Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам

MoneyPapa

эксперт по семейным финансам

Карманные деньги. Взгляд известного детского психолога.

Множество вопросов родителей связаны с темой карманных денег для ребенка. Давать или не давать? с какого возраста? Сколько? Как? За что? Нужно ли контролировать трату карманных денег? На эти и другие вопросы отвечает известный детский психолог, автор множества книг по детской психологии, Елизавета Филоненко.

Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елазаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

Нужны ли ребенку карманные деньги? Особенно, если у ребенка и так все есть.

В некоторых семьях родители считают, что у ребенка и так все есть, и часто больше, чем нужно. Кому не знакома проблема заваленной ненужными игрушками комнаты? А если ребенку что–то нужно, он всегда может попросить родителей, они ему не откажут… Получается, что денег ребенку по крайней мере до подросткового возраста и не нужно.

Однако, свои деньги – важный элемент в жизни ребенка, можно сказать, ступенька в его развитии. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка.

Существуют несколько устойчивых убеждений о карманных деньгах, которыми, как правило, руководствуются родители, решая этот вопрос. Они не всегда точны, и нуждаются в рассмотрении. Остановимся на каждом из них в отдельности.

Убеждение: «Деньги помогают обучиться азам финансовой грамотности, дети учатся рассчитывать свои траты».

Возможно, это так при достаточно солидных суммах, выдаваемых уже почти взрослым детям. Для маленьких же детей небольшая сумма, которая им выдается, вряд ли всерьез научит их обращению с деньгами, учитывая то, что финансовая сторона их жизни полностью обеспечена взрослыми.

Убеждение: «Карманные деньги научат ребенка ценить деньги, беречь их, помогут понять их настоящую цену».

Вряд ли это верно для детей, которые по-настоящему ни в чем не нуждаются. Не стоит ожидать, что ребенок из достаточно обеспеченной семьи будет ценить или беречь деньги только потому, что ему выдают небольшие суммы. В ряде случаев среди детей встречается особо трепетное отношение к личным деньгам, но это скорее индивидуальная черта, которая обычно сопровождается и другими особенностями характера. Чаще всего наличие карманных денег не учит детей бережливости.

Карманные деньги в жизни ребенка играют совершенно другую, скорее психологическую роль. Появляясь в жизни ребенка, они воздействуют сразу на несколько сторон его жизни.

Отношения с миром, способность влиять на ситуацию.

Ребенок, получивший свои собственные деньги, обретает некоторую новую грань свободы, он иначе начинает смотреть на то, что ему доступно или нет в мире вещей и удовольствий. Раньше все его возможности что-то получить (будь то вещи или развлечения) полностью контролировались родителями и были невозможны без их участия. После получения карманных денег роль родителей, хотя и остается фактически, уходит несколько в тень и это меняет психологическую реальность ребенка. Теперь он чувствует себя в мире более весомым и самостоятельным. Ребенок чувствует себя более независимым, теперь большее количество удовольствий он может позволить себе без участия родителей.

Отношения с родителями.

Растущее желание независимости ребенка неизбежно влечет за собой изменения в характере его отношений с родителями. Карманные деньги – один из маркеров нового положения ребенка в мире людей. Ребенок, взрослея, постепенно отгораживает собственную территорию, на которую родители будут иметь вход, только если того захочет ребенок. Давая карманные деньги, родители со своей стороны как бы признают за ребенком право на собственную территорию. Этим они подтверждают право ребенка на собственный выбор и показывают ему свое доверие. Это особенно актуально с подростками, но касается и младших школьников.

На что тратить карманные деньги?

Родители иногда не дают денег ребенку именно потому, что опасаются, что эти деньги будут использованы на опасные вещи (вредную еду, алкоголь, наркотики). В таких случаях ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: ты недостоин нашего доверия и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба эти послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во – взрослом возрасте.

Карманные деньги улучшают отношения детей с родителями, но нельзя покупать любовь и отношения.

Выдавая ребенку небольшую сумму на карманные расходы можно несколько улучшить с ним отношения. Речь конечно не идет о «покупке любви»! Однако, зачастую, игнорируя потребности ребенка в области самостоятельных небольших покупок, мы провоцируем его на скрытое, неосознанное недовольство своим положением в семье. Ребенок может и не говорить об этом, но простить некоторые вещи у родителей ему сложно, особенно если в семье постоянно недовольны своим материальным положением или поведением ребенка. Примерьте на себя такую ситуацию: что если каждый раз, захотев что-то приобрести, вам пришлось бы обращаться с просьбой к домочадцам. Большинство людей считает такое положение для взрослого человека весьма печальным. Ребенку такая ситуация также неприятна, чем старше становится ребенок, тем больше недовольства может быть у него в этом отношении.

Нельзя путать карманные деньги с «целевыми»

Карманные деньги не стоит путать с так называемыми «целевыми» деньгами, теми деньгами, которые вы даете ребенку на еду в школе, экскурсии и проч. Эти суммы выдаются ребенку на что-то, и он не может, как правило, распоряжаться ими по своему усмотрению.

Как давать карманные деньги?

Деньги лучше всего начинать регулярно давать около 6 -7 лет. В этом возрасте ребенок уже достаточно социально развит, чтобы деньги обрели для него ценность. Опыт показывает, что большинство детей не интересуются деньгами раньше, если только не развивать этот интерес искусственно.

Сколько денег давать?

Вопрос количества денег не может быть решен однозначно, во-первых, из-за того, что у детей разного возраста различные потребности, во-вторых, потому, что семьи имеют различный достаток и дети растут в различной социальной среде. Кроме того, стоит учитывать и опыт обращения ребенка с деньгами, слишком большие суммы, выданные неожиданно, могут дезориентировать ребенка.

Не существует какой-то правильной формулы, по которой можно было бы высчитать идеальную сумму для каждого случая, но некоторые опорные пункты можно перечислить:

  • начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;
  • поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;
  • обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
  • выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться без особенных переживаний. Дети могут тратить деньги на неодобряемые вами вещи, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком бурно.

Сумма карманных денег должна быть оговорена с ребенком заранее и быть фиксированной.

Контролировать ли, на что ребенок тратит карманные деньги?

Желательно никак не контролировать, как ребенок тратит ту сумму, которую вы ему выдали. Многие родители небезосновательно боятся, что ребенок, получив деньги, потратит их на вредную еду или другие запрещенные вещи. Действительно, так бывает довольно часто, ребенок тратит деньги на то, что ему не покупают родители (колу, чипсы и проч.) Однако, этот вопрос касается другой области воспитания, он непосредственно не относится к карманным деньгам. Пищевые привычки и установки относительно того, что такое хорошо, и что такое плохо – складываются в течение многих лет, под влиянием среды. К тому моменту, когда ребенок получает карманные деньги, он уже обладает определенным набором установок. Ребенок, уходя из дома, становится временно недоступен контролю, и вопрос, будет ли он есть неполезные продукты и совершать неприглядные поступки – это не вопрос наличия/отсутствия карманных денег у ребенка. Всегда найдутся возможности и финансовыми ограничениями этот вопрос решить невозможно.

Можно ли наказывать детей лишением карманных денег?

Карманные деньги не могут быть у ребенка отняты в связи с каким-то то его проступком или настроением родителя. Владение определенной суммой обычно ценится детьми, и это делает деньги заманчивым инструментом манипулирования поведением ребенка, в частности, инструментом наказания. Родители часто лишают ребенка карманных денег, за какую – либо провинность. Это неудачная стратегия, отнимающая у ребенка чувство безопасности, приводящая к чувству психологической беспомощности. Ведь если взрослый по своему усмотрению может давать или отнимать свободу и самостоятельность, воплощением которой частично являются деньги, то для ребенка это означает собственную ничтожность. Таким приемом лучше не пользоваться. Такого рода наказания сильно подрывают доверие ребенка к родителям и могут значительно повлиять на отношения с ним. Если все же финансовые наказания планируются, то ребенок должен быть заранее об этом оповещен, четко представлять себе, в каком случае он лишится карманных денег. Так, вопрос о лишении карманных денег может рассматриваться, например, в том случае, если ребенок крадет деньги или материальные ценности у родителей или других людей. В таком случае, те деньги, которые обычно шли в карман ребенку направляются на покрытие результатов его поступка. Однако, необходимо отдельно сказать, что случаи воровства, особенно повторяющиеся, всегда требуют индивидуального рассмотрения, и наказанием или лишениями можно только усугубить те психологические состояния, которые толкают ребенка на воровство.

Как часто давать карманные деньги?

Удобно давать ребенку деньги раз в оговоренные сроки (раз в месяц или неделю). В начале «финансового пути» ребенка срок, на который даются деньги, должен быть совсем небольшой. Постепенно, с возрастанием сумм, может увеличиваться и интервал между финансовыми вливаниями. В таком случае подросший ребенок уже столкнется с необходимостью минимального планирования своих трат, в чем вы сможете ему помочь.

Поначалу имеет смысл помочь ребенку организовать место для хранения денег и передать ему идеи о хранении денег, которые вы считаете удачными. Иногда дети, которые начали получать небольшие суммы, теряют их, забывают взять с собой в магазин. Это должно стать вопросом ответственности ребенка. То есть, вы даете деньги ребенку, а за их хранение и наличие в определенный момент отвечает он сам. Лучше избегать ситуации, в которых не ребенок, а мама считает карманные деньги ребенка, хранит их и прочее. Организовывать хранение и следить за своими деньгами ребенок должен самостоятельно.

Деньги за работу по дому.

Отдельная тема – это возможность заработать деньги в семье. Тут существуют два основных направления: учеба и непосредственно работа.

В некоторых семьях считают, что учеба для ребенка – та же работа, поэтому естественно было бы оплачивать усилия ребенка в области учебы. Я отношусь к принципиальным противникам такой позиции и считаю, что платить за учебу никогда не стоит, как за отдельные оценки, так и за хорошо законченную четверть. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. В области обучения работают совершенно другие стимулы. Деньги же, если и дают временный результат, то сопровождаются весьма ощутимыми негативными явлениями, к тому же плохо влияют в долгосрочной перспективе.

Платить ли за работу по дому?

Платить за домашнюю работу также не стоит. Ведь домашние дела, это в некотором смысле условие совместной жизни и негласная договоренность между членами семьи, живущими под одной крышей. Платить за вынос мусорного ведра или вымытую посуду, значит ставить ребенка в искусственную и странную ситуацию, когда на него, почему-то, не распространяются правила общежития, которые выполняются другими членами семьи. Кроме того, при оплачиваемой домашней работе предполагается, что ребенок неспособен к восприятию иных положительных подкреплений (благодарность, одобрение, радость близких), а понимает только звон «золотых монет». Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.

Как ребенку заработать в собственной семье?

Однако, возможности заработать в собственной семье все же есть. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам, которые не выполняются членами семьи. В семейном бюджете уже выделена определенная сумма на такие расходы, и ребенок при желании может получить ее, выполнив соответствующую работу. Тут подойдет мытье машины, выгул собак, отдельные виды домашних работ и прочие обязанности, которые обычно выполняются не самими членами семьи, а нанятыми специально людьми. Например, обычно вы моете машину в специальном центре, но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, она не превращает отношения с родителями в коммерцию. У ребенка есть возможность заработать, но есть и выбор отказаться работы без ущерба семье. Такого выбора у ребенка фактически нет, если вы платите ему за уборку своей комнаты или учебу. Он не может отказаться и сказать – «не буду этого делать», потому, что в таком случае он все равно подвергнется давлению со стороны родителей, которые будут настаивать на выполнении дел.

Семья и пример родителей.

Карманные деньги – важная часть опыта ребенка, но жизненная позиция в отношении денег формируется более многообразными воздействиями. Дети, как правило, формируют свое отношение к деньгам, опираясь на взгляды родителей в этой области, но, не вполне копируя их. Тем не менее, позиция родителей в сфере финансов играет большую роль для формирования менталитета ребенка.

Как научить детей правильному обращению с деньгами?

Как же родители могут помочь ребенку установить такие отношения с деньгами, которые будут способствовать его гармоничной жизни? Тут есть два главных направления:

  • не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий.
  • работайте над собственным отношением к деньгам. Вам точно так же может не хватать финансовой грамотности и вы можете предпринимать усилия в этом направлении. Многие взрослые мечтают упорядочить свою финансовую жизнь, научиться оптимизировать личный бюджет, так может быть пришло время освоить эту область? Оптимизируя свое собственное отношение к деньгам, мы непременно положительно повлияем на то, как наши дети будут относиться к этой важной области жизни.

Ссылка на полную версию статьи здесь.

Елизавета Филоненко, семейный психолог,
специалист по детско-родительским отношениям
Автор множества книг на тему «Воспитание Детей».
Сайт Елизаветы здесь: http://mama-papa-help.ru.

А я желаю Вам благополучия в финансах, семье и по жизни!
С Вами был Тимур Мазаев, он же MoneyPapa – эксперт по семейным финансам.

Как научить ребенка правильно относиться к деньгам

Многие финансовые проблемы во взрослой жизни родом из детства: психологи утверждают, что базовые установки по обращению с деньгами формируются довольно рано и в дальнейшем их очень сложно изменить. Поэтому так важно научить ребенка ответственному отношению к финансам.

Два года назад в России провели первое масштабное исследование финансовой грамотности детей и подростков. Оказалось, что в подавляющем большинстве российских семей не принято обсуждать с детьми планирование бюджета и вообще вопросы, связанные с деньгами. Хуже того — в 80% этих семей родители и сами не ведут финансовый бюджет, а детально расписывают свои доходы и расходы только 8% семей. Нет курса финансовой грамотности и в школах.

Результат такой «стратегии» наглядно продемонстрировал тот же опрос. Большинство старшеклассников практически ничего не знают о существующих сберегательных, страховых и инвестиционных инструментах, не умеют и не хотят копить. А одна девочка — ей, правда, было семь — заявила, что деньги делают из нефти (и это была не метафора).

Карманные деньги как курс финансовой грамотности

Только имея собственные средства, которые он тратит по собственному усмотрению, ребенок сможет научиться эффективно их распределять. Поэтому карманные деньги — отличный практический инструмент, с помощью которого можно научить ребенка базовым правилам обращения с деньгами. Но молча отсчитать купюры для этого недостаточно.

  • Планирование. Обговорите с ребенком, какую сумму, с какой периодичностью (раз в неделю, две недели, месяц) и по каким дням вы будете ему выдавать. Впоследствии вы должны строго придерживаться этих условий. Нельзя использовать уже оговоренные выплаты в качестве элемента мотивации или демотивации — например, лишать карманных денег в качестве наказания. Совершенно неэффективно выдавать деньги без всякой системы (а именно так, к сожалению, поступает большинство российских родителей): как ребенок научится планировать расходы, если поступления зависят от настроения мамы или от того, удалось ли ей самой в этом месяце уложиться в бюджет?

Многие родители поощряют ребенка деньгами за выполнение домашних обязанностей или хорошие оценки. Но это крайне спорная система: она, может, и будет мотивировать ребенка что-то делать по дому, но совершенно не воспитает у него ответственности, понимания своих обязанностей, своего вклада в семью. Да и на отношениях с родителями это отразится не лучшим образом: замена дружеского общения и взаимопомощи товарно-денежными отношениями может в будущем привести к конфликтам и шантажу.

Научите ребенка базовым правилам безопасности при ношении с собой наличных: хранить купюры нужно не в карманах, а в кошельке; не стоит хвастаться деньгами ни перед взрослыми, ни перед сверстниками; в случае нападения лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

Читайте также:  Гиперестезия зубов, разновидности, лечение у стоматолога и дома

Не давите на ребенка, не указывайте ему, как и на что тратить карманные деньги, не ругайте за «бессмысленные» покупки: он должен научиться самостоятельности и ответственности. Но если вы замечаете, что у него пока плохо получается контролировать расходы — можно и нужно обсудить с ним эту ситуацию и предложить решения (например, выдавать меньшие суммы, но чаще: это снижает риск потратить все карманные деньги за месяц на спонтанную покупку).

Научите его оптимизировать расходы, расскажите и покажите, на чем и сколько можно сэкономить, чтобы свободных денег оставалось больше, вместе решите, какие статьи расходов ему нужно оптимизировать. Научите сравнивать цены на товары в разных магазинах, пользоваться интернет-агрегаторами для мониторинга цен. Расскажите про выгодные акции и скидки. Но при этом научите не поддаваться на маркетинговые уловки, расскажите, как работает реклама, объясните, что она специально построена так, чтобы тебе немедленно захотелось купить вещь, может быть, и не нужную.

Научите ребенка делать накопления. Если он мечтает о дорогостоящей вещи (планшет, новый телефон, велосипед и т. д.), посчитайте вместе с ним: сколько времени ему нужно будет копить, если он будет откладывать из карманных денег 10%? А 20%? А 30%? Объясните, что в пользу накоплений ему придется отказаться от каких-то текущих расходов. Пусть он сам выберет вариант плана накоплений и сам его придерживается. Если с первого раза не получилось и ребенок потратил все карманные деньги, ничего не положив в копилку — это его право, нельзя его за это ругать. В конце концов, для него это будет ценным уроком: чем больше потратил, тем дольше приходится копить.

Если вещь слишком дорогая и копить на нее долго, предложите другой вариант: пусть он накопит некую фиксированную сумму (половину, треть), а остальные доложите вы. Но ребенок должен понимать, что его часть суммы полностью на его ответственности: если он в этом месяце не сделал отчислений в копилку, покупка откладывается. Подавите желание доложить побольше денег и сделать покупку раньше срока: это сведет на нет все понимание о сбережениях (зачем копить, если мама все равно купит?).

  • И, пожалуй, самое главное: подавайте хороший пример. Ваши рассказы о правилах финансовой грамотности будут совершенно неэффективны, если вы сами этих правил не придерживаетесь и не в состоянии контролировать свой собственный бюджет. Именно из семьи ребенок получает модель обращения с деньгами: видя, что родители то и дело совершают спонтанные покупки и залезают в долги, он будет подсознательно считать это нормой, что бы вы ему ни рассказывали о планировании бюджета и разумных тратах.
  • Финансовая грамотность для самых маленьких

    Эксперты советуют начинать обучение финансовой грамотности с 5-7 лет: к этому времени малыш уже знает цифры, умеет складывать и вычитать.

    Для начала в доступной и увлекательной форме расскажите ему, как и зачем появились деньги, почему они разные в разных странах. Покажите малышу купюры и монеты, объясните их номинал. Приведите пример, что можно купить на каждую купюру, чтобы ребенок представил их реальную ценность.

    Попросите его сделать несколько практических упражнений: собрать из монет и купюр 76 рублей; разложить кучку монет по номиналам. Сыграйте в финансовую игру «Сыщик»: выдайте малышу лупу и несколько купюр одного номинала, одна из которых будет игрушечной (такие часто продаются в магазинах канцелярских принадлежностей). Задача малыша — распознать фальшивку. Таким образом он в игровой форме выучит внешние признаки настоящих денег, и впоследствии мошенникам будет гораздо сложнее его обмануть. Когда ребенок справится со всеми этими заданиями — сходите с ним в магазин и позвольте самостоятельно расплатиться за покупку. Научите проверять сдачу.

    Объясните, что такое банковские карты, покажите, как они действуют. Объясните, что безналичные расчеты тоже имеют лимит. А то у многих малышей возникает иллюзия, что деньги появляются «из стены» — из банкомата — стоит только вставить в него волшебную карточку.

    Расскажите, что для получения денег людям нужно работать. Объясните на доступных примерах, какие бывают варианты работы и оплаты (почасово, фиксировано, за проект), что такое предпринимательство и открытие своего дела. Потом расскажите о своей собственной работе, о том, как формируется семейный бюджет, о том, что часть суммы из него уходит на обязательные нужды, часть – на сбережения. Можете нарисовать диаграмму и вместе ее раскрасить.

    Чтобы донести до ребенка идею о том, что деньги — ресурс ограниченный, дайте ему возможность самому совершить финансовый выбор. Начните с самого простого — пар равнозначных товаров (что тебе купить: фломастеры или карандаши? Велосипед или самокат?). Далее можно усложнять выбор: «Мы можем потратить 300 рублей. Кукла стоит 300, плюшевый котик — 200, мяч — 100, фломастеры — 100, пирожное — 100». Так ребенок быстрее поймет, что нельзя купить сразу всё, научится расставлять приоритеты, обдумывать траты.

    Обучая ребенка финансовой грамотности, не перегружайте его информацией, которую он все равно еще не способен усвоить. Зачем ему в 7 лет знать про кредитную систему и пенсионные начисления? И не пытайтесь сразу вывалить на него все, что знаете: информацию нужно подавать порционно и переходить к следующей теме, только когда он разобрался в предыдущей.

    Детские банковские карты

    Подавляющее большинство родителей выдает карманные деньги наличными, и в результате подростки имеют весьма смутное представление о банковских картах. Финансовые консультанты рекомендуют вместо наличных использовать банковские карты, и не только потому, что это научит с ними обращаться: по данным западных опросов, люди, с ранних лет пользовавшиеся дебетовыми картами, во взрослом возрасте гораздо ответственней относятся к финансам.

    Для детей от 7 до 14 лет многие банки предлагают карты на имя ребенка, привязанные к счету родителей. Ребенок может сам выбрать яркий дизайн карты, а родители имеют возможность устанавливать лимиты и просматривать расходы по покупкам. Лимит можно установить на день, на неделю или месяц: второй вариант эффективнее всего (контролировать бюджет на месяц далеко не все взрослые умеют, что уж говорить о детях, а ежедневные лимиты не помогут научиться планировать). Лучше всего выбрать карту с бонусной программой: ребенок сможет копить бонусы и тратить в детских кафе или магазинах. Хороший вариант — карта с начислением процентов на остаток: это будет мотивировать ребенка более осознанно относиться к тратам и накоплениям.

    Подростку от 14 лет уже можно оформить карту, привязанную к его собственному счету. Научите его пользоваться онлайн-приложением банка, смотреть статистику расходов (некоторые интернет-банки оформляют ее в виде диаграмм с типами трат и суммами расходов по каждой категории — это научит подростка анализировать свои покупки). Объясните базовые правила безопасности при использовании банковских карт (не отдавать никому карту, не сообщать пинкод, не поддаваться на уловки мошенников).

    Дети и карманные деньги: как научить ребенка правильно относиться к деньгам

    Чтобы ребенок знал цену деньгам, понимал, что они не падают с неба, а зарабатываются, детей нужно с самого детства учить правильно распоряжаться денежными средствами. Попытаемся разобраться нужно ли вообще давать деньги детям на карманные расходы? Разберемся как правильно реагировать, если вдруг выясняется, что ребенок ворует деньги. Чтобы понять, как воспитать в ребенке ответственность и правильное отношение к деньгам, чтобы ребенок не вырос жадным, необходимо рассмотреть все стороны денежного вопроса.

    1. Стоит ли давать ребенку карманные деньги?
    2. Давать ли деньги за какие-то заслуги?
    3. Сколько денег давать ребенку?
    4. Необходимые меры безопасности
    5. Видео: Дети и деньги

    Мультик для детей: Что такое деньги?

    Стоит ли давать ребенку карманные деньги?

    Аргументы за то, чтобы давать деньги детям:

    • Наличие собственных денег учит детей распоряжаться личным бюджетом (экономить, копить на что-то);
    • Дети учатся выбирать то, что на данный момент важнее, учатся расставлять приоритеты;
    • Наличие карманных денег вызывает у детей желание иметь их больше, а, следовательно, является отличным стимулом для заработка во взрослой жизни;
    • Распоряжение собственными деньгами воспитывает в детях самостоятельность, ответственность и уверенность;
    • Наличие собственных финансов дает ребенку ощущение полноправного члена семьи и общества;

    Аргументы, свидетельствующие против того, чтобы давать детям деньги:

    • Поскольку дети не сами заработали, а деньги достались им просто так, то эта сумма может быть легко потраченной на бессмысленные безделушки, что явно не научит ребенка ценить деньги;
    • Если давать детям деньги за примерное поведение или за помощь по дому, это может стать причиной шантажа в будущем;
    • Деньги могут сделать ребенка жадным и завистливым;
    • Детям сложно будет понять истинную цену денег.

    Аргументов за и против выдачи карманных денег детям существует много, но истина, как известно, где-то по середине.

    Оптимальным возрастом для выдачи карманных денег считается 6 лет . Ребенок в этом возрасте уже способен оценить ситуацию и самостоятельно принимать несложные решения. Прежде, чем осчастливить ребенка первыми карманными деньгами, необходимо доступно разъяснить, как с ними обращаться.

    Давать ли деньги за какие-то заслуги?

    Многие родители дают ребенку деньги за хорошие оценки в учебе и выполнение каких-то домашних обязанностей. Вознаграждение в денежном эквиваленте является неплохим стимулом хорошо учиться и помогать по дому, но ребенок должен четко понимать, что это его прямые обязанности, и они не должны оплачиваться. В данном случае ребенок растет эгоистом, который даже свои прямые обязанности выполняет исключительно за денежное вознаграждение. Также это отразится и на отношениях родителей с ребенком, и вместо уважения и бескорыстной помощи появится товарно-денежный обмен.

    Выделяя деньги ребенку на карманные расходы, нужно быть предельно внимательным. В случае неправильного распоряжения финансами, необходимо объяснить ребенку почему/куда он неправильно потратил деньги, чтобы избежать подобного в будущем. С раннего детства необходимо правильно учить детей распоряжаться деньгами, только так ребенок научится их ценить.

    Сколько денег давать ребенку?

    Когда вы твердо решили, что ребенок достиг того возраста, чтобы самостоятельно распоряжаться деньгами, проведите с ним разъяснительную беседу. Расскажите сколько, зачем и для чего ему будут даваться деньги. Размер денежной суммы зависит от здравого смысла родителей. Но также на количество выделяемых ребенку карманных денег влияют и другие факторы:

    • Возраст и ответственность ребенка;
    • Финансовое положение семьи;
    • Населенный пункт проживания (разумеется, что в мегаполисе цены на порядок выше, чем в периферийных городах).

    Критерии выдачи карманных денег:

    • Психологически ребенок готов распоряжаться самостоятельно деньгами уже в первом классе, после того, как научился считать и читать;
    • На карманные расходы должна выделяться определенная сумма в разумных пределах;
    • Детям младшего дошкольного возраста выдавайте деньги один раз в неделю, детям подросткового возраста – раз в месяц;
    • Держите под контролем все финансовые расходы вашего ребенка, чтобы предотвратить запрещенные покупки (табачные, алкогольные и наркотические изделия).

    Никогда не рассчитывайте сумму, исходя из:

    • Успеваемости в школе;
    • Помощи по дому;
    • Примерного поведения;
    • Собственного настроения.

    Не стоит компенсировать деньгами дефицит вашего внимания к детям. Помните, что выдача карманных денег должна преследовать одну важную цель – воспитание в ребенке финансовой самостоятельности.

    Советы родителям:

    • Ребенок должен знать, зачем ему выдаются деньги, на что и как их тратить;
    • Выдаваемая сумма должна быть в разумных пределах и расти по мере взросления ребенка;
    • Установите четкий график выдачи денег ребенку, пускай это будет какой-то конкретный день недели/месяца;
    • Сумма должна быть строго фиксированной. Это научит ребенка распоряжаться ограниченными средствами так, чтоб их хватило на определенное время (научит планировать);
    • В случае отсутствия возможности очередной раз дать деньги, объясните ребенку причину, почему так случилось.

    Выдавая ребенку карманные деньги, не стоит четко регламентировать, что он должен купить. Пускай распорядится выделенной суммой самостоятельно. Так он научится распоряжаться собственными средствами целесообразно. Конечно, ребенку сначала придется научиться справляться с множеством соблазнов, отвечать за последствия бессмысленных трат, но в итоге он научится правильно и разумно относится к деньгам и покупкам. Посоветуйте ребенку записывать каждую свою покупку, чтобы потом в конце недели проанализировать свои финансовые расходы и сделать определенные выводы. Это также даст возможность и родителям следить за тратами ребенка. Расскажите, что если копить деньги, то можно насобирать приличную сумму и купить что-то существеннее, то, о чем он давно мечтает. Так он научится экономить и откладывать деньги в копилку, не тратя на бессмысленные покупки. Следите за расходами ребенка мягко, ненавязчиво, с доверием.

    Необходимые меры безопасности

    • Проинформируйте ребенка обо всех возможных рисках ношения денег с собой (потеря, кража);
    • Предостерегите ребенка, чтоб не хвастался деньгами ни перед сверстниками, ни перед взрослыми;
    • Подарите ребенку копилку, пускай хранит свои сбережения там, так безопаснее;
    • Приучите держать деньги не в карманах, а в кошельке;
    • Расскажите, что в случае нападения или шантажа лучше отдать деньги, не оказывая сопротивления.

    Рекомендуем книгу по теме: Дети и деньги (Автор: Блискавка Евгения Александровна. Скачать можете тут http://moneykids.ru/)

    Давать деньги детям однозначно нужно. Иначе как они научатся правильно ими распоряжаться? И при соблюдении всех советов и мер предосторожности, вы воспитаете в ребенке финансовую самостоятельность и привьете ему правильное отношение к денежным средствам.

    Читаем также:

    Видео: Дети и деньги

    С какого возраста давать детям карманные деньги и нужно ли?

    Карманные деньги для детей: давать или нет?

    Дети и деньги – давать ли детям деньги? Если да, то сколько? И что делать, если ребенок требует деньги, но у родителей их нет? Педагог-консультант Виктория Проскуров отвечает на вопросы ведущего передачи Школьный автобус Михаила Аршавского:

    Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

    Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

    Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

    Да, мое мнение ,- деньги детям давать надо! но и не забывать (контролировать) куда ребенок их потратил! Почему , да потому что бы ребенок с раннего возраста умел деньгами распоряжаться и умел отдавать себе отчет куда их потратил на какие цели.

    Карманные деньги не только приучают ребенка к финансовой самостоятельности, но и позволяют ему чувствовать себя полноценным членом семьи, ощущать определенную степень свободы. Так что, деньги на мелкие расходы давать ребенку нужно. Вот только, с какого возраста? Мне кажется, лет с десяти, когда ребенок уже способен тратить деньги не только на сладости.

    Как научить ребёнка обращаться с деньгами

    Чтобы дети выросли успешными и самостоятельными, нужно закладывать основы финансовой грамотности с ранних лет.

    Какие качества определяют успех ребёнка в будущем

    Чтобы ребёнок научился рационально распоряжаться деньгами и достиг успеха во взрослой жизни, необходимо с самого раннего возраста привить ему два ценных качества: способность побороть сиюминутные желания ради большей награды в будущем и умение действовать независимо. Разберём эти качества чуть подробнее.

    Отсроченное вознаграждение

    Отсроченное вознаграждение — это способность бороться с сиюминутными удовольствиями и ждать отложенной награды.

    В известном Стэнфордском зефирном эксперименте Cognitive and attentional mechanisms in delay of gratification. детям предоставили выбор: получить небольшую награду сейчас или награду побольше через короткий промежуток времени.

    Исследователи проследили за детьми до подросткового возраста и обнаружили, что дети, которые смогли подождать дольше в эксперименте, были успешнее в дальнейшей жизни. Это показало, что способность ждать награды играет важную роль в поддержании здоровья, достижении успеха и благополучия.

    Независимость

    Это качество обеспечивает чувство контроля над собой и способность строить суждения независимо от других людей. Со временем любой ребёнок начинает проявлять независимость, старается отделить себя от родителей и действовать самостоятельно.

    Важно не подавлять стремление ребёнка к независимости, а поддерживать и направлять его на этом пути. Дети, которые учатся быть свободными, проходя через определённые этапы, вырастают в успешных и продуктивных людей.

    Ниже мы приведём несколько способов постепенно привить ребёнку эти два качества — независимость и способность отказаться от сиюминутных наслаждений — сначала через игры и сказки, а затем с помощью определённых правил и советов.

    Как учить обращению с деньгами в разном возрасте

    Поскольку развитие детей происходит постепенно и на каждом возрастном этапе необходимы свои меры и способы обучения, рассмотрим несколько периодов:

    • дошкольный возраст (3–7 лет);
    • младший школьный (7–11 лет);
    • подростковый (11–14 лет);
    • ранняя юность (14–18 лет).

    Далее расскажем, как научить детей:

    • отличать свои потребности от желаний;
    • с умом распоряжаться своими деньгами;
    • не только брать, но и давать.

    Дошкольный возраст (3–7 лет)

    Хотя дети дошкольного возраста не очень хорошо контролируют своё спонтанное поведение, всё же можно научить их проявлять силу воли. Игры, описанные ниже, помогут им научиться ждать отложенную награду.

    На этой стадии развития дети начинают проверять свою независимость, родители часто слышат требовательное «Я сам!», когда пытаются выполнить за них привычные действия. Позвольте им проверить границы своих возможностей, при этом поддерживая и направляя. Приведённые ниже стратегии помогут предоставить детям выбор.

    Читайте также:  Каптопрес при каком давлении принимать Каптопрес инструкция по применению, цена
    Отличать потребности от желаний

    1. Поиграйте в «Хочу и надо». Суть игры в том, чтобы отличать то, что хочется, от того, что необходимо сделать. Задавайте вопросы в духе: «Поужинать — это хочу или надо?» Можете играть в эту игру каждый раз, когда ребёнок попросит о чём-нибудь: включить мультик, пойти гулять.

    2. Поиграйте в «Сейчас меньше или потом больше». Когда ребёнок попросит что-то в магазине, попробуйте предложить ему выбор: купить сейчас маленькую игрушку или конфетку или подождать до завтра или до выходных и получить что-то более желанное и ценное. Если ребёнок согласится, всегда держите обещание.

    3. Расскажите ребёнку сказку, в которой неприятности происходили из-за того, что герой поторопился. Например, когда Иван-царевич сжёг кожу Царевны-лягушки, вместо того чтобы дождаться, пока пройдёт колдовство и она станет царевной навсегда. Можно придумать свою сказку, в которой мальчик или девочка поторопились получить награду, поэтому получили гораздо меньше, чем могли бы.

    Тратить деньги с умом

    1. Покажите ребёнку, что можно копить на какие-то удовольствия. Например, вы можете несколько дней давать ему по несколько рублей, а когда накопится нужная сумма, пойти в магазин и вместе купить то, что он захочет.

    2. Когда вы расплачиваетесь картой, в том числе и кредитной, обязательно говорите ребёнку, на что вы тратите деньги. Он должен знать, что вы расплачиваетесь деньгами за всё, что покупаете, а не используете какую-то волшебную субстанцию, которая берётся ниоткуда, поэтому не имеет ценности.

    3. Поиграйте в магазин. Сделайте кассу из подручных вещей, поставьте товары и ценники на бумажках. Дайте ребёнку определённое количество денег. Пусть он сходит в ваш магазин и купит какие-то вещи. Вы в любой момент можете поменяться ролями, но соблюдайте правила: купить можно только по той цене, что установлена изначально.

    Не только брать, но и отдавать

    1. Сделайте семейную копилку. Научите ребёнка копить, но не на быстрые удовольствия, а на какие-то крупные покупки: одежду, велосипед, телефон.

    2. Покажите, что вы тоже вносите свои деньги в копилку. Установите количество монеток, которые ребёнок будет бросать в копилку каждый день, а затем вместе с ним добавляйте в копилку 50% от его вложений. Он будет учиться на вашем примере и видеть, как постепенные вложения увеличивают общее количество.

    3. Научите дарить игрушки. Попросите ребёнка выбрать две-три из относительно новых и подарить, отдать в садик или бросить в контейнер для помощи нуждающимся.

    Младший школьный возраст (7–11 лет)

    На этом этапе дети часто бывают очарованы деньгами. Это прекрасная возможность объяснить ребёнку, что такое банковский счёт, и продолжить его знакомство с миром денег.

    В это время у детей развивается чувство гордости за свои достижения и способности. Это хороший момент для введения платы за работу по дому. Не стоит платить ребёнку за то, что входит в его ежедневные обязанности: уборка игрушек, наведение порядка в своей комнате, уборка посуды после еды. Однако вы можете давать деньги за какую-то дополнительную работу: мойку окон, чистку дивана или ковра, мойку посуды после праздника.

    Отличать потребности от желаний

    1. Предоставьте ребёнку выбор. Например, предложите покупать мороженое три дня в неделю или одну большую игрушку в конце недели. Покажите ему эту игрушку, объясните, что он сможет её получить, только если откажется от ежедневного удовольствия в виде мороженого.

    2. Пусть ребёнок принимает участие в решении о крупном приобретении. Позовите его, когда будете обсуждать крупные семейные покупки. Объясните, почему вы принимаете именно такое решение, от чего отказываетесь, чтобы купить дорогую вещь, почему она необходима.

    3. Научите вносить вклад в проекты. Если ваш ребёнок хочет сделать какой-то проект — продавать ручки в школе, завести блог, продавать хендмейд, — обсудите его вклад в это дело. Хотя бы часть денег, необходимых для проекта, он должен отдать из своих карманных или подаренных средств.

    Тратить деньги с умом

    1. Сравнивайте цены одних и тех же продуктов в магазине, прежде чем купить их. Поговорите с ребёнком о том, почему вы покупаете именно этот, а не другой продукт.

    2. Создайте правила для накоплений. Предложите ребёнку откладывать определённый процент с каждого денежного поступления, например с карманных расходов или подарков на праздники.

    3. Создайте ребёнку счёт или карту. Сейчас некоторые банки предоставляют возможность открыть карту для детей от шести лет. Это дополнительная карта, привязанная к счёту родителей, на которую вы сможете перечислять деньги. В банковском приложении вы увидите все операции ребёнка.

    Не только брать, но и отдавать

    1. Научите ребёнка помогать другим. Например, он может отдать часть своих денег или игрушек малоимущим детям. Объясните ему, что есть семьи, в которых доход слишком мал, чтобы покупать игрушки детям, что он может помочь кому-то стать счастливее.

    2. Научите помогать конкретному человеку. Вы можете выбрать человека, который нуждается в помощи, и показать ребёнку, как помочь ему. Это может быть пожилой человек, в доме которого вы будете убираться вместе с ребёнком, или больной малыш, которому он отправит часть своих денег. Если вы помогаете конкретному человеку, польза для него и вклад вашего ребёнка воспринимается гораздо проще и нагляднее.

    3. Установите правила для благотворительности. Договоритесь с ребёнком, что за одну новую игрушку (одежду, средство передвижения) он будет отдавать одну старую (но не сильно потрёпанную) на благотворительность.

    Подростковый возраст (11–14 лет)

    В этом возрасте дети стремятся к независимости. Они проверяют границы своей свободы и переходят из детства в подростковый период. В это время хорошо разбудить в детях дух предпринимательства: слушать их идеи и позволять воплощать их в жизнь.

    Дети лучше понимают математику — с ними уже можно говорить о процентах и объяснять механизмы работы банковской системы. Кроме того, они становятся более чуткими и понимающими, осознают, что у всех семей разные материальные возможности, так что в ваших разговорах о благотворительности можно затронуть более сложные материи.

    Отличать потребности от желаний

    1. Прежде чем покупать что-то, научите ребёнка искать информацию о товаре в Сети. Почитайте отзывы, сравните желанную покупку с товарами других брендов. Обсудите, стоит ли покупать товар сейчас или подождать распродажи, заказать подешевле с более долгой доставкой.

    2. Договоритесь об отсроченном платеже. Все мы иногда совершаем импульсивные покупки. Договоритесь с ребёнком, заплатит ли он за свою импульсивную покупку сейчас или отдаст вам деньги попозже.

    3. Поговорите о сбережениях на чёрный день. Объясните ребёнку, что в жизни бывают ситуации, когда могут срочно понадобиться деньги. На такой случай нужно откладывать резерв. Предложите ему самостоятельно придумать несколько таких ситуаций, которые могут произойти в его жизни.

    Тратить деньги с умом

    1. Объясните разницу между рекламой и обзором. Можете сыграть с ребёнком в игру «Отличи рекламную статью от нерекламного обзора, основанного на личном опыте».

    2. Научите ребёнка пользоваться наличными деньгами. Люди тратят в два раза больше, если используют кредитную карту вместо наличных.

    3. Объясните ребёнку разницу между покупкой на свои деньги и покупкой в кредит. Расскажите, сколько процентов ему придётся заплатить банку и во сколько в итоге обойдётся та же самая вещь. Объясните опасность невыгодных кредитов.

    Не только брать, но и отдавать

    1. Расскажите ребёнку о неравенстве доходов, о бездомных и малоимущих людях.

    2. Приучите ребёнка думать о том, в чём нуждаются другие. Обсудите с ним, какие проблемы есть в нашей и других странах, устройте мозговой штурм, как можно решить эти проблемы.

    3. Вместе решите, сколько часов в неделю или месяц ребёнок может потратить на помощь другим.

    Ранняя юность (14–18 лет)

    Это возраст, когда человека нельзя назвать взрослым, но он понимает взрослый мир гораздо лучше и уже считает себя его частью.

    Многие дети после школы или даже в старших классах пробуют работать и получают свои первые деньги. Возможно, вам стоит поговорить с ребёнком о том, чтобы откладывать деньги на образование.

    Важно дать ребёнку свободу в плане серьёзных решений. Он будет ошибаться, позвольте ему это. Ваша задача — не оградить его от ошибок, а объяснить, как на них учиться.

    Отличать потребности от желаний

    1. Расскажите о правиле 24 часов. Научите ребёнка перед принятием решения о крупной покупке подождать 24 часа. Это оградит его от спонтанных трат.

    2. Обсуждайте причины, по которым он хочет купить что-то дорогое. Спросите, почему он хочет это купить, считает ли он, что дорогие покупки сделают его счастливым.

    3. Научите ребёнка расставлять приоритеты. Объясните ему, почему нужно уделять время учёбе, спорту, внеклассным занятиям, даже если приходится жертвовать развлечениями. Умение расставлять приоритеты поможет управлять деньгами в будущем.

    Тратить деньги с умом

    1. Научите ребёнка планировать бюджет. Вместе составьте бюджет на месяц, а в конце срока проверьте, совпадают ли планы с реальностью.

    2. Познакомьте ребёнка с инвестиционными инструментами. Расскажите, куда и почему стоит вкладывать деньги.

    3. Расскажите о займах. Ваш ребёнок может впервые столкнуться с желанием занять денег или дать взаймы друзьям. Расскажите, как долги могут разрушать дружбу, когда стоит дать взаймы и как отказать, чтобы сохранить хорошие отношения.

    Не только брать, но и отдавать

    1. Узнайте, какая область вдохновляет вашего ребёнка, вместе подумайте, что он может сделать для развития и помощи в этой области.

    2. Если ребёнок не знает, чем заняться, помогите ему найти увлечение и дальше искать занятия в этой области.

    3. Помогите найти баланс. Ваш ребёнок может сильно увлечься решением какой-то проблемы. Помогите ему найти равновесие: что-то он может сделать уже сейчас, а что-то придётся отложить на будущее.

    Люди постепенно учатся ценить деньги, никто не рождается с этим чувством. Применяя эти способы, вы поможете ребёнку вырасти в ответственного и успешного взрослого, который осознаёт значение денег, поэтому тратит их с умом и осторожностью.

    Вам может быть тяжело начинать, особенно если у вас не было соответствующего воспитания в детстве, но постепенно вы привыкнете и, возможно, сами начнёте относиться к деньгам более разумно.

    Карманные деньги ребенка

    Начинаем со школы

    Большинство психологов советуют давать карманные деньги начиная с младшего школьного возраста. Один из главных критериев – осознанность ребенка. Чтобы на вопрос, на что ты хочешь потратить деньги, был внятный ответ. Второй критерий – опыт самостоятельных покупок в магазинах (под вашим присмотром). Если он не боится попросить товар у продавца, знает, как расплатиться на кассе, и может посчитать сдачу, значит, он готов к карманным деньгам.

    – Когда у ребенка нет денег, то у него, конечно, возникает меньше соблазнов. Но какой-то минимум ему все равно нужен, чтобы он не чувствовал свою ущербность по отношению к сверстникам, – считает психолог Вадим Куркин.

    Даем раз в две недели

    Сумма зависит от материального положения семьи. С одной стороны, денег должно хватать для того, чтобы купить что-то приятное. А если поднакопить, то и стоящее. С другой стороны, у ребенка не должно быть слишком много денег – так ему сложнее почувствовать их ценность.

    Оговорите заранее, в какой день будут выдаваться деньги и какая сумма. Можно начать с коротких сроков, а потом постепенно их удлинять. Предупредите: если потратит все сразу, то придется ждать следующей «получки». Правило выдерживать нужно строго. Ребенок должен понять, что его ресурсы ограничены , только тогда он научится их планировать.

    Обучаем бережливости

    Заводим журнал желаний

    Пусть у ребенка будет цель. Обсудите мечты и приоритеты ребенка. Запишите их в специальный журнал желаний. Заведите привычку заглядывать туда вместе и обсуждать, что можно купить прямо сейчас, а на что придется подкопить.

    Деньги лучше складывать в красивую копилку. Пусть ребенок видит, как она наполняется. Ритуальное разбивание копилки и покупка желанного товара – логичное завершение процесса накопления. Главное – никогда и ни при каких обстоятельствах не забирать деньги из нее для общих семейных расходов. Это деньги ребенка, к ним нужно относиться с уважением.

    Копим капитал на 18-летие

    Продвинутые родители заводят специальный счет на ребенка, к которому он сможет получить доступ, только когда ему исполнится 18 лет.

    – Когда дочке было три года, я завел для нее специальный счет в страховой компании и каждый год откладывал туда определенную сумму, – говорит Владимир Савенок, автор книги «Миллион для моей дочери». – Но когда ей исполнилось 18, мы поняли, что ее фантазии пока хватает только на развлечения. Сделали подарок на совершеннолетие и продолжили копить. В 25 – 30 лет эти деньги будут нужнее.

    ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ

    Нужно ли поощрять или наказывать наличкой?

    Родители любят мотивировать детей деньгами, оплачивая их работу по дому. Это не лучшая идея, ведь ни мама, ни папа зарплаты за мытье посуды или пола не получают. Объясните, что уборка – обязанность каждого члена семьи, чтобы сделать дом уютнее и чище.

    За пятерки тоже не нужно платить – здесь должна быть другая мотивация, не финансовая. Деньгами, наоборот, можно убить интерес к предмету. К такому выводу склоняются все психологи. Отбирать их за двойки или прогулы – тоже неправильно. Если вы все же решили снизить довольствие за плохое поведение, важно предупредить об этом ребенка заранее, объяснить причину и сократить его доходы только после повторного проступка.

    МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

    «Пусть ребенок учится на ошибках сейчас, а не во взрослой жизни»

    Елена Красавина, финансовый советник, соавтор книги «Дети и деньги. Растим миллионера»:

    – Научить управлять деньгами – то же самое, что научить плавать или играть на скрипке. Невозможно все это сделать только в теории. Поэтому главный совет – просто дайте ребенку деньги. Но действуйте последовательно и имейте в виду, что первое время он будет ошибаться. Вот два важных принципа:

    1. Постепенность

    Чтобы человек научился хорошо играть на скрипке, ему никто не даст сразу концерт Вивальди. Идут от простого к сложному. Такой же принцип должен быть и в деньгах. Чем старше становится ребенок, тем больше расходов он оплачивает из карманных денег. В идеале к 18-летию подросток уже должен получать раз в месяц определенную сумму от родителей и полностью распределять ее на свои нужды начиная от одежды и репетиторов и заканчивая походом в «Макдоналдс» после учебы.

    2. Ответственность

    Человек никогда не учится на чужих ошибках – только на своих. Родителям лучше заранее приготовиться к тому, что ребенок будет тратить на ерунду все карманные деньги разом, забывать про обязательные расходы и «выходить за бюджет». Но лучше будет, если он все это пройдет сейчас. Гораздо хуже, если процесс обучения начнется после получения первой зарплаты и растянется на годы потерь, неподъемных кредитов и прочих дорогостоящих ошибок. Поэтому родитель должен стать таким же терпеливым и понимающим наставником, как и в начале первых шагов и прописей своего малыша.

    Дети и деньги. Как мы воспитываем вечных кредиторов и скряг

    Найди дешевле

    Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, нужно ли объяснять ребёнку, что такое деньги? Лично я не припомню таких разговоров в детстве, всё как-то само собой происходило.

    Светлана Меркулова: Вообще, дети в этом мире всегда чему-то учатся. Так же и отношениям с деньгами их тоже нужно учить. Это задача родителей. Важно, чтобы ребёнок знал как можно раньше об этой стороне жизни, практически с рождения. Мы же учим подрастающее поколение хорошим манерам, правилам поведения в обществе и правилам безопасности. Так мы заботимся о детях. Обучение взаимодействию с деньгами не менее важно. Это то, что очень пригодится вашему чаду во взрослой жизни.

    — Вы говорите, что нужно готовить ребёнка с рождения. Что это значит?

    — Дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как мы себя ведём, чем занимаемся. Они наблюдают за родителями. Ребёнок ходит с нами в магазин за продуктами — нужно показывать ему, что вы не просто берёте на полках товары, а вы за них платите деньги. Здорово, если это будут реальные деньги, а не пластиковая карта, которая может рассматриваться малышом как волшебная карточка, которая имеет неограниченный кредит. Наличные — это конкретика. Они имеют свойство заканчиваться, а это очень наглядно и полезно. Проговаривайте цену товара. Важно говорить о деньгах спокойно и по делу. Нужно донести до ребёнка понимание того, что деньги имеют свою ценность, и если их потратить, они исчезают. Их нужно заработать.

    Кроме того, в старшем дошкольном возрасте дети очень любят играть в магазин. Таким образом вы прекрасно можете обучить сына или дочь товарно-денежным отношениям. Вся прелесть в том, что, по сути, дети подсказывают нам, что им нужно. Важно просто внимательно относиться к их играм, словам и просьбам.

    — Как объяснить ребёнку, что такое «дорого» и «дёшево»?

    — Конечно, совсем маленькому ребёнку 2,5–3 лет объяснить подобные вещи сложно, он ещё не обладает навыком сравнения. А вот шестилетка или семилетка, который умеет считать, вполне способен понять разницу. Вы всегда можете устроить игру в магазине под названием «Найди дешевле». Попросите ребёнка найти товар по более доступной цене. Эта игра-охота прекрасно формирует навыки, которые пригодятся в будущем.

    — А вам не кажется, что таким образом мы просто вырастим скрягу, который будет считать каждую копейку и всю жизнь искать что-нибудь подешевле?

    — Культура обращения с деньгами передаётся из семейной системы. Когда родители постоянно живут в режиме жёсткой экономии, ребёнок копирует эту модель поведения. Если вы скряга, глупо бояться, что у вас подрастёт такой же скряга. Что касается игры, я не думаю, что она как-то сильно повлияет на ребёнка, и он станет гиперэкономным. Скорее вы просто дадите своему чаду элементарные навыки обращения с деньгами.

    Говорите вслух

    — Ещё один непростой вопрос, который волнует практически любого ребёнка, почему, например, Петровы богаче, чем его семья?

    — Вы вполне можете объяснить, что всегда есть люди, которые получают большую зарплату (даже большую, чем у Петровых). Но это не потому, что лично вы — не успешны, а потому, что работаете там, где меньше платят. Но при этом ваша работа вам нравится. Вы ей занимаетесь, поскольку это любимое дело и за него вам ещё и платят. Если ребёнок решит, что ему нравится, как живут Петровы, это может стать стимулом к тому, чтобы расти, развиваться. Это как раз формирование целей.

    — По поводу целей. Однажды я смотрела сюжет про первоклашек, журналист опрашивал их на тему будущей профессии. Большинство ответов было из разряда: я хочу стать косметологом, чтобы много зарабатывать, я хочу работать в банке, потому что там много платят и т. д. Откуда берётся подобная установка с малых лет, должна ли она как-то беспокоить родителей?

    — Подобные стремления продиктованы нашим потребительским обществом и во многом семьёй. Давайте представим, мама ходит к косметологу, отдаёт за процедуры немаленькие деньги, а потом приходит домой и рассуждает, сколько зарабатывают эти специалисты. Дети всё слышат и мгновенно делают свои выводы. По этой причине нужно всегда думать, что вы говорите вслух при собственных детях! Косметолог — хорошая профессия, но она хороша не тем, что там можно заработать деньги.

    Что касается ориентированности на материальные ценности — это столкновение интересов общества и семейных ценностей. Мы все участвуем в потребительской гонке, только с разной интенсивностью. Если в вашей семье принято поклоняться деньгам, то ребёнок будет следовать этому курсу. А если в семье всё-таки есть другие ценности, то материальные блага не выйдут на первый план.

    — Какие слова подобрать, чтобы объяснить ребёнку, что деньги достаются непросто?

    — Это очень актуальная тема, даже если речь идёт о состоятельной семье, где родители и дети привыкли активно тратить. Конечно, ребёнок должен понимать, что любые деньги заработаны родительским трудом, а значит, они имеют ценность. Если их потратить, то сам собой кошелёк не наполнится новыми купюрами. Здесь, опять же, поможет игра. Продумайте цепочку от момента зарабатывания игрушечных денег до момента траты. Что нужно сделать, чтобы получить зарплату? Как распределить деньги, чтобы вам их хватило? Сейчас много игр, в которых процесс зарабатывания и траты хорошо отражён. Например, «Монополия» или какие-то компьютерные игры, где герой получает зарплату и с помощью неё приобретает необходимые вещи.

    Кроме того, проговаривайте некоторые моменты. Например, вы пошли за колготками, объясните, почему вы берёте именно этот товар, а не другой: «Эти колготки стоят столько, мне они нравятся, потому что…» Таким образом вы добавляете ещё и сравнительный анализ. Согласитесь, что так или иначе мы все проводим его внутри себя, но в данном случае это нужно делать вслух, чтобы ребёнок понимал, что вы делаете и почему.

    На машинку

    — Полезно ли ребёнку на что-то копить?

    — Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики.

    Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, ещё будучи детьми, не научились копить. А зря!

    — Кто может давать деньги ребёнку, по какому принципу? Допустим, только на день рождения или по каким-то праздникам? А главное, как избежать ситуаций, когда ребёнок начинает ждать, например, не бабушку с дедушкой, а то, что они принесут или подарят?

    — Обычно подобный перекос наблюдается в семьях, где подрастает один-единственный ребёнок, которого все очень долго ждали, а когда он наконец появился, начали задаривать его всем, чем только можно. Это, безусловно, проявление любви, которую люди не могут контролировать. Увы, таким образом они просто портят ребёнка. Постепенно ценность того, что в гости пришли бабушка с дедушкой, с которыми весело и здорово, отодвигается, на первый план выходят деньги, вещь, игрушка. Ребёнок уже с порога встречает вас фразой: «Что принёс?». В семье складывают товарно-денежные отношения. На самом деле всё просто: не надо пихать деньги каждый раз, когда приходите, используйте для этого какие-то поводы.

    — День рождения — хороший повод?

    — Нет! Всё-таки это праздник, детки ждут какого-то волшебства. Да, взрослые могут считать, что лучший подарок — деньги. Ребёнок (если вы его ещё не избаловали) мыслит совсем другими категориями. Лучше узнайте, что он хочет, и принесите именно этот подарок. 23 Февраля, 8 Марта, именины — вполне подходят для того, чтобы подарить денежку.

    — Сколько денег можно подарить?

    — Немного, это должна быть символическая сумма. Вы можете вручить её ребёнку лично или положить в копилку.

    — А можно деньгами поощрять ребёнка за что-то?

    — Конечно, учить ребёнка зарабатывать деньги — полезно. В данном случае было бы здорово найти в семье такое дело, которое все не любят. Например, мыть посуду, и тот, кто готов всё же её помыть, получает 10 рублей. Неважно, кто это делает — мама, папа или ребёнок. Таким образом вы учите своё чадо зарабатывать. Поощрять деньгами учёбу — не очень хорошая идея. Ходить в школу — это естественно, за это никому не платят.

    — Если говорить о карманных расходах, в каком возрасте у ребёнка должны появиться эти деньги?

    — Шесть – семь лет, когда ребёнок начинает ходить в школу. При этом не надо контролировать, как ваше чадо расходует выданную сумму. Постепенно школьник научится ею распоряжаться, считать сдачу, сохранять деньги и т. д. Где-то к 12 годам вы можете давать деньги не каждый день, а раз в три – четыре дня, чтобы постепенно ребёнок мог контролировать свои расходы на три дня. Старшеклассникам — раз в неделю, раз в 2 недели. Так дети учатся обращаться со своим капиталом. Это готовит человека к будущему, в котором большинство людей получает зарплату раз в месяц.

    — Какие расходы надо учитывать, чтобы понимать, размер карманных расходов?

    — Питание, проезд. Посмотрите, как устроен день ребёнка, что ему необходимо. Если давать сумму больше, то, скорее всего, он будет тратить её на всякую ерунду.

    Мама — на крючке

    — Светлана, откуда появляются дети, которые любят устраивать истерики в магазине, требуют от родителей купить игрушку, конфетку, платье и т. д.?

    — Их создают родители, дети — наш продукт. Если мама с папой безрассудно каждый раз откликаются на любое «хочу», готовьтесь к тому, что постепенно у вас будут требовать большего. Своими действиями вы соблазняете ребёнка, как бы говорите ему: «Я могу тебе всё купить, пожалуйста, бери». Чтобы подобных вещей не было, всё-таки лучше устанавливать определённые правила: раз в месяц (выберите свой период) родители покупают какое-то красивое платье или нужную игрушку. Ребёнок к этому привыкнет и перестанет требовать.

    — А что вы предлагаете делать, когда ребёнок начинает истерику из-за игрушки прямо в магазине, не обращать на него внимания?

    — Действовать нужно в зависимости от возраста и, скажем так, степени запущенности случая. Истерики в магазине возникают не просто так. Если маленький ребёнок покапризничал, его успокоили, дав то, что он требовал, дальше будет тяжелее. Проблему нужно решать ещё с малышом, чтобы у него не закрепилась привычка «кричу-получаю». Но если мама тревожная и быстро старается дать своему чаду всё что угодно, лишь бы он не орал, она у него на крючке!

    — Давайте возьмём сознательный возраст ребёнка и среднестатистическую семью. Дочь просит у мамы купить ей сумку Louis Vuitton или любую другую дорогую вещь, что делать?

    — Для любой масштабной покупки есть копилка. Пожалуйста, пусть копит на сумку своей мечты.

    — Я боюсь, что в среднестатистической семье она будет копить до старости.

    — Ничего страшного, если человек столкнётся с ситуацией, в которой он не накопит на дорогую сумку. В этом мире не всё возможно получить. Рано или поздно многие из нас сталкиваются с теми или иными ограничениями. Те дети, которые научились с ними справляться в юном возрасте, спокойно принимают их и во взрослом состоянии. Да, есть вещи, которые доступны далеко не всем! Иногда ребёнок должен столкнуться со словом «нет». Ничего катастрофического не произойдёт. Родители — не боги. Они не должны тратить пять зарплат только потому, что дочь захотела сумку.

    — Как научить ребёнка правильно тратить деньги, когда он приходит в магазин?

    — Только с помощью экспериментов, причём реальных. Например, ребёнок приходит в магазин с накопленной тысячей рублей. Он хочет мороженое, конфет, игрушку, велосипед. Посчитайте вместе с ним: вот это стоит 300 рублей, вот это — 500 рублей, а это — 600 рублей. Как тебе кажется, мы укладываемся в твою тысячу или нет? Ребёнок посчитает и скажет: «Нет, не укладываемся». Тогда предложите ему выбрать что-то из его «хочу». Только не надо докладывать денег.

    — А если он, не спрашивая вас, начинает тратить деньги на всякую ерунду, нужно его останавливать?

    — Нет. Он должен столкнуться с тем, что карманы опустели, он, условно, купил гору жвачек, но остался без машинки. Конечно, он наверняка будет горевать по этому поводу. Ничего страшного! Посочувствуйте: «Мне действительно очень жаль, что так произошло, но в следующий раз, когда у тебя будут деньги, ты, наверное, распорядишься ими более разумно». Ребёнку очень важно столкнуться с ограничениями и понимаем того, что деньги исчезают, и, чтобы они опять появились в кошельке, нужно их заработать.

    — Светлана, нужно ли давать ребёнку возможность подрабатывать или принуждать его к этому?

    — Если в семье есть потребность в деньгах, как правило, дети сами проявляют такую инициативу. Конечно, важно поддерживать ребёнка в его начинаниях, давать ему возможность заработать деньги и тратить их на свои потребности. Покупая себе то, что он хочет, ребёнок помогает вам, потому что вам это не нужно будет ему покупать. Если он купит вам торт на свою первую зарплату, это очень хороший знак. Но если нет, ничего страшного. Единственное, чего не стоит делать — бежать впереди паровоза и быстренько искать своему чаду работу. Можно только помочь ему подобрать несколько надёжных вариантов, а ребёнок уже сделает свой выбор.

    — Нужно ли посвящать ребёнка в семейный бюджет? Должен ли он быть в курсе, сколько денег есть в семье, на что и как вы их тратите, или всё это лишняя информация?

    — Взрослому ребёнку, который хорошо обращается с цифрами и суммами (от 12 лет), вы можете рассказать, какой процент выделяете каждый месяц на питание, одежду, обучение, оплату коммунальных услуг. Это разные статьи расходов, о которых он имеет право знать, и ему это было бы полезно. Но, опять-таки, это не должно быть скучной лекцией, рассказывайте в процессе: у нас такая-то сумма, это мы тратим туда, это туда, и это туда. Это некий шаг во взрослую жизнь, к которой он должен быть готов.

    Можно ли вылечиться от азооспермии?

    По статистике, азооспермия диагностируется примерно у 1-2% взрослых мужчин. При этой репродуктивной патологии в семенной жидкости полностью отсутствуют половые клетки, делая невозможным зачатие естественным способом. Азооспермия может быть как врождённой, так и приобретённой. В нашем центре репродукции и планирования беременности в Краснодаре можно пройти полное обследование, чтобы выяснить причины патологии, оценить возможность сперматогенеза и составить план лечения. Как показывает практика, если ткани яичек функционируют хотя бы на 10-50%, прогноз лечения в целом благоприятен.

    Симптомы

    При азооспермии нарушения сексуальной функции не происходит, однако зачатие становится невозможным. Чаще всего заболевание сопровождается снижением выработки мужских гормонов. Если патология является врождённой, это обычно приводит к общей недоразвитости половых органов – гипогонадизму. Некоторые пациенты с азооспермией жалуются на болевые ощущения, отёчность в области мошонки. Характерными признаками патологии являются аномальный размер и дряблость яичек, причём, чем меньше орган, тем ниже его способность к синтезу половых клеток, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на результатах спермограммы.

    Разновидности азооспермии

    В зависимости от этиологии и симптомов протекания заболевания, выделяют несколько основных форм азооспермии:

    • Обструктивная (экскреторное бесплодие). В этом случае размер яичек и уровень гормонов остаются в пределах нормы, однако герминогенные клетки и сперматозоиды не могут попасть в семенную жидкость из-за двухсторонней непроходимости (обструкции) семявыводящих протоков.
    • Необструктивная. При такой форме заболевания физических препятствий для проникновения половых клеток в семенную жидкость нет, однако их выработка нарушена вследствие нарушений гормонального фона или генетических патологий.
    • Смешанная. Одна из самых тяжёлых форм азооспермии, вызванная сочетанием сразу нескольких патологий – например, непроходимостью семенных каналов и гормональными сбоями.

    Помимо этого, существует понятие функциональной азооспермии. В этом случае речь идёт о временной патологии, вызванной воздействием определённых внешних факторов – например, приёмом стероидных гормональных препаратов или противоопухолевых средств, стрессовые состояния.

    Методы диагностики

    Для успешного лечения азооспермии крайне важно правильно определить причину заболевания. В нашем центре планирования и ведения беременности в Краснодаре подобный диагноз может быть поставлен только после 2-х и более исследований семенной жидкости под микроскопом, подтвердивших отсутствие половых клеток. В зависимости от результатов первичного обследования, врач может назначить дополнительные анализы:

    • ультразвуковое исследование яичек, семенных пузырьков, предстательной железы и других половых органов;
    • инструментальные измерения объёма яичек с применением орхидометра Прадера и штангенциркуля;
    • спермограмма (для получения точной клинической картины проводится минимум 2 раза с интервалом в 14-21 день);
    • анализ крови на уровень ФСГ, тестостерона, ингибина В, пролактина и генетические исследования (определение кариотипа, AZF-фактора, гена CFTR).

    На этапе диагностики лечащий врач также обязательно назначает анализы для исключения венерических заболеваний. Необструктивную форму заболевания диагностируют повышении уровня фолликулостимулирующего гормона до 7,6 MF/л и более на фоне общей недоразвитости яичек.

    Варианты лечения

    Большинство методов лечения азооспермии направлены на стимуляцию естественного сперматогенеза. В зависимости от причин патологии, врач может порекомендовать такие варианты:

    • Гормональная терапия. Для стимуляции выработки мужских половых клеток назначают препараты эстрогена и лютеинизирующего гормона. Длительность курса лечения определяется индивидуально и, как правило, составляет от 3 до 6 месяцев.
    • Хирургическое вмешательство. При обструктивных формах азооспермии восстановить половую функцию возможно, устранив причины непроходимости – врождённые аномалии, варикоцеле и др.
    • Извлечение половых клеток методом биопсии. Если предыдущие методы не помогли, рассматривается вариант извлечения активных сперматозоидов из семенных канальцев с последующим искусственным оплодотворением.

    Эффективность лечения во многом зависит от возраста и образа жизни пациента. При обнаружении хромосомных аномалий лечащий врач может назначить дополнительное обследование у генетика для определения уровня риска для эмбрионов. Кроме того, если назначаются гормональные препараты, прерывание их приёма может значительно снизить вероятность успеха при повторном лечении.

    Оцените статью
    Добавить комментарий