгаДействуют за счет участия коры больших мозговых полушарий

Формирование условного рефлекса было первоначально изучено советским физиологом И.П. Павловым, исследования которого во многом повлияли на взгляды Дж. Уотсона.

Достижения и критика

Бихевиоризм в психологии – это направление, которое сильно повлияло на педагогическую мировую практику. Возникло предположение, что особенности поведения человека зависят от связи набора стимулов и реакций.

Одним из достижений бихевиоризма является расширение класса объектов исследования, когда стало изучаться поведение животного и человека (младенца), что было невозможно с помощью интроспекции, фиксации наблюдения собственных психических процессов.

Исследователи в области изучения поведения внесли значительный вклад в продвижение таких разделов психологии как образование, научение, формирование навыков.

Проблемой бихевиоризма является игнорирование внутренних психических процессов человека; исследователи не создавали методов анализа невербальных проявлений, их деятельность ограничивалась наблюдением поверхностных внешних проявлений, чего недостаточно для теоретического анализа.

Кроме того, практически все эксперименты бихевиористов проходят в лабораторных условиях, что мешает понять действие открытий в условиях реальной жизни, где на человека влияет множество внешних и внутренних факторов, не учитываемых в искусственно созданной среде.

Критики бихевиоризма отмечали, что тезис о том, что наблюдаемое поведение является надежной относительно науки величиной, является ошибочным. При изучении человека необходимо учитывать разные мотивирующие импульсы, которые скрыты от наблюдателя.

Бихевиоризм – это такое направление в психологии, которое занимается исследованием поведения человека и животного, выявлением способов его обучения, формированием условных рефлексов и использованием механизмом обуславливания для подкрепления необходимого поведения.

Главная цель бихевиоризма – повлиять на характер действий человека, сформировать у него желательные реакции. Несмотря на значительный вклад в изучение поведения, теория подвергается критике из-за игнорирования внутренних психических процессов, которые должны быть учтены как мотивирующие импульсы, играющие важную роль в изучении человека.

Видео о бихевиоризме

Что такое бихевиоризм:

Оцените статью
Добавить комментарий