Как научить ребенка пить из кружки или поильника: советы и рекомендации опытных родителей

Как научить ребенка пить из кружки: 7 полезных советов для мам

Первый год жизни ребенка богат на освоение им новых навыков. Среди прочих «наук» ему предстоит освоить и открытую чашку. Пролитой жидкости и растраченных родительских нервов будет много. Но судя по опыту мам, научить ребенка пить из кружки гораздо проще, чем «натренировать» его обращаться с ложкой.

Когда начинать

Сложно обозначить «лучшее» время для приучения малыша к открытой чашке. К примеру, Американская академия педиатрии рекомендует полностью «отобрать» у ребенка поильник и бутылочки до 1,5 лет. Но многие педиатры в этом вопросе гораздо строже — советуют научить малыша пить из чашки еще до года. Знакомство ребенка с его первой открытой кружкой лучше начать уже в 8-10 месяцев. Координация движений более или менее развита. В целом, уже сейчас малыш готов к освоению этого навыка. Почему так рано?

Да, поильник сильно упрощает жизнь. Но в основном, только маме. Врачи говорят, что длительное кормление из бутылочки или непроливайки с силиконовым наконечником — риск раннего кариеса. Сахар из молока, сока или чая скапливается между зубами, провоцируя рост бактерий и разрушение эмали. Также есть мнение, что поздний переход к чашкам может тормозить развитие речи ребенка и его приучение к твердой пище.

Непроливайка, несмотря на все ее удобство, должна стать лишь практичным инструментом для переходного периода от бутылочки к настоящей чашке. Надолго оставлять ее в руках ребенка врачи не рекомендуют.

Как же сделать максимально «безболезненным» для малыша переход к открытой кружке? Ведь наверняка он так просто не откажется от своей удобной непроливайки.

Скажите бутылочке «прощай»

В теории все просто — убираем все поильники с бутылочками из поля зрения ребенка и начинаем поить с чашки. Капризов, а может — и настоящих истерик, будет много. Но судя по опыту мам, в большинстве случаев эта методика срабатывает на «отлично». Через пару дней ребенок забудет о непроливайках и полностью перейдет на «настоящую» посуду.

Довольно кардинальный метод. И педиатры говорят, что он больше подходит для малышей на грудном вскармливании или для тех, кого уже не докармливают смесями. В противном случае без поильников не обойтись. Но в целом, после года, как раз когда уже пора переходить на открытые кружки, можно убирать из питания и смеси, поскольку в рационе ребенка все больше твердой пищи.

Есть один полезный лайфхак для детей от 1,5 лет, если прощание с поильниками по какой-то причине затянулось. Заранее предупредите малыша, что скоро вы скажете «прощай» бутылочкам. Тогда это не станет для него трагедией и шоком. Можно даже придумать какой-то ритуал по расставанию с бутылочками — например, отнести знакомому малышу или поставить на подоконник, чтобы «фея ночью забрала и оставила угощение».

Оставьте поильник только для воды

Для тех, кому кардинальные методики не подходят, можно взять за основу более плавный переход от непроливаек к кружкам. Но он тоже больше подходит для детей, в питании которых нет докармливаний смесью.

Суть вот в чем — вы все же пока оставляете поильник, но пусть в нем будет только вода. А все, что повкуснее, — например, сок, чай или жидкий йогурт — переливаем в детскую кружку и начинаем учить ребенка пить самостоятельно.

Получается, что он будет лишь изредка в течение дня пользоваться непроливайкой с водой, чтобы утолить жажду. Но постепенно и это сойдет на «нет».

Дети, которые еще периодически едят смесь, несколько позже полностью перейдут на самостоятельное использование кружки. В этом случае поильники оставляют только для докармливаний. Все остальное — из чашки.

Покажите, как пользоваться чашкой

Все свои навыки ребенок в первый год жизни получает с подачи родителей. Естественно, малыш не научится пить их кружки самостоятельно, если не показать ему саму «технику».

Чтобы ребенок быстрее заинтересовался процессом, стоит почаще ему демонстрировать то, как вы сами пьете из чашки. Да еще и сопровождать свое чаепитие восторженными «ммм, как вкусно». Рано или поздно малыша все это действо точно заинтересует, и он потянет руки к вашей кружке.

Как только ребенок проявил интерес к открытой кружке, учим его правильно пить. Весь процесс можно условно поделить на отдельные этапы. Сначала вы полностью координируете движения ребенка, помогая ему доносить чашку до рта. За несколько дней он уже сам научится регулировать наклон кружки, чтобы жидкость попадала именно в рот, а не стекала по подбородку. Как только азы освоены, можно переходить к следующему этапу — пусть малыш сам попробует взять со стола чашку и поднести ее ко рту. Аккуратно конечно не получится, но после пары недель практики пролитой воды будет меньше. Постепенно, ребенок научится пить самостоятельно, следуя «полному циклу», — взял кружку, отпил, поставил на место.

На начальном этапе приучения в чашку наливайте совсем немного воды — на пару глотков. Так можно минимизировать риски залитого пола и промокшей одежды ребенка. И можно попробовать учить ребенка пить самостоятельно не с воды, а с жидкого йогурта или киселя, например. Есть вероятность, что с вязкими жидкостями малышу будет справиться проще.

Сначала научите ребенка пить с ложечки

Многие мамы советуют сразу не переходить к открытой кружке, а сначала научить малыша пить из ложечки. Педиатры говорят, что в этом есть смысл, — ребенок «потренируется» в самом навыке глотания.

В этом случае поступаем так — убираем поильники и бутылочки, поим с ложечки, когда это возможно, а потом переходим к чашкам.

Выберите подходящее время

Прежде чем учить ребенка пить самостоятельно, убедитесь, что он хорошо себя чувствует. Болезнь или прорезывание зубов — веский повод ненадолго отложить затею. На все ваши попытки «научить хорошему», ребенок может отреагировать негативом. А потом и вовсе не захочет пользоваться чашкой.

Поэтому приступаем к приучению, когда ребенок хорошо себя чувствует и в прекрасном настроении. В самые сложные первые дни обучения можно рассаживать рядом любимые игрушки малыша. Или можно устраивать чаепития вместе с ними — поите сначала ребенка, а потом предлагайте порцию его плюшевому зайцу. Возможно «за компанию» малыш быстрее освоит процесс.

Будьте последовательны

Решение учить ребенка пить самостоятельно принято? Тогда отступать уже поздно. Будьте последовательны. Не отменяйте тех правил, которые сами же и ввели. Раз поильника теперь нет, то его нет в любой ситуации. Исключений минимум. Даже на прогулки можно брать с собой бутылочку с водой и кружку, чтобы малыш попил.

И о том, что ребенок начинает осваивать чашку, сообщите всем, кто проводит с ним много времени. Возможно, бабушки и дедушки захотят «пожалеть» малыша и будут как раньше предлагать ему поильник с водой.

Подберите «особенную» чашку

Ребенок к году будет с удовольствием копировать маму и папу. Поэтому своей собственной настоящей кружке будет очень рад — у мамы и папы же есть такие. Не стоит недооценивать «силу» хорошо подобранной детской чашки.

Желательно, чтобы кружка была небольшой — так ребенку будет проще захватить ее ручками. А чтобы пробудить интерес малыша, подберите яркую чашку. Она может быть с ручками или без, со скошенными или прямыми краями. И самое главное — больше подойдет именно пластиковая кружка. Такая не разобьется. А на первых порах опрокинутой посуды будет много.

Вероятно, потребуется «поэкспериментировать» с кружками. Ребенок может отказаться пить из одной, а вот с другой — не будет никаких жалоб.

Как научить ребенка пить из кружки: полезные советы

Когда обучение можно начать

Родителям часто кажется, что возраст не играет никакого отношения к развитию данной способности малыша. Но специалисты утверждают, чем раньше ребенок начинает пользоваться чашками, совершая осознанные движения, тем лучше будет развиваться у него ум. Если выбрать пользование соской, может сформироваться неправильный прикус. Лучше сразу от неё отказаться.

Малыш тянется к «взрослым» вещам с полугода. Пальцами он пользоваться уже немножко умеет и сидит самостоятельно. Поначалу кружка или поильник будет обязательно падать, так что удивляться не стоит.

Можно обучать и с 4 месяцев, но использовать в этом случае следует поильник. Он идеально подойдёт для такого возраста. Это удобная кружка, которая позволяет избавиться от бутылки, но обучать питью из нормального сосуда.

Но не пользуйтесь поильником долго, ведь чем раньше малыш начнет пробовать кружку, тем скорее научится пить правильно. После питья таким способом, можно продолжать обучение на обычной посуде.

  1. Обучение питью не нужно откладывать до 2 лет, хоть соблазн имеется.
  2. Играет отрицательную роль привыкание, и если в 2 года отучить от бутылочки очень сложно, то в 6 месяцев процедура проходит быстро и легко.
  3. Учить ребенка питью из чашки лучше всего, когда он только отлучается от груди.

Правильный выбор кружки очень важен, она должна быть яркой, чтобы понравиться малышу, небьющейся и легкой. Можно разрешить выбрать ребенку, чтобы он взял то, что нравится.

Сложности и хитрости

Поильники и бутылочки несовместимы. Если мама собирается приучать малыша к чашке, остальные емкости нужно убрать. Детям, у которых развит сосательный рефлекс, проще попить из крышечки с соской, поэтому они отказываются от кружек. Но родители должны быть настойчивыми. Воду или сок наливают в пластиковую чашку, смесь дают из поильника.

Детям, которые громко требуют бутылочку, включают мультики или читают книгу, чтобы отвлечь от навязчивых мыслей. Когда ребенок успокоится и сосредоточится на интересном занятии, ему незаметно подсовывают поильник и предлагают попить.

Нельзя давать бутылку, чтобы остановить истерику или уложить малыша в кровать. Никаких сосок, и точка. Взрослые дети пьют из кружки или поильника. Если истерика продолжается, и мультфильмы не помогают успокоить кричащего ребенка, ему дают бутылочку, но емкость заполняют несладким киселем или невкусным травяным чаем. Пускай кроха сделает глоток, распробует напиток и откажется от него. Как только малыш оттолкнет бутылку и скажет, что не хочет, мама подсовывает ему кружку с молоком. Ребенок быстро понимает, что в чашке вкуснее, и соглашается расстаться с соской.

Пластиковую непроливайку не убирают, а оставляют на тумбочке рядом с кроваткой. Если ребенок проснется ночью или днем и захочет пить, он может утолить жажду водой из кружки.

Поильник не должен ассоциироваться у крохи с чем-то неприятным, поэтому во время обучения на малыша нельзя кричать. Намеренно разлил воду, ведь это весело? Мама спокойно объясняет, что так поступают только плохие мальчики или девочки, а затем вытирает лужу. А лучше предложить ребенку вооружиться тряпками и вместе устранить аварию.

Запрещено насильно пихать чашку в руки или заставлять пить только из нее. Налить воду или сок можно в любую посуду, которая понравилась малышу. Пускай это будет тарелка или половник, большая ложка или даже кастрюля.

Иногда родители, устав от мокрых футболок и постоянных переодеваний, сдаются и вручают малышу бутылочку. Или берут ее с собой, когда собираются в гости. Так делать нельзя. Если ребенок получает соску, он отказывается от чашки. Приходится начинать обучение с нуля, уговаривать кроху воспользоваться кружкой.

как научить ребенка проситься на горшок

Виды поильников

Существует несколько разновидностей поильников:

  • Детям до 6 месяцев. В комплекте имеется соска и мягкий наконечник.
  • Непроливайки. Поильники с клапаном, открывающимся при питье.
  • Термопоильники. Длительное время температура жидкости сохраняется. Стенки двойные. Лучше подходит для зимних прогулок.
  • С соломинкой. В крышке имеется отверстие для соломинки в крышке.
  • С твердым или силиконовым наконечником. Силикон мягче, больше нравится детворе.

После освоения поильника можно переходить к простой кружке.

С чего начать

Когда кружка будет выбрана, налейте в нее немного воды и предложите малышу. Сначала удерживайте ее сами, сейчас главная задача – это знакомство ребенка с чашкой. Кроха должен понять, для чего служит данное приспособление. Если ребенок попросит ее потрогать и поиграть, не препятствуйте. Малыш должен понять, что кружка для него является безопасной и весьма интересной вещью.

Не забывайте о том, что малыш после 6 месяцев уже прекрасно понимает ваше настроение и ваши эмоции. Не ругайте малыша за промахи и не забывайте хвалить за успехи.

Чтобы начать продуктивное обучение, стоит запомнить несколько советов:

  1. Научить ребенка пить из кружки самостоятельно будет проще, если вы будете предлагать ему его любимые напитки (компот, молоко, сок и пр.).
  2. Ругать ребенка за пролитую на себя жидкость не стоит, так вы не только не сможете научить ребенка пить, но и полностью отобьете у него желание к обучению.
  3. Во время питья ребенку нужно давать передышку.
  4. Насильно заливать жидкость в рот не стоит, лучше дождитесь, когда малыш сам попросит пить.
  5. Если вы переживаете за внешний вид крохи, учите его пить самостоятельно во время принятия водных процедур. В ванной малыш будет чувствовать себя комфортно и расслаблено.
  6. Начав приучение к чашке, спрячьте бутылочку. Чем быстрее малыш забудет о ее существовании, тем быстрее вы сможете научить его пить из кружки самостоятельно.

Если ваш малыш требует бутылочку и закатывает истерику, упорно отказываясь от кружки, можно пойти на хитрость. Налейте в бутылочку его самый нежеланный напиток (чай с мятой, ромашкой и пр.) и предложите крохе. А после этого дайте выпить из кружки любимый сок. После такого поворота событий кроха наверняка усвоит, что бутылочка больше не «друг».

Если все прошло успешно, то вы в скором времени сможете окончательно убрать из обихода бутылочку. А пока ее можно предлагать только во время ночного кормления.

Начало учебы

После выбора чашки, понравившейся ребенку, следует давать ему воду в небольших количествах. Дается по 1-2 глотка, поильник следует подносить ко рту и наклонять, чтобы можно было сделать глоток. Важно выбрать момент, когда малыш находится в хорошем расположении духа, чтобы при виде чашки настроение у него не портилось. Если ничего не получается, злиться не следует. Сначала нужно дать понять, для чего кружка нужна.

Можно дать потрогать, погрызть, поиграть с новым предметом, ведь детям интересно узнать про всё, что их окружает. В таком возрасте уже приходит понимание, когда хвалят, а когда отчитывают.

Общие рекомендации:

  1. Если вода прольётся – ничего, пускай. Можно пробовать через некоторое время снова.
  2. Напиток выбрать следует исходя из предпочтений ребенка. Соки, компоты или простая вода – всё это подойдет для поилки.
  3. Давать поильник или чашки можно, когда ребенок купается. В воде отсутствует риск пролить содержимое на пол, так что родителям место обучения покажется подходящим.
  4. При питье следует давать малышу отдых. Насильно жидкость заливаться не должна, ребенок сам должен открывать ротик.

Как необходимо подготовиться

Обучают детей к самостоятельному приёму пищи длительное время. Сначала ребёнок видит, что все окружающие пьют из чашек. К 6 месячному возрасту малышу можно давать пить из кружки. Примерно к 8-ми месяцам он должен уметь держать чашку самостоятельно.

Чтобы всё произошло в положенный срок, нужно запастись терпением. К тому же существуют определённые правила того, как научить ребёнка пить из кружки:

  • посуда должна быть подобрана правильно;
  • нельзя заставлять ребёнка;
  • процесс обучения должен проходить в спокойной обстановке;
  • если у малыша не получается нельзя на него сердиться.
Читайте также:  Из-за чего появляется крапивница на лице и как с ней бороться

Как выбрать посуду

Чашка, из которой должен пить малыш должна быть лёгкой, удобной и нравится ему. Края кружки должны быть гладкие. Посуда для маленьких детей должна быть не бьющейся.

Сейчас есть специальные чашки-непроливайки сделанные из лёгкого, небьющегося пластика. Они цветные с интересными картинками. Выбирайте кружку для ребёнка такого цвета, и с таким рисунком которые ему понравятся. Лучше всего если он будет участвовать в выборе.

Если посуда ему понравится, он с большим удовольствием будет её использовать.

Забыть про бутылочку и начать пить последовательно

Если бутылочку не показывать, вскоре она забудется. При желании выпить немного воды, давать можно только чашки или поильник, чтобы ребенок понимал, что пить он может теперь только так.

При истериках, следует схитрить: в бутылочку наливается невкусный напиток, а в кружку любимый. Ребенок, скорее всего, выберет кружку, усвоив, что бутылочка теперь на втором месте. Если хитрость удалась, бутылочку показывать больше не следует. Можно использовать её только перед сном.

Малыш может напиток выпивать не до конца, при этом плакать. Плохое настроение стоит переждать, а потом дать сделать ещё глоток.

Подавать жидкость можно и ложкой, но кормление соской на стадии обучения питью из чашки, запрещено. При последовательном обучении результаты не заставляют себя долго ждать.

Если грудничок не хочет пить из чашки

Если кроха не хочет пить из кружки, не кричите и не ругайтесь. Наберитесь терпения и продолжайте предлагать малышу чашку. Найдите такое изделие, которое заинтересует кроху. Задействуйте в обучении любимые игрушки малыша. Покажите на их примере, что они пьют, устройте совместное чаепитие. Кроме того, ребенок может сам начать учить игрушек пить.

Будьте последовательны. Проводите урок каждый день! Обязательно хвалите малыша за успехи, новые достижения и шаги. Показывайте ребенку, как правильно держать кружку и пить на собственном примере. При обучении разговаривайте с грудничком, рассказывайте, что и как делать. Можете использовать стишки и потешки.

Помните, что продолжительность зависит от особенностей развития и характера каждого отдельного ребенка. Один малыш научится за неделю, а другому понадобится два-три месяца. Будьте готовы к тому, что процесс может занять ни один месяц!

Другие способы обучения

Имеется много способов обучить малыша желаемому:

  1. если в руки кружку он брать не желает, можно взять её самостоятельно, чтобы личным примером показать, как из неё удобно и приятно пить;
  2. попоить игрушки – кукол или плюшевых мишек;
  3. если ребенок тянется к кружке, нужно помогать ему, придерживать, чтобы он пил правильно, небольшими глотками;
  4. поить его ложкой, где находится ровно один глоток воды. Когда малыш научится глотать несколько раз, начать использовать поильник. Если жидкость проливается, ребенок не может сомкнуть губы вокруг отверстия, можно помочь, слегка их прижав.

Не нужно беспокоиться. Все дети разные, так что некоторые будут отказываться от чашки, а другие, последовав примеру родителей, будут пробовать научиться самостоятельно. Обязательно хвалить малыша за достижения.

Терпеливое обучение приведет к желаемому результату быстрей, чем крики или нервы. Чашки или поильник должны оставлять только положительные воспоминания, чтобы хотелось вернуться к ним снова.

Как научить ребенка пить из кружки самостоятельно

Многие советуют сначала приучить ребёнка пить с ложечки, и только затем начинать знакомить его с кружкой или поильником. Однако самое главное, чтобы грудной ребёнок научился глотать.

Если ребёночку около четырёх месяцев, рекомендуется начинать с поильника. Но, чтобы не было выбрано, потребуется соблюдать следующий порядок:

  • Бутылочка с соской убирается от младенца;
  • Покапризничав, ребёнок обязательно заинтересуется новым предметом – лучше сразу приготовить две или три чашки, пусть он сам выберет ту, которая покажется самой лучшей;
  • Ребёнка усаживают рядом со взрослыми, чтобы он мог наблюдать, как они пьют из чашек чай или кофе, это будет дополнительным наглядным примером;
  • Чтобы кроха не испачкался, можно надеть на него слюнявчик или фартучек;
  • В поильник или кружку можно налить совсем немного жидкости – только обязательно вкусной – киселя, сока или другого напитка, который кроха любит;
  • Необходимо показать малышу, как правильно пользоваться посудой, как её держать и пить из неё – как правило, после этого младенец сам изъявляет желание попробовать пить также.

Не следует начинать обучение, если малыш не в духе или у него что-нибудь болит, заставлять его пить из новой посуды насильно не стоит. Так можно полностью отбить у него охоту, вызвав негативные эмоции. Если ребёнок всё сделал правильно, родители должны похвалить его. Нельзя торопить кроху – если он начинает искать бутылочку, можно просто игнорировать эти действия, или сказать, что он уже взрослый и попоить с ложки.

Когда малыш делает свой первый глоток, мама должна быть рядом и контролировать процесс. Она может слегка помогать сыну или дочери, поддерживая чашку за дно. Дитя должно понимать, что посуда предназначена именно для питья и ни для чего больше, поэтому нельзя разрешать детям играть с поильником или чашкой.

Надо сказать, дети быстро отвыкают от бутылочки с соской и привыкают к посуде. Конечно, это происходит не мгновенно. Но если ежедневно повторять урок, очень скоро малютка с удовольствием будет сам тянуться к кружке.

Иные способы и индивидуальный подход

Помимо вышеперечисленных советов, молодым мамам стоит ознакомиться и с другими способами приучения малыша к питью из чашки:

  • покажите на собственном примере, как вкусно пьется из кружки;
  • устройте чаепитие у кукол и зверей – попоите игрушки;
  • если малыш потянется за вашей кружкой, дайте ему сделать из нее глоток;
  • если ребенок проливает жидкость, поскольку пока не понимает, что губы возле чашки нужно сжать, помогите ему (прижмите слегка нижнюю губу к краю чашки).

Многие мамы, которые видят успехи других малышей или слушают наставления старшего поколения, впадают в панику и начинают усиленно обучать своего ребенка. Но каждая мама должна знать, что все дети индивидуальны, а значит и развитие малыша в 7 месяцев у каждого будет свое. Чтобы научить своего ребенка пить из чашки самостоятельно, нужно запастись терпением и любовью. Хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним, осваивайте новые вершины и показывайте личный пример! И тогда ваш кроха в скором времени обязательно научиться пить из чашки.

Чтобы понять, как научить кроху пить из кружки, можно посмотреть видео:

Как научить ребенка пить из чашки: простые способы для родителей

Как научить ребенка пить из кружки самостоятельно: пошаговые советы и рекомендации

Все молодые мамы, без исключения, сталкиваются с ожидаемой проблемой, когда пытаются отучить ребенка пить из бутылочки и перейти уже на кружки. Ребенок никак не желает с ней расставаться. Важно знать, как правильно подойти к обучению и как правильно научить ребенка пить из кружки самостоятельно, и сделать это обучение максимально приятным и «безболезненным» для вашего ребенка.

Когда можно начинать обучение

Начинать учить малыша пить из кружки лучше сразу, когда вы отучаете его от груди. Так, уже в 7—8 месяцев можно приучить ребенка пить из кружки.

Нужно обязательно выбрать красивую, легкую и небьющуюся кружечку, но лучше, чтобы ребенок выбрал ее сам.

Как переходным средством можно воспользоваться специальной кружкой-поильником. Она удобна, когда ребенку пора отвыкать от бутылочки, а пить из кружки он еще не научился. Затягивать с кружкой-поильником не желательно. Как только ребенок научится из нее пить, нужно переходить к обучению питья из обычной кружки. Чем раньше ребенок начнет учиться, тем скорее у него это начнет получится.

С чего начинать учебу

Когда вы уже выбрали подходящую чашку (кружку), которая понравилась ребенку, можно пробовать дать ему немного воды. Можно налить один-два глотка и поднести к его рту. Наклоните и дайте ему сделать глоток. Обязательно это делать, когда ребенок находится в отличном настроении, чтобы у него не возникло впоследствии негативных воспоминаний при виде чашки.

Не злитесь сами, если у малыша ничего не получается. В первый раз достаточно, чтобы он понял, для чего нужна кружка. Его желанию рассмотреть новый для него предмет, потрогать и поиграть, не стоит препятствовать.

Помните, что ребенок в этом возрасте хорошо понимает, когда вы его хвалите, а когда отчитываете.

  1. Ничего страшного, если он прольет воду. Позже попробуйте еще раз.
  2. Дайте ему то, что ему больше всего нравится пить (сок, компот, кисель…).
  3. Можно предлагать ему пить, когда он в ванной. Для него это комфортная обстановка и нет опасности, что он прольет напиток на себя.
  4. Давайте ему передохнуть во время питья, а если он не открывает рот, то никогда не пытайтесь залить жидкость насильно.

Попрощайтесь с бутылочкой навсегда

Спрячьте бутылочку и он скоро о ней забудет.

Когда он захочет пить, принесите ему кружку и дайте понять, что пить он теперь будет только таким способом. Если же желание пить из бутылочки доходит до истерики, и вы не можете его успокоить, пойдите на хитрость:

Налейте в бутылочку тот напиток, который он не любит, а в чашку самый любимый сок. В этом случае он, скорее всего, предпочтет чашку.

Если получилось, то больше не показывайте бутылочку малышу. Он должен усвоить, что из чашки пить вкуснее, и альтернативы больше нет. Пить из бутылочки в первое время можно давать лишь перед сном.

Учимся последовательно

Малыш может недопивать напиток из чашки, начать капризничать. Можно немного подождать и снова дать ему сделать глоток. Можно дать ему допить из ложечки, но никаким образом не возвращаться к кормлению через соску. Иначе всю учебу придется начинать сначала. Ребенок привыкнет пить не сразу, на это нужно время. Но обучая его последовательно, вы очень быстро добьетесь положительных результатов.

Другие способы приучить ребенка к кружки

Есть и другие способы, как приучить пить из кружки малыша.

  • Если он не хочет брать в руки чашку, тогда возьмите ее сами. Покажите, что вам из нее удобно, приятно и вкусно пить.
  • Попоите его игрушки — куклу или плюшевого мишку.
  • Когда ребенок потянется к яркой, интересной кружке дайте и ему, придерживая и давая ему глотнуть. Смотрите, чтобы он не поперхнулся. Начинать нужно с небольшого количества напитка, постепенно его увеличивая.

Чтобы справиться с нежеланием вашего чада отказаться от бутылочки можно попробовать другой способ: Сначала начать поить его из ложки. В ложке как раз находится один глоток жидкости. Когда малыш научится глотать несколько раз подряд, можно переходить к чашке. Если кроха не может сомкнуть губы вокруг края чашки и напиток проливается, помогите ему и слегка сожмите губы пальцами.

Не беспокойтесь

Ребенок учится пить из кружки

Запомните, что каждый ребенок индивидуален. Один может наотрез отказываться от кружки, а другой сам по примеру родителей начать тянуться к чашке. Если вам говорят, что ребенка уже давно пора приучить пить из чашки, а вы все делаете неправильно, не обращайте внимания.

То что ваш малыш пока не готов пить из кружки, не должно быть чем-то необычным. У каждого ребенка есть свои особенности в развитии. Не нужно даже беспокоится и переживать. Очень скоро он, с вашей помощью, научится.

Не забывайте хвалить его за успехи. Терпеливо обучайте и показывайте, как нужно пить. Говорите с ребенком и хвалите даже за неудачи. Процесс отвыкания от бутылочки должен оставить в памяти у ребенка только положительные эмоции.

Учимся дальше: как научить ребенка пользоваться ложкой | Как научить ребенка есть самостоятельно и аккуратно

Возможно вас заинтересует — как ребенка отучить от бутылочки

По теме прикорма:

См видео:

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

«Прощай, бутылочка», или как научить ребенка пить из кружки?

Младенец постепенно подрастает, следовательно, рано или поздно настаёт время заменять бутылочку посудой для взрослых. Родители полугодовалых малышей уже начинают интересоваться тем, как научить ребёнка пить из кружки.

Пить из чашки – новое умение для маленьких детей, поэтому частенько новоиспечённые матери с удивлением обнаруживают, что ребёнок не хочет отказываться от бутылочки и никак не может свыкнуться с необычным методом поглощения напитков.

Чтобы минимизировать трудности, необходимо запастись терпением и несколькими разновидностями ёмкостей: чашечками, кружками, поильниками. Ну и, конечно, следует учитывать психологические особенности собственного чада.

Когда учить ребёнка пить из чашки?

Не все взрослые думают, что возрастной фактор играет большую роль в деле обучения этому навыку. Однако педиатры убеждены, чем раньше ребёнок познакомится с кружкой, тем скорее он привыкнет к самостоятельному питью. К тому же бутылочка может негативно сказаться на прикусе.

Оптимальный возраст, по мнению большинства специалистов, для начала тренировки – период от 6 до 8 месяцев.

Полугодовалый ребёнок тянется к взрослым предметам. К тому же он уже способен сидеть самостоятельно, а его моторика становится всё больше совершенной. Однако маленькие «неудачи», в виде упавшей кружки, в это время будут случаться постоянно.

Если родители не желают дожидаться полугодовалого возраста, то тренировки разрешено начинать и с 4 месяцев. В такой ситуации смогут помочь поильники – особые ёмкости, напоминающие по своим функциям одновременно и бутылочку, и кружку.

Существуют определённые правила, которые сопровождают процесс приучения к питью из чашки. В них говорится, в том числе, и о важности учёта возрастного фактора:

  1. Нельзя слишком долго пользоваться поильником, или непроливайкой. Иначе ребёнок не поймёт, как нужно правильно и аккуратно пить из чашки.
  2. Обучающие процедуры нельзя откладывать до двухлетнего возраста, даже если и учитывать тот факт, что ребёнок постарше отличается большей моторной ловкостью.
  3. Чем старше маленький человечек, тем сложнее ему отказаться от привычной бутылочки и перейти на незнакомую и непонятную во многом кружку.
  4. Проще всего приступать к обучению, когда малыша отучают от грудного вскармливания или переходят на первый прикорм.

Принципы выбора посуды для питья

Как уже было отмечено выше, первоначально проще применять непроливайку. Этот предмет лучше подходит для непослушных детских пальчиков.

Поильники

Под непроливайкой понимают особую ёмкость, оснащённую клапаном в носике. Эта «преграда» предупреждает чрезмерное и самостоятельное вытекание жидкости из бутылочки.

Чтобы вода или молоко поступали в рот, ребёнку нужно вытягивать жидкость из носика при помощи сосательных движений, а это исключает риск захлёбывания.

Поильники включают три основные детали: бутылочку из пластика или стекла, крышку, которая содержит насадку (соска, носик с отверстиями, соломинку) и удобные держатели. Все элементы можно снять и помыть.

Как научить ребёнка пить из поильника? Благодаря возможности трансформации, поильник сначала напоминает бутылочку с соской, затем непроливайку с носиком, а уже на завершающей стадии – обыкновенную детскую чашку. То есть последовательность – важнейший принцип обучения.

Выделяют несколько разновидностей кружек-непроливаек:

  • поильник с силиконовой соской и мягким носиком. Подойдёт для малышей младшего 6-месячного возраста. Насадки меняются по мере взросления ребёнка;
  • поильник с твёрдым носиком из пластика. Такие ёмкости для питья предназначены для ребятишек постарше – от 7 месяцев;
  • термопоильник. Такие устройства подходят для путешествий и поездок в жаркий или холодный сезон. Непроливайки напоминают по функциям термос, поскольку состоят из двойных стенок, снижающих теплопроводность;
  • непроливайка с соломинкой. В крышечку вставлена особая соломинка, благодаря которой ребёнок и втягивает жидкость.
Читайте также:  Логоритмика — упражнения для развития речи детей от 2 до 6 лет

Кружки

Как только ребёнок освоит непроливайку, следует перейти к традиционной кружке. Но перед тем как научить кроху пить из чашки, важно выбрать правильную посуду, которая была бы удобна и понравилась самому маленькому пользователю.

Тип материала

Прилавки детских супермаркетов пестрят яркими и привлекательными чашками для малышей. Прежде всего, следует обратить внимание на материал, используемый при изготовлении посуды:

  • стекло. В настоящее время изготавливают кружки из «усиленного» стекла, которые смогут пережить падения, броски, целенаправленные постукивания о столешницу. Однако для совсем маленьких ребятишек они не подойдут, поскольку слишком тяжелы для детских ручек;
  • алюминий. Металлические кружки – наименее подходящие для малышей всех возрастов изделия. Ребёнок может пораниться посудиной, обжечься, поскольку такие чашки слишком хорошо проводят тепло. Кроме того, они тяжёлые;
  • фарфор. Такие кружки очень привлекательны, достаточно легки. Однако фарфор, как и стекло, отличается хрупкостью, поэтому всегда существует вероятность, что ребёнок разобьёт ёмкость и поранится;
  • пластик. Идеальный вариант для малышей. Этот материал отличается лёгкостью, привлекательным внешним видом, прочностью и удобством. Важное условие – ёмкость не должна издавать специфического «аромата» и быть чрезмерно яркой.
Другие параметры

Помимо материала, родителям необходимо учитывать и другие моменты. Малышам будет намного удобнее пить из чашки, если учесть несколько важнейших характеристик:

  • объём. Маленьким ребятишкам нужны небольшие по объёму ёмкости для питья, поскольку их желудок ещё достаточно невелик. К тому же слишком громоздкие посудины дети не смогут удержать слабыми пальчиками;
  • комфорт. Большинству детей нравятся кружки с двумя держателями, поскольку их гораздо удобнее брать и удерживать. Однако некоторые малыши предпочитают одноручные чашки. Определить, что удобнее, можно лишь экспериментальным путём;
  • безопасность. Помимо экологичного материала, необходимо проследить, чтобы на детском товаре отсутствовали различные дефекты, будь то трещинки, острые края, различные неровности. Также следует отказаться от кружек со съёмными или приклеенными декоративными элементами;
  • привлекательность. Первая кружка – яркая и красивая посуда, поэтому следует отдавать предпочтение действительно привлекательным ёмкостям, которые обязательно понравятся малышам. Можно выбрать изделие с изображением мультяшного персонажа.

Как научить ребёнка пить из кружки самостоятельно?

Итак, нужная ёмкость приобретена, теперь необходимо решать вопрос, как приучить ребёнка пить из чашки самостоятельно. Этот процесс не очень быстрый, к тому же возможны «осечки», поэтому следует запастись терпением и выполнить ряд последовательных действий.

Прежде всего, необходимо спрятать бутылочку, чтобы кроха о ней забыл. Когда он почувствует жажду, преподнесите ему чашку и дайте понять, что теперь это единственный способ питья.

Если ребёнок категорически не желает пить из чашки, можно немного схитрить. В бутылочку наливается нелюбимый напиток, а в кружку – вкусный сок. Вероятнее всего, малыш предпочтёт пригубить именно чашку.

Подготовка непосредственно к питью жидкости из кружки состоит из нескольких шагов:

  1. В ёмкость наливается сок или чистая вода, если на улице жарко.
  2. На ребёнка надевается слюнявчик или фартучек из непромокаемого материала.
  3. Предварительно стоит показать ребёнку, как вы пьёте сами из кружки, поднося её к губам.
  4. Малыша можно познакомить с чашкой, однако не следует превращать её в очередную игрушку. Важно, чтобы кроха понял – кружка для питья.

После подготовительного этапа следует первый урок. Он необходим, чтобы малыш понял, как обращаться с чашкой:

  1. Ребёнку показывается кружка, затем мама рассказывает, что в ней находится очень вкусный напиток.
  2. Чашка подносится к губам, слегка приподнимается, чтобы ребёнок смог сделать небольшой глоточек.
  3. Обязательно нужно похвалить малыша за позитивный результат.
  4. Если ребёнок желает взять кружку в ручки, не стоит отказывать в этой просьбе. Напротив, родители показывают, как нужно правильно удерживать посуду.
  5. Если малыш против урока, не следует настаивать. Через некоторое время упражнение повторяется.

Борьба с трудностями

Как научить ребёнка пить жидкость из кружки? С помощью последовательных действий и терпения. Также необходимо внимательно изучать состояние малыша в конкретный момент. Если кроха приболел или у него режутся зубы, урок следует отложить.

Кроме того, не стоит забывать, что малыши отличаются развитым рефлексом выталкивания. Поэтому может случаться и так, что при прикосновении к губам и дёснам кружки ребёнок начнёт языком выталкивать её обратно.

Младенец всё ещё противится новому способу питья? Попробуйте отыскать такую чашку, которая бы ему понравилась. Можно также предложить крохе несколько кружек на выбор.

Вопрос, как приучить ребёнка пить из кружки, решается в индивидуальном порядке. Ведь один младенец привыкает к новой посуде за несколько дней, другой же осваивает эту премудрость за пару месяцев. Но, в конце концов, каждому малышу удаётся овладеть этим навыком.

Как научить ребенка пить из кружки самостоятельно

Ежедневно познавая окружающий мир, младенец совершает открытия и овладевает новыми навыками. И вот однажды приходит момент, когда мама решает: «пора отказываться от бутылочки и начинать пить из кружки!» Однако достаточно быстро выясняется, заменить удобное питье из соски не так легко. Малыш капризничает, отказывается пить совсем, требуя вернуть привычный способ питья. Сделать переход к чашке легким и безболезненным довольно легко, если грамотно подойти к решению вопроса.

Учим малыша пить из чашки самостоятельно: выбор поильника и пошаговый урок

Ваш ребенок уже несколько месяцев с удовольствием пьет мамино молоко или специальную смесь. Вы оба привыкли к этому, вам это удобно. Но малыш подрастает и приходит время, когда надо учиться пить из чашки. Как научить ребенка пить из кружки, в каком возрасте лучше начинать этот процесс и как выбирать кружку.

Как и любому другому действию, малыша надо учить самостоятельно пить из чашки. Обучение может занять некоторое время, но это обязательный процесс, игнорировать его не стоит.

Когда лучше начинать

Некоторые родители считают, что возраст в этом деле не главное. Но специалисты утверждают, чем раньше малыш начнет совершать осознанные действия, тем лучше будет развиваться его интеллект. Кроме того, бутылочка с соской оказывает негативное влияние на прикус. Поэтому лучше сразу приучать к кружке.

6-8 месяцев — это самый хороший возраст для обучения. В это время малыш начинает тянуться к предметам, которые используют взрослые, в том числе, и к посуде. Обычно ребенок уже самостоятельно сидит, его пальцы становятся более послушными. Конечно, приготовьтесь к тому, что чашка все-таки будет падать.

Если вы хотите начать раньше, можно попробовать учить и с 4 месяцев. Тогда вам на помощь придут поильники — специальные кружки немного похожие на бутылочку. Обучение с этой посудой пойдет быстрее.

Не стоит откладывать обучение до 2 лет. Конечно, существует соблазн. Ведь ребенок уже большой и лучше справится с чашкой. Но не забывайте о привыкании. Если малыш привык пить из бутылочки, то к двум годам будет очень сложно переучить его.

Выбираем чашку

Сначала будет лучше использовать кружку-непроливайку. Или по-другому, поильник для детей.

Поильник

Это кружка с крышкой, в которой есть небольшой носик с отверстием. Придумала ее Мэнди Хаберман — мама-изобретательница из Англии, которая создала такой поильник для своего ребенка. За свое изобретение она получила множество наград.

С поильником ребенку будет легче. Он не будет захлебываться и обливаться. Поильник больше похож на бутылочку, чем простая чашка. С какого возраста можно использовать поильник? Обучать питью из кружки-непроливайки можно раньше полугодовалого возраста. Уже в 4-5 месяцев можно приобрести эту посуду и начать уроки.

Существует несколько видов поильников.

  • Кружки для детей до 6 месяцев . В комплект входит мягкий наконечник и соска. Можно чередовать насадки.
  • Поильник-непроливайка . В комплект входит клапан, который открывается только во время питья.
  • Термопоильник . В течение длительного времени эти кружки сохраняют нужную температуру напитка, благодаря двойным стенкам. Они незаменимы для прогулки в холодное время года.
  • Поильник с соломинкой . В крышку вставляется специальная соломинка, через которую можно втягивать напиток.

У поильника может быть твердый или силиконовый наконечник. Последний более мягкий, и дети чаще предпочитают его. Лучше выбирать поильник с крышкой, чтобы не загрязнялся наконечник.

После того, как поильник освоен, можно переходить к обычной кружке.

Кружка

Лучше всего купить несколько чашек. Сначала ребенок выберет ту, которая ему больше понравится. А в процессе обучения и вы поймете, какая из кружек более удобна. На что обратить внимание при выборе?

  • Яркий цвет . Дети в этом возрасте предпочитают насыщенные цвета. Если ребенок любит какое-то животное, поищите чашку с рисунком именно этой зверушки.
  • Одна или две ручки . Конечно, чашка с двумя ручками более удобна в использовании. Однако ребенок может предпочесть посуду с одной ручкой. Поэтому приобретите 2 разные кружки.
  • Пластмасса . Тут не может быть двух вариантов. Чашка должна быть пластмассовой. Если малыш уронит ее, она не разобьется.
  • Легкость . Тяжелую кружку будет трудно долго держать. Поэтому выбирайте легкую.
  • Экологичность . Кружка должна быть сделана из не токсичного материала.

Обучаем ребенка пить из кружки

Теперь, когда вы приобрели необходимую посуду, приступим к самому процессу обучения. Приготовьтесь к тому, что обучение займет некоторое время. Не торопите малыша. Не ругайте, если у него не будет получаться.

Подготовка

  1. Налейте в кружку немного жидкости. Конечно, следует выбрать тот напиток, который любит малыш. Но лучше, если это будет вода. Если ребенок поперхнется, в горле не останется неприятного привкуса.
  2. Наденьте на малыша непромокаемый фартук или слюнявчик.
  3. Покажите, как вы пьете сами.
  4. Ребенок должен понять, что кружка используется только для того, чтобы пить. Не разрешайте играть с посудой.

Первый урок

  1. Покажите малышу чашку, расскажите о том, что сейчас он сам будет пить вкусный напиток.
  2. Поднесите кружку к ребенку, слегка наклоните и дайте ему выпить небольшой глоток.
  3. Похвалите за то, что он сделал.
  4. Если малыш хочет взять чашку сам, позвольте ему это сделать. Покажите, как правильно держать кружку.
  5. Если ребенок противится, отложите урок на некоторое время, чтобы процесс не вызвал неприятных эмоций.

Как приучить ребенка пить из кружки? Самое главное, надо быть терпеливым и последовательным. Каждый раз, когда ребенок хочет пить, предлагайте новый способ употребления жидкости. Если малыш не достаточно выпил из чашки, допоите его из ложечки. Бутылочку использовать не следует.

Препятствия

Иногда ваше чадо может противиться обучению. Будьте терпеливы, приучайте к кружке постепенно. Если ребенок болен или у него режутся зубки, отложите обучение.

Помните о том, что у маленьких детей существует рефлекс выталкивания. Как только в рот попадает незнакомый предмет, ребенок язычком выталкивает его назад.

Если малыш совсем не хочет учиться пить, постарайтесь найти ему такую кружку, которая его заинтересует. Во время урока можно посадить рядом несколько любимых игрушек. Поучите пить из кружки любимого мишку или куклу. Потом разрешите малышу обучать своих любимцев. Это поможет ему понять и принять новую посуду.

Приготовьтесь к тому, что обучение может занять несколько месяцев. Все зависит от ребенка. Один малыш может быстро освоить эту науку, например, в течение недели. Другому потребуется 2-3 месяца. Помните, вы сможете научить ребенка пить из кружки, только запаситесь терпением.

Как научить вашего ребенка правильно писать цифры — методики обучения и рекомендации

Осваивание письменных навыков всегда включает изучение двух видов знаков – цифр и букв. Обучение в обоих случаях имеет общие моменты. Например, детки учатся правильно держать карандаш и ручку, сидеть за столом.

Но есть и различия, на которые стоит обязательно обратить внимание — разберемся подробнее, как научить ребенка писать цифры правильно и красиво.

Всё дело в подготовке

Впервые знакомясь со счётом, дети не обращают особого внимания, как выглядят отдельные элементы – цифры в воображении малышей не расчленяются на составляющие. Они не задумываются, с чего начинается их написание и не знают в какую исходную точку тетрадной клетки необходимо поставить кончик ручки, чтобы написать, например, циферку «2».

Задача заботливых родителей обратить внимание на внешний вид арифметических знаков. Ребенок должен сосредоточиться на ключевых моментах в их написании. Кроме того, малышу понадобится знакомство с тетрадью в клетку, и понимание, по какому принципу здесь пишутся цифры.

Что должны уметь малыши

Чтобы понять, насколько кроха подготовлен к письму, необходимо его протестировать. Для этого на принтере распечатывается увеличенный макет тетрадной клетки (с соблюдением пропорций).

  • находить центр макета, указывать середины любых сторон и уголки;
  • визуально делить клетку на равные части;
  • определять её границы, указывать верх, низ, правую и левую сторону;
  • придерживаться заданного угла наклона (например, без проблем соединять правый верхний угол с серединой нижней стороны).

Можно проводить отдельные занятия для закрепления всех перечисленных навыков. Их цель – хорошая ориентация в элементах клетки.

Прописи

На следующем этапе потребуются специальные учебные пособия для письма. В таких тетрадках размещены примеры всех циферок, выделенные жирным шрифтом. Чуть ниже располагаются поля для тренировок, где каждый из знаков изображён пунктирными линиями или точками.

Желательно, чтобы на каждой из строк повторялось жирное написание – малыш должен видеть, правильно он пишет этот знак или ошибается.

Важно: каждый из знаков занимает по высоте всю клетку. При этом правая часть цифры касается той же стороны клеточки – знак имеет правильный наклон.

Правила написания

В прописях порядок написания всех элементов арифметического знака указан специальными стрелочками. На этот момент следует обязательно указать ребёнку. У него всегда есть подсказка, которой он может воспользоваться в процессе обучения.

Для каждой цифры существуют свои правила написания в клетке. Например, единица пишется с небольшой точки в центре. После чего точка соединяется с правым верхним уголком. А вторая линия проводится из этого угла к центру нижней стороны. Именно на эти правила указывают стрелочки прописей.

Когда приступать к обучению

У каждого ребёнка свои сроки для начала обучения – всё очень индивидуально. Главное, чтобы малыш освоил к школе все необходимые навыки. А вот, когда именно он приступит к арифметическому письму, зависит только от него.

Педагоги советуют приступать к обучению, как только ребенок начнёт свободно ориентироваться в пределах счёта до 10. Освоенная устная арифметика – гарантия того, что циферки не будут казаться ребёнку непонятными символами. У него должны возникать определённые ассоциации.

Такой осмысленный подход наблюдается в период от 4 до 6 лет. Но всё зависит от математических способностей крохи. У детей с хорошими способностями к арифметике, обучение происходит быстрее и раньше, чем у сверстников.

Возможные проблемы

Самая распространённая сложность – это желание малыша изобразить цифры зеркально. До 4-5 лет такое странное написание абсолютно нормальное явление. Причём, чем раньше дети приступают к арифметике, тем выше вероятность зеркального написания.

Читайте также:  Месакол - официальная инструкция по применению, аналоги, цена, наличие в аптеках

Это обусловлено неточным пространственным восприятием – мозг малыша просто не созрел! Родители не должны ругать за подобные «ошибки» и настаивать на регулярных занятиях.

Если зеркальное письмо сохраняется после 5 лет, есть смысл обратиться к специалистам, так как это может быть связано с дисграфией — особым нарушением, вызванным психическими и неврологическими отклонениями.

Чтобы обучение было успешным, нельзя перегружать малыша. Длительность занятий подбирается в индивидуальном порядке. Более частые и непродолжительные занятия подойдут большинству деток. Как и при любом осваивании новых навыков от родителей требуется максимум внимания и терпения. Только в этом случае кроха будет заниматься с удовольствием, а хорошие результаты не заставят себя долго ждать.

Методика написания цифр
учебно-методический материал по математике (1 класс) по теме

Методика написания цифр

Скачать:

ВложениеРазмер
metodika_napisaniya_tsifr.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

по обучению написанию цифр

В методических рекомендациях представлена методика обучения письму цифр в первом классе, гигиенические правила письма, методический комментарий к написанию цифр, упражнения по подготовке руки к письму.

Адресуется для учителей начальных классов.

К концу первого года обучения все учащиеся должны овладеть навыком письма цифр. Практика показывает, что написание цифр вызывает у школьников определенные трудности.

Шестилетний ребенок видит цифру в целом, не выделяя в ней элементов. Отсюда искажение цифр и их элементов на письме. Поэтому так важно на первых этапах обучения письму цифр уделять внимание начальному анализу и синтезу каждой цифры, сравнению и сопоставлению одинаковых элементов разных по конфигурации цифр.

Методика обучения письму цифр включает следующие этапы:

  1. Анализ образца. Прежде чем приступить к объяснению написания цифры, необходимо показать детям ее образец, вместе рассмотреть его, выяснить, из каких элементов состоит цифра (палочки, закругления, волнистая линия), в каких цифрах эти элементы уже встречались.
  1. Демонстрация учителем наглядного написания цифр. Показ учителем написания цифры должен сопровождаться краткими пояснениями о том, какая линия проводится, где она начинается, в каком направлении ведется и где заканчивается, какой будет следующая линия.
  1. Подготовка к написанию цифр:

а) «письмо в воздухе» – дети, взяв ручки, в воздухе повторяют порядок и последовательность написания цифры, что позволяет запомнить общее движение руки;

б) письмо по кальке или пластмассовому трафарету – следующий этап, помогающий первокласснику перейти к написанию цифры нужного размера.

Письмо цифр учащимися. За написанием первых цифр педагог должен понаблюдать, чтобы своевременно подкорректировать правильность написания.

Приступая к обучению написанию цифр, учителю необходимо помнить следующее:

  • все цифры пишутся высотой в клетку в правой ее половине и «опираются» на правую ее сторону;
  • ширина цифры должна быть примерно в 2 раза меньше ее высоты.

Гигиенические правила письма:

  • сидеть надо прямо, не касаясь грудью стола;
  • ноги должны стоять всей ступней на полу или подставке;
  • голову при письме необходимо склонять чуть влево (для тех, кто пишет правой рукой) и вправо (для тех, кто пишет левой рукой);
  • ручку следует держать тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец при этом необходимо подогнуть к ладони. Пальцы от стержня располагаются на расстоянии 1-1,5см;
  • тетрадь лежит под углом к краю стола. Начало строки на странице, где идет работа, приходится на середину груди;
  • нельзя менять наклон тетради во время письма.

Шестилетний ребенок во время письма быстро утомляется, так как еще не в полной мере окреп его позвоночник, недостаточно развиты мелкие мышцы кисти руки, тонкая и точная координация движений. Перед письмом, во время, а также после письма ему требуется подготовить руку, расслабить мышцы, изменить позу. В этом могут помочь следующие упражнения:

  • соедините руки ладонями вместе и вытяните их вперед. Разведите кисти рук в стороны, не размыкая запястий;
  • сожмите пальцы одной руки по одному, чтобы получился кулак. По одному их разожмите. Аналогично выполните упражнение другой рукой;
  • вытяните руки вперед перед грудью. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы правой руки. Пальцы правой руки сожмите в кулак. Разожмите пальцы левой руки. Выполняйте попеременно;
  • ладони вместе, пальцы сцеплены в замок. Попеременно сгибайте и разгибайте пальцы;
  • руки с разведенными пальцами положите на стол. Поочередно постукивайте по столу каждым пальцем то одной, то другой руки.

В каждую физкультпаузу необходимо включать 2-3 упражнения.

Методический комментарий к написанию цифр

Цифра 1 состоит из двух элементов – палочек, одна из которых короче другой. Сначала пишется маленькая палочка. Начинают писать ее немного выше центра клетки и ведут к верхнему правому углу клетки. Затем пишут основную наклонную палочку от верхнего правого угла к середине нижней стороны клетки.

Цифра 2 состоит из верхнего малого полуовала, наклонной и волнистой линий. Начинают писать цифру немного выше центра клетки, ведут линию вверх, закругляют ее в правом верхнем углу, ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки. Затем вдоль нижней стороны клетки пишут волнистую линию (вверх, вниз, вверх).

Цифра 3 состоит из верхнего и нижнего малых полуовалов. Начинают писать цифру немного выше центра клетки (примерно в той же части клетки, что и цифру 2). Начало написания первого элемента цифры 3 очень похоже на первый элемент цифры 2. Верхний полуовал доводят почти до центра клетки и, не отрывая ручки от бумаги, пишут нижний полуовал. Нижний полуовал немного больше верхнего.

Цифра 4 состоит из трех палочек. Начинают писать первую палочку немного правее середины верхней стороны клетки и ведут ее к центру клетки. Оторвав ручку от бумаги, пишут третью палочку, которая начинается чуть выше середины правой стороны клетки, и ведут наклонную линию к середине нижней стороны клетки.

Цифра 5 состоит из маленькой прямой палочки, правого полуовала и горизонтальной волнистой линии. Сначала пишется маленькая прямая палочка. Начинают ее писать немного правее середины верхней стороны клетки (как и цифру 4) и ведут наклонно до центра клетки. Из этой точки пишут малый правый полуовал такой же, как второй элемент у цифры 3. Затем вверху слева направо пишется последний элемент (слегка прогнутая вниз палочка). Начало его совпадает с началом первого элемента цифры, а заканчивается элемент в верхнем правом углу клетки.

Цифра 6 состоит из большого левого и малого правого полуовалов. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, ведут линию вверх, закругляя ее влево немного выше середины клетки.

Цифра 7 состоит из волнистой линии, большой и маленькой палочек. Начинают писать волнистую линию чуть ниже середины верхней стороны клетки, доводят ее до верхнего правого угла клетки. Написание первого элемента цифры 7 совпадает с написанием последнего элемента цифры 2 (движение ручки вверх, вниз, вверх) с той разницей, что у двойки этот элемент расположен на нижней линии клетки, а у семерки – под верхней линией клетки. Из верхнего правого угла проводят наклонную палочку к середине нижней стороны клетки как у цифры 1. Маленькая горизонтальная палочка должна перечеркивать длинную палочку примерно посередине.

Цифра 8 состоит из верхнего и нижнего малых овалов. Верхний овал немного меньше нижнего. Начинают писать ее немного ниже и правее середины верхней стороны. Ведут линию вправо и вверх, закругляют в правом верхнем углу клетки, затем справа налево к середине нижней стороны клетки, закругляют и поднимаются вверх к начальной точке.

Цифра 9 состоит из малого овала и большого правого полуовала. Начинают писать цифру немного ниже правого верхнего угла клетки (примерно там, где и начало цифры 6), ведут линию вверх налево, закругляя ее к центру клетки, затем направо вверх к исходной точке. От начальной точки пишут большой правый полуовал, касаясь середины нижней стороны клетки.

Цифра 0 представляет собой овал. Начинают писать цифру немного ниже верхнего правого угла клетки (примерно там же, где начинается написание цифр 6 и 9). Первая половина цифры пишется так же, как и у цифры 6. В правом верхнем углу клетки делают закругление, пишут большой левый полуовал, касаются середины нижней стороны клетки, дальше линия плавно ведется вверх к исходной точке.

Примечание: Нельзя добиваться от первоклассников устного воспроизведения последовательности написания цифр. Взрослый помогает ребенку проговаривать вслух производимые действия: отступаю 2 клетки вниз, одну клетку в сторону, веду линию из уголка на середину нижней стороны клетки, вверх, вниз, вверх и т.д.

1. Ковалевская Л.Н. Методический комментарий к написанию цифр //Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа.- №4-2007-С.51,57.

2. Ковалевская Л.Н. Обучение написанию цифр в 1 классе//Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа.- №7-2007-С.12.

Как научить ребенка писать цифры

Чтение и письмо — это те необходимые навыки, которым должен научится каждый человек. Когда ребёнок учится писать, он осваивает не только правильное написание букв, но и цифр. Конечно, система обучения письму практически одинакова, но все же есть свои нюансы и тонкости при написании цифр.

Когда начинать обучение

Современные родители торопятся обучить детей всему и сразу и желательно до школы. Но, к сожалению, этот подход в корне не верный. Развитие головного мозга ребёнка в раннем возрасте таково, что некоторая информация не способна усвоиться, возможно она может и навредить.

Для начала обучения написанию цифр подходит возраст ближе к 5-6 годам. Для того чтобы освоить этот навык необходим ряд условий:

  • Ребёнок должен уметь сосредотачиваться на какой-то конкретной задаче минимум 10- 15 минут;
  • Занятия должны быть интересны. Вряд ли какому- нибудь трехлетнему малышу понравится сосредоточенно сидеть и упорно выводить цифры;
  • Для ребёнка не должно составлять труда определить где право, лево, верх и низ и середина клетки;
  • Он должен уметь визуально разделить клетку пополам (развитие фантазии и воображения);
  • Начинающий ученик должен понимать что такое угол наклона и уметь его соблюдать;
  • Самое главное — ребёнок на момент обучения умеет держать правильно ручку или карандаш.

Ребёнку, у которого хорошо развита мелкая моторика рук легко даётся обучение письму. Для её развития прекрасно подойдёт лепка из различных материалов (пластилин, полимерная глина, солёное тесто), рисование в альбоме, пусть даже просто каракули и пальчиковые игры. Такие упражнения будут отличной подготовкой для мышц кистей и пальцев, что в дальнейшем поможет ребёнку быстро освоить правильное написание цифр и букв.

С чего начать обучение

  • Начинать обучение необходимо прежде всего с правильного положения за столом. Покажите ребёнку как правильно держать ручку или карандаш, как располагать тетрадь или лист бумаги. Обратите внимание ребёнка на то, что важно следить за осанкой. «Кривая» спина, неудобный стул, лежащая наискосок тетрадь — все это безусловно влияет не только на здоровье, но и на почерк.
  • Приступать к обучению написанию цифр нужно тогда, когда ребёнок знает название всех цифр и счёт до 10. Обучение должно быть осмысленным.
  • Следующим шагом в обучении можно назвать «разбор» самих цифр. Так как у детей хорошо развита фантазия, то можно попросить рассказать что ему напоминает каждая цифра. Важный момент — ребёнок не воспринимает цифру по частям (верхняя часть, хвостик, вниз наискосок…), он видит её единым целым. Поэтому вместе с ребёнком разберите составные части цифры и обратите его внимание на написание каждой части.
  • Распечатайте на листе большую цифру и попросите ребёнка её обвести. Следите за его осанкой и движением карандаша или ручки. Важно, чтобы он сразу приучался писать правильно цифру (не начинал обводить с нижней части или кусками).Ещё лучше, если вы приобретёте развивающие книжки с цифрами, в которых нужно обводить по точкам, затем по штрихам. Как правило, во многих таких пособиях нарисованы ещё и стрелочки по направлению написания цифры.
  • Покажите ребёнку как писать цифры в тетради в клеточку. Можно начать с крупной клетки. Так ребёнку будет проще вывести цифру. Научите его ориентироваться в элементах клетки — верхняя и нижняя границы клетки, диагональ, левый и правый угол. Также есть прописи в клетку, где можно потренироваться обводя цифры.

Как сделать так, чтобы ребёнок не потерял интерес

  • Не начинайте тренироваться писать цифры, если ребёнок в плохом настроении или не проявляет интереса.
  • Пусть ваше обучение письму проходит в виде игры. Эдакая игра в школу. Можно рассадить игрушки и рассказывать им вместе с малышом, они ведь тоже могут быть «учениками», у которых также может не получаться.
  • Чередуйте деятельность. Сначала пописали цифры, потом сделали перемену, где можно поиграть и заодно расслабить пальчики.
  • Хвалите ребёнка во время занятий, даже если на ваш взгляд он написал коряво.
  • Начинайте обучение с простых заданий.
  • Не сидите с ребёнком «до победного». 15 минут в день будет вполне достаточно. Если малыш не выдерживает столько, то не настаивайте.

Основные правила при написании цифр

  • Первое и самое важное правило — это то, что высота практически любой цифры равна высоте клеточки. Знак занимает большую часть клеточки и всегда смещен немного вправо.
  • Правая часть цифры касается правой стороны клетки.

Алгоритм написания цифр

Давайте рассмотрим как правильно писать цифры, на конкретных примерах.

Пишем 0 . Находим точку в центре верхней части клетки. Отступаем немного правее. Рисуем полукруг против часовой стрелки, при этом двигаемся вниз до нижней границы клетки. Дорисовываем овал поднимаясь вверх, также против часовой стрелки до точки с которой начали.

Пишем 1 . Делим клетку визуально на 4 части. Так мы нашли её середину. Ставим там точку и начинаем движение вверх, в правый угол клетки. Из правого верхнего угла ведём прямую линию вниз в середину клетки.

Пишем 2 . Из середины верхней части клетки рисуем полуовал вправо. Затем проводим по диагонали прямую линию до середины нижней части клетки. Затем рисуем хвостик в три этапа. Хвостик слёт вверх, затем вниз и снова вверх. Именно хвостик чаще всего и вызывает сложности в написании.

Пишем 3 . Рисуем полуовал в верхней правой половине клетки, закругляя и чуть-чуть не доводя до её визуального центра. Из этой же точки рисуем второй полуовал, он должен быть побольше предыдущего.

Пишем 4 . Ставим точку правее центра верхнего ребра, проводим линию к середине под наклоном. Доводим до точки, которая находится немного ниже центра, поворачиваем линию вправо и ведём её горизонтально не доходя до правого ребра клетки. Следующим шагом проводим линию из правого верхнего угла, она должна идти параллельно имеющейся линии.

Более подробно об алгоритме написания смотрите в видео к данной статье:

И если уж вы начали обучать ребёнка написанию цифр, то здесь важна регулярность. Малыши все быстро забывают и при отсутствии занятий несколько дней в следующий раз вам придётся начинать все заново.

Оцените статью
Добавить комментарий