Как научить ребенка различать цвета в 2-3 года: игровые методики обучения и советы родителям

5 действенных методик, которые помогут научить ребёнка различать цвета

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы с самых первых дней жизни своего малыша вложить в него все самое лучшее и ценное из того, чем обладает сам. И если проблем с выбором хороших и качественных вещей для ребёнка обычно не бывает, то вопросы педагогики и воспитания для многих родителей являются важными и насущными. Особенно это актуально для тех мам и пап, которые таковыми стали впервые. Вопросы, которые их интересуют, могут быть самыми разными, но все они сводятся к одному: что и как делать, чтобы передать малышу необходимые для него знания и научить его тому или иному навыку. Рассмотрим некоторые принципы, которые успешно применяются другими родителями уже не один десяток лет, и попробуем разобраться в том, как научить ребёнка различать цвета.

  1. Принципы формирования функций цветовосприятия у ребёнка
  2. Советы и рекомендации опытных мам и пап
  3. Пять методик
  4. Учимся в игре
  5. Игрушки в помощь обучению ребенка различать цвета
  6. Если что-то идёт не так
  7. Видео инструкции и советы

Оптимальный возраст для обучения ребенка различать цвета это от 2 до 5 лет.

Принципы формирования функций цветовосприятия у ребёнка

Прежде чем приступить к изучению практических советов и методик, родителям нужно ознакомиться с некоторыми особенностями развития зрительных функций у детей. Это поможет пользоваться полученными знаниями правильным образом.

Итак, способность ребёнка фокусироваться на каком-либо объекте появляется в возрасте 2—3 месяцев. Обычно первое, что малыш научится различать — грудь матери. Связанно это с тем, что в этом возрасте цветовосприятие детского глаза настроено таким образом, чтобы ребёнок мог чётко видеть мамин сосок. Цвета, которые он может различать в период от 2 до 6 месяцев, находятся в волновом диапазоне широкого спектра: красный, розовый, коричневый. Возможность различать цвета короткой волны, синий и зелёный, появляется у него ближе к седьмому месяцу жизни, а полноценное цветовосприятие формируется у ребёнка к восьми годам.

Советы и рекомендации опытных мам и пап

Теперь, когда мы знаем основные принципы формирования детского восприятия цветовой палитры, можем приступить к изучению рекомендаций и советов от более опытных родителей.

  • Обучайте с ранних лет. Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета, например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова, вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом;
  • Привязывайте новые знания к эмоциям. Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции. Не зря ведь говориться: человек запомнит не то что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта;
  • Практическое применение. Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать своё чадо применять то, что недавно узнали, тем лучше все это запомнится;
  • Побуждайте ребятёнка делиться тем, что он узнал с окружающими. После того как вы выучили новую цифру или цвет, пусть малыш позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой – пусть кроха подаст ему жёлтое полотенце;
  • Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.;
  • Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький);
  • Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим).

Несмотря на то что речь в этой статье идёт о том, как научить ребёнка различать цвета, принципы, изложенные выше, применимы не только для этого. Используя их, можно учить и буквы, и цифры. Ниже мы рассмотрим несколько действенных методик, которые помогут родителям в обучении своих детей цветовой палитре.

Пять методик

Существует огромное количество всевозможных способов, используя которые можно научить ребёнка уже в три года различать шесть цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный), и более. Но если вникнуть в их суть, то практически все они сводятся к пяти простым педагогическим приёмам. О них мы поговорим ниже.

  1. Неформальное обучение. Суть этого метода заключается в том, чтобы обучать ребёнка в процессе повседневного общения. Например, по дороге в парк или детский садик малышу предлагают вместе считать зелёные машины, которые будут проезжать мимо него. Естественно, перед этим родитель должен показать крохе, как выглядит зелёный цвет. Эффективность этого метода заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода действий, его никто ни в чём не ограничивает. Он может делать по дороге все, что ему захочется, главное, чтобы не забывал считать зелёные машины. Кстати, количество посчитанных машин тоже не имеет никакого значения: проехало десять, а посчитал всего две — молодец!
  2. Творческий подход. На этом этапе нужно будет позаботиться о том, чтобы у ребёнка появились краски, карандаши, фломастеры или пластилин. Попросите кроху выбрать тот цвет, который ему нравится больше всех, и расскажите, что это за цвет. Пусть это будет синий. Предложите малышу вместе что-то нарисовать, например, синий кружок. Скажите, что это воздушный шарик синего цвета, у которого нет шнурка, и если вы его не дорисуете, шарик улетит в небо. Спросите у карапуза, какого цвета должен быть шнурок, если шарик синего цвета. То же самое можно проделать и с пластилином. Читаем также:О чем говорит детский рисунок
  3. Использование игрушек. В специализированных магазинах для детей продаётся огромное количество развивающих игрушки, которые помогают запоминать цифры, буквы и цвета. Самые продуктивные из них для запоминания цветов: пирамидки из колечек, пазлы и конструкторы.
  4. Интерактивные книги. Их эффективность заключается в больших красочных картинках, которые привлекают внимание ребёнка. Как правило, в таких пособиях предлагаются всевозможные задания, выполняя которые ребёнок одновременно участвует в увлекательной игре, развивает мелкую моторику пальчиков и учит цветовую палитру. Например, в книге Анны Гончаровой малышу предлагают учить цвета в стихотворной форме, а в пособии Олеси Жуковой карапуз может рисовать прямо в книге своими пальчиками.
  5. Сюжетные игры. Придумайте простые игры, в которых ребёнок смог бы задействовать свои чувства. Например, возьмите два разноцветных шарика и сделайте для них домики таких же цветов. Домиками могут служить раскрашенные коробки или песочные ведёрки. Положите шарики в соответствующие домики. После всего достаньте их оттуда и скажите малышу, что они вышли на прогулку. Вдруг откуда-то появляется волк и хочет съесть шарики. Их срочно нужно спасать! Скажите ребёнку, что каждый шарик нужно быстро вернуть в свой домик, а то их съест волк. Суть такой игры – вызвать у малыша эмоции, сопереживание и сочувствие. Это активирует дополнительные отделы мозга и поможет ещё лучше запомнить нужные цвета.

Использование этих приёмов в их различных вариациях поможет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки, но помните, каждый ребёнок индивидуален. Все малыши развиваются по-разному, и сравнивать их между собой ни в коем случае нельзя. Если вам кажется, что ваш кроха обучается не так быстро, как другие детки, не надо паниковать и расстраиваться.

Учимся в игре

Известно, что быстрее дети учатся в процессе игры. Изучение цветов не исключение. Поэтому, если вы хотите научить ребенка различать цвета, советуем воспользоваться играми.

  • Найди цвет. На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора;
  • Разложи по цветам. Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной;
  • Путаница. Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит;
  • Колпак. Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком. Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» — при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову;
  • Найди лишний. Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других;
  • Веселые бусы. Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу;
  • Разложи шары правильно. Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки.

Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

Игрушки в помощь обучению ребенка различать цвета

“Ура. Радуга”. Эта игра для детей 2-3 лет. Малышу нужно правильно, подбирая их по цвету, разложить картинки по радуге.

Игра “Половинки цветка” также предназначена для детей 2-3 лет. Она развивает целостное восприятие цвета. Ребенку нужно по цвету подобрать половинки цветов. Можете скачать картинки на цветном принтере и разрезать их.

Или, например, игра для малышей «Цвета» . Она представляет собой дидактическую мозаику для малышей. Состоит из восьми картонных карточек большого размера, разрубленных на 2 элемента по технологии PUZZLE. На одних половинках карточек изображены знакомые малышам предметы, а на других — соответствующие им по цвету карандаши.
А еще хорошая развивающая игра «Волшебный цвет» В комплекте:игровое поле (33 х 48 см в разворот) — замок на берегу реки, маленькая книжка с текстом и заданиями «Путешествие в Гномию или Цветное царство» и набор многоразовых наклеек — гномы, крот, все цвета радуги и другое. . Все цвета радуги на твоей волшебной
палитре. Дети отправляются в сказочную страну, где живут разноцветные гномы. Играя с волшебными липучками, они узнают, что такое цвета радуги, основные цвета, холодные и теплые, контрастные и сближенные. Добрые волшебники расскажут, как создавать новые цветовые сочетания, что поможет ребенку, когда он возьмет в руки краски и кисти.

Если что-то идёт не так

Некоторые родители и педагоги, видя, что ребёнок упорно продолжает путать цвета, могут делать ошибочные выводы в отношении умственных способностей малыша. Если с подобной ситуацией столкнулись и вы, не спешите. У некоторых детей может быть банальная задержка раннего развития, но со временем все образуется и ребёнок догонит своих сверстников.

Ещё одна причина, по которой детки могут не различать цвета — нарушение светочувствительности. Это когда у ребёнка нарушено восприятие каких-то отдельных цветов и оттенков. При этом часто бывает, что такие нарушения не диагностируются вообще, так как малыш научился различать цвета по яркости и контрасту.

Бывает и так, что ребенок и в четыре года не просто путает цвета, а почти их не различает. Это может быть связано с самыми разными причинами, среди которых стоит выделить три основные:

  1. Изучение цветов началось слишком поздно, малыш еще просто не освоил эти названия полностью и не может легко применять полученные от родителей знания на практике.
  2. Своеобразный темп усвоения информации, который может быть связан с темпераментом ребенка, — вполне возможно, что он уже все отлично запомнил, просто пока сам не рискует делать те или иные утверждения о цветах предметов.
  3. Проблемы со зрением, и в этом случае лучше всего лишний раз сходить на прием к врачу и услышать его рекомендации, нежели думать и гадать, что будет дальше.

Вообще, к изучению цветов с ребенком стоит подходить внимательно и ответственно, но при этом спокойно. Очень важен игровой настрой, с ним ребенку выучить эту достаточно сложную тему будет намного проще и интереснее.

Каждый понимает, что ребенок к трем годам должен уметь различать цвета и уметь их называть. Конечно, ребенок не может запомнить сразу все цветовое многообразие, но базовые цвета, такие как: красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный он должен различать и знать.

Видео инструкции и советы

В видео представлены рекомендации по обучению детей с ЗПР различать цвета. Заниматься с ребенком в домашних условиях можно довольно успешно и получать удивительные результаты. Систематические творческие занятия благотворно влияют на развитие внимания, воображения, памяти ребенка, мелкой моторики, мышления, речи, помогают быстрее развиваться, догоняя, а иногда и опережая сверстников, с которыми такие занятия не проводились.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен – присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Когда мой ребенок был маленький, мы запоминали цвета при помощи сравнения самых элементарных вещей. Например я брал желтый карандаш и мы сравнивали его с солнышком, синий- с небом и т.д. Тут представлены тоже очень хорошие методы запоминания, которые можно выбрать, но, как говориться, каждому свое.

На мой взгляд детские игрушки часто устроены так, что в них разнятся и формы предметов и цвета. С помощью таких предметов тяжело оценить цветовое восприятие ребенка, поскольку у него наверняка происходит рассеивание внимания на все разнообразие игрового материала. Таким образом, чтобы поучиться различать цвета, а вернее находить одинаковые, я бы посоветовала игрушку в виде предметов одной формы и одного размера, различающиеся только в цвете, которые необходимо определить на свое место с соответствующим цветом.

Хорошие советы, но грамматические ошибки в тексте портят все впечатление!
Правописание -ться и тся.

Спасибо за практические рекомендации. У нас есть некоторые затруднения в освоении цветов. Очень своевременно прочитала, думаю, воспользуюсь некоторыми вашими советами.

Учим цвета с ребенком: лучший возраст, игры и упражнения

В развитии младшего дошкольника нет неважных моментов, вот почему родителям следует вовремя научить ребенка различать цвета. Это подготовит к школе и поможет в дальнейшем привить художественный вкус. Есть множество интересных для малышей игровых методик, которые помогут усвоить сложный материал в простой и доступной форме.

Специфика детского восприятия цвета

Зрение у человека начинает развиваться еще в материнской утробе. Так, к 7 месяцам у эмбрионов уже полностью сформированы органы зрения и открываются веки. Однако новорожденный видит плохо, поскольку его глазные мышцы развиты пока весьма слабо, он не способен различать цвета.

Исследователи выделили следующие этапы цветовосприятия младенцев.

  1. Начиная со второго месяца они способны различать черный и белый.
  2. В 3-4 месяца воспринимают желтый, красный, оранжевый, а немного позднее – синий и зеленый, даже фиолетовый, но при условии, что краски будут насыщенными, яркими. Оттенки пока дети не дифференцируют.
  3. В 9-12 месяцев ребенок способен различать уже многие цвета.

Учитывая эти возрастные особенности восприятия, родителям рекомендуется приобретать для крох яркие погремушки, поскольку пастельные тона они еще не воспринимают. Это поможет детям научиться быстрее понимать палитру, а в дальнейшем – более успешно изучать цвета.

Читайте также:  Лейкемоидная реакция: описание, причины развития, типы и особенности лечения

Лучший возраст для обучения

Дети рано начинают понимать различие цветов, но для того чтобы они запомнили названия, родителям придется постараться. Специалисты рекомендуют приступать к целенаправленным тренировкам с того момента, как ребенок научился ходить, то есть примерно в годик. Именно в этот период малыши становятся очень любознательными, что и следует использовать. Рассказывая что-либо крохе, показывая предметы, можно не просто называть их, но и описывать, говорить, какого они цвета. Постепенно информация отложится, и в дальнейшем такому ребенку будет значительно проще получать важный материал.

А занятия по дифференциации цветов проводятся уже в 2 или в 3 года. Для этого активно используется игровая форма, ребенку должно быть весело и интересно, только в этом случае речь может идти о продуктивном обучении.

Поэтапная работа

Начинать надо с основных вариантов, например желтого и красного, они проще для ребенка. В следующей таблице представлены стадии процесса обучения по возрастам.

Каждое занятие должно превратиться для малыша в маленький праздник, поэтому можно смело использовать игры, включать его любимую музыку. Главное – ребенка нельзя переутомлять, допустимо заниматься всего по две минуты, но несколько раз в день – это будет гораздо продуктивнее, чем скучное заучивание и неоднократное повторение.

Упражнения для малышей

Первое знакомство с цветом лучше всего провести, используя кубики. Сначала ребенку показывают красный кубик, мама говорит: «Посмотри, вот красный кубик», выделяя голосом название цвета. «Он яркий и красивый, красного цвета помидоры, яблоки, перец». Потом мама должна отдать кубик крохе, чтобы он как следует изучил цвет.

Следующий шаг – закрепление: мама с малышом проходят по квартире и находят все предметы красного цвета (можно заранее подготовиться и разложить их). На следующий день можно рассмотреть карточки, на которых изображены соответствующие предметы, все еще раз проговаривается. Подобные занятия повторяются несколько дней (их точное количество зависит исключительно от способностей ребенка).

Наконец, следует проверить, насколько хорошо усвоен материал. Мама берет два разноцветных кубика и просит: «Покажи мне красный кубик, где он?». Если ответ верный, следует приступать к изучению следующего цвета (синего) по аналогичной методике. Затем – желтого и зеленого. Но если малыш пока затрудняется, не стоит его торопить.

Когда цвета выучены, нужно закрепить материал. В 1,5-2 года можно предложить ребенку забавные игры, которые помогут ему правильно различать цвета. Например, мама заранее рисует домики разных цветов (основных) и «жителей» — таких же оттенков зверей или человечков. Ребенок должен расселить их. Во время работы следует комментировать: «Правильно, желтую мышку мы заселяем в желтый дом» или «А почему же красного человечка мы помещаем в синий дом? Как надо правильно?».

Также для возраста подойдут следующие упражнения.

  • Распределение. Мама дает крохе формочки и пуговицы разных цветов, ребенок должен разложить пуговицы по емкостям.
  • Постройка башен из кубиков. Используются только два цвета, взрослый просит малыша выстроить из них две башни таким образом, чтобы каждая из них была своего цвета.

Главное правило успеха – ежедневные, но неутомительные тренировки, только в этом случае названия прочно отложатся в мозгу малыша. Работа пока ведется с четырьмя основными цветами – красным, желтым, синим и зеленым. Пока они не усвоены как следует, нельзя двигаться дальше. Но если малыш уже хорошо их запомнил, можно знакомить его с новыми тонами.

Занятия с ребенком постарше

В 2-3 года можно предложить крохе решение самых простых задачек, в ходе которого он будет учить цвета вместе с мамой. Возможны следующие варианты.

  • Родитель рисует несколько автомобилей, причем качество рисунка не имеет особого значения, главное – закрасить их разными цветами. После этого дает малышу набор карточек или пуговиц, окрас которых совпадает с цветом каждого автомобиля. Задача малыша – построить «дорожки» для машин, чтобы они соответствовали тону. Упражнение также хорошо тренирует мелкую моторику и, соответственно, полезно для развития речи.
  • Строим поезд. Родитель ставит один кубик любого тона, который уже знаком крохе, например синий. Задача малыша – продолжить паровозик, найдя все кубики именно синего цвета.
  • Собери цветок. Мама рисует цветными фломастерами простые цветки (серединка и несколько крупных лепестков), потом разрезает их пополам и перемешивает. Далее просит малыша, собрав цветы, составить букет, назвать все используемые тона.

Такого типа задания помогают крохам верно сортировать предметы, определяя, являются ли они красными, желтыми, зелеными. В процессе игры маме следует обязательно проговаривать названия цветов, просить ребенка повторить – это способствует запоминанию. Если ребенок допустил ошибку, важно ее отработать: возможно, он просто не понял задание или подумал, что «так будет красивее». Еще раз поясните, что необходимо использовать кубики (пуговицы, карточки) именно одного названного вами цвета.

Продолжаем обучение

Дети очень любят разгадывать загадки, это и нужно использовать, чтобы научить их различать цвета. Кроме того, такая форма работы развивает мышление и память, способствует увеличению активного словарного запаса.

Можно предложить малышу такую загадку: «Вот огурец-молодец, прибыл к нам из огорода, там таких много. А какого цвета он?», «А это мышка, милая мышка. Она бывает белой, но чаще… Какая же?». Сопровождать чтение текста следует визуализацией, то есть показать малышу огурец, игрушечную мышь.

Далее можно сыграть в следующие веселые игры.

  • «Лишний цвет». Перед ребенком выкладывается несколько (5-6 будет достаточно) предметов одного цвета и один «лишний» – другого цвета. Задача малыша – найти ошибку и рассказать, почему он так думает. Об успехе можно говорить, если кроха произнесет: «Все красное, а шарик – зеленый». В подобной игре можно использовать и блоки Дьенеша.
  • «Подбор пары». Используются цветные фигурки, которые родитель перемешивает, ребенок же должен разобраться во всем многообразии и сложить их парами, исходя из окраса.
  • «Светофор». Подходит для развлечения с теми детьми, которые уже немного знают названия цветов. Мама произносит наименование, малыш должен найти его в своей одежде, если он есть – сделать шаг вперед, если отсутствует – остаться на месте. Можно внести в забаву и элемент активной игры – если названного тона в наряде не оказалось, ребенок попробует перебежать, а мама будет его ловить.

Заниматься надо каждую свободную минуту, например во время прогулки повторять ребенку, что проехала красная машина, трава – зеленая, цветы – желтые. Потом спрашивать его: какого цвета трава? А что еще ты видишь зеленого цвета? Это поможет быстрому запоминанию. Важно помнить, что детская память очень пластична, малыш способен вобрать в себя много информации, поэтому если какой-либо из заинтересовавших его предметов сиреневый, можно изучить и этот оттенок, не нужно «упрощать задачу» и называть его фиолетовым.

Правила проведения занятий

Чтобы обучение малыша палитре не превратилось в скучное, рутинное, а потому нелюбимое занятие, следует придерживаться некоторых несложных правил.

  • Не стоит ждать сиюминутного результата. Малыш может забыть, что красный – это красный, поэтому нужно терпеливо ему объяснить, повторить несколько раз. Лишь с течением времени информация запомнится, и использование в речи соответствующей лексики будет автоматическим.
  • На «уроках» должна царить атмосфера веселья, ребенка не следует утомлять, это уничтожит его желание изучать что-либо.
  • Кроху нужно хвалить за каждый, пусть и незначительный, успех или хотя бы за старание, но ругать нельзя.
  • Название каждого цвета должно звучать правильно и четко, недопустимо использование уменьшительно-ласкательные формулировки.
  • Количество цветов зависит от способностей ребенка. Кому-то может первое время показаться сложным называть основные тона палитры, а иные быстро запоминают и цвета, и оттенки.

Для обучения цветам помогут пластилин и краски, раскраски. Занимаясь творчеством, ребенок учится сочетать тона, а также запоминает, какой предмет какого цвета. О рисунке или поделке нужно немного побеседовать: спросить малыша, что на картинке (в фигурке) желтое, а что – синее. Некоторые дети могут нарисовать, например, зеленое солнце, прекрасно понимая, что на самом деле светило это ярко-желтое. В этом случае следует осторожно поинтересоваться, почему он так сделал, у детей порой бывает своя непостижимая логика.

Заниматься с детьми изучением цвета следует с самого раннего возраста, но использовать для этого необходимо только игровые методы. Тогда процесс обучения пройдет весело, а результат порадует и малыша, и родителей. Через совместные игры с мамой или папой кроха знакомится с миром, поэтому очень важно уделить должное внимание данному процессу, регулярно тренироваться с малышом, не пускать все на самотек. Ребенок будет развиваться гармонично и лучше подготовиться к школе.

Методики как быстро научить ребенка различать основные цвета

Достаточно быстро совсем маленький несмышленый карапуз превращается в веселого, любопытного малыша, который старается познать все, что его окружает.

Именно этот момент является самым благоприятным для карапуза к обучению новому: цифрам и цветам. Вот почему каждый родитель должен знать основные методы как научить ребенка различать цвета, а также когда начинать занятия и сколько времени их проводить.

Из этой статьи вы узнаете

Самые частые ошибки в процессе обучения

Довольно часто родители считают, что малыш в возрасте 2-3 лет еще не способен запомнить все названия цветов и отличать их между собой. Стоит учитывать, что для малышей до 3 лет задача четкого произношения названий цветов является практически невыполнимой, при этом им удается отлично различать один цвет от другого.

Именно в этот период родителям трудно разобраться, как научить ребенка цветам. Необходимо помнить, что любой обучающий процесс для детей 2-3 лет должен проходить ярко, весело и занимательно в игровой форме. Занятия в привычной обстановке для детей будут располагать к продуктивной совместной работе с родителями.

Новые названия для детей родитель должен произносить четко и внятно, произношение цветов в уменьшительно-ласкательной форме не приветствуются. Основные цвета для малышей третьего и четвертого года жизни должны откладываться в памяти в той же форме, как и называются.

Не стоит детей принуждать к обучению, когда они этого не желают. Как показывает практика, такие занятия не вызывают интерес у малышей, а скорей наоборот, провоцируют формирование негативного отношения к какому-либо обучающему процессу.

В чрезмерно возбужденном состоянии малыш 2-3 лет не будет воспринимать информацию, соответственно не начинает ее запоминать. Занятие может сопровождаться криком, истерикой, а также плачем.

Обучаем играя

Дети концентрируют внимание во время игры, именно играя ребенок начинает воспринимать информацию, а также запоминать цвет. К примеру, играя с карапузом 2-3 лет можно попросить его дать любую игрушку яркого цвета.

Конечно же, если вокруг будет слишком много игрушек, малышу будет трудно сориентироваться, поэтому стоит ему помочь, указав на нужный предмет пальцем, вновь озвучив свою просьбу.

Такое обучение для детей имеет важное значение, ведь они начинают запоминать цвета, а также формы при индивидуальном контакте с предметом. Спустя 5 минут, когда малыш отдохнет, можно повторить урок, но уже попросить передать игрушку другого цвета, таким образом, удастся выучить основные цвета.

Благодаря такой методике можно развить не только зрительную память, но и мелкую моторику у детей. В возрасте 2-3 лет карапуз быстро запоминает, поэтому при регулярных занятиях он будет знать все цвета.

Главное, проводить обучающий процесс «незаметно» для малышей, то есть играя, дети даже не поймут, что родители начинают занятие, а будет увлеченно делать то, что предлагают взрослые.

Даже процесс одевания может принести отличный результат, позволит выучить цвета одежды. Предложите карапузу в возрасте 2-3 года надеть, к примеру, синий или зеленый свитер. Если малыш согласится, попросите его принести выбранную одежду из шкафа.

На сегодняшний день существует масса развлекательно-обучающих игр как научить ребенка различать цвета, но выучить его простым навыкам можно и без материальных затрат.

Для малышей 2 или 3 лет большое значение играет общение со взрослыми, поэтому стоит предпочесть специализированным играм простые, доступные совместные развлечения.

Метод рисования

Многие педагоги советует проверенный метод как научить ребенка цветам – рисование. Во время третьего и четвертого года жизни малыш с удовольствием пробуем рисовать как цветными карандашами, так и красками.

Для малышей процедура рисования приносит массу положительных эмоций, развивает зрительное восприятие и память. Стоит помнить, что похвала может быть отличным стимулятором в процессе обучения.

Примите активное участие в изображение животных, птиц или же пейзажа. Предложите карапузу разукрасить, к примеру, дерево зеленым карандашом.

При ненавязчивой просьбе взрослого малыш третьего иди четвертого года обязательно пойдет на встречу и постарается выполнить порученное ему задание. Когда рисунок будет готов, похвалите малыша за старание, постарайтесь посчитать, сколько цветов было использовано при создании изображения. Совсем за короткий промежуток времени удастся выучить основные 6-7 оттенков.

Процесс обучения для детей во время рисования проходит достаточно быстро. Малыш в 2-3 года сможет выучить цвета довольно просто и без каких-либо сложностей, стоит лишь регулярно закреплять изученный материал.

Метод зрительного восприятия

Если вы не знаете как научить ребенка различать цвета, отличным обучающим материалом для детей будут картинки Домана с изображением различных оттенков. Перед проведением занятия рекомендуется разложить их на столе в произвольном порядке. Далее стоит взять игрушки такой же цветовой гаммы, что и на картинках.

Попросите карапуза дать игрушку, к примеру, красного цвета, затем разместите ее поверх соответствующей картинки. Продолжайте игру до те пор, пока малыш будет интересно. Забавные стишки на соответственную тематику позволят развить интерес у детей к происходящему.

Картинки с изображением овощей и фруктов также могут быть использованы для обучения детей. Во время занятия стоит объяснять карапузу, что тот или иной овощ ли фрукт из картинки может быть и другого цвета. Когда малыш в возрасте 2-3 года будет задавать вопросы, постарайтесь предоставить интересующую информацию в максимально доступной форме.

В 2 или 3 года дети могут выполнять простые поручения, поэтому, когда придет наиболее подходящий момент, попросите карапуза принести тот или иной предмет изученного ранее оттенка.

Подкреплять занятия можно также обучающими мультфильмами, где рассказывают о цветах. Старайтесь проводить занятие только тогда, когда карапуз пребывает в хорошем настроении и отлично идет на контакт, только так удастся достигнуть видимых результатов за короткий срок.

Как научить ребенка различать цвета

Знакомство с понятием цвета и его восприятия происходит у ребенка с момента его появления на свет. Но умение осознанно различать цвета, произносить их названия, выделять базовые оттенки из остальных формируется к возрасту 2-3 лет. Сегодня мы расскажем, как научить ребенка различать цвета, рассмотрим простейшие методики для легкого обучения цвету, и подскажем, что делать, если у малыша возникают трудности с запоминанием цветов.

Учим цвета: с чего начать

Умение различать цвета относится к понятию зрительной информации. Чтобы восприятие зрительной информации было более продуктивным и успешным, нужно следовать простым шагам, выполнить которые под силу каждой маме и её ребенку.

  • Начинать обучение нужно с 4 основных цветов: синий, красный, зелёный, жёлтый. Основная задача – научить малыша дифференцировать эти цвета, чтобы ребенок мог отобрать нужные кубики одного цвета; отделить красные шарики от синих; сложить “башенку” из кубиков одного из цветов.
  • Обязательно при любом удобном случае акцентировать внимание на цветах. “Посмотри, какое КРАСНОЕ яблоко”, “А это – ЗЕЛЁНЫЙ мяч”, “Построим пирамидку из СИНИХ колечек” и т.д.
  • По мере изучения основных цветов постепенно добавлять в обучение по 2 новых сложноцветовых оттенка. Включайте в изучение наиболее часто встречающиеся цвета: оранжевый, фиолетовый, розовый. Более яркий цвет ребенок запоминает в первую очередь.

Ребенок не запоминает цвет – стоит ли паниковать?

Освоение цвета становится проблемой, когда ребенок не различает цвета в 4 года (в 5 лет). Прежде всего необходимо исключить у крохи “цветовую слепоту”, или, иначе, дальтонизм. Это проявляется в том, что ребенок неспособен различать один или несколько цветов среди предложенных. В данном случае необходима консультация окулиста.

Мама и малыш: методики по домашнему обучению цветам

Прежде всего следует запомнить, что обучение цветам должно проходить только в игровой форме. Ненавязчивые, легкие, но ежедневные упражнения с крохой дадут положительный результат уже спустя 3-5 дней.

Читайте также:  Камни в почках у мужчин: симптомы, причины образования, лечение

Обратите внимание на методики обучения детей от 2 до 5 лет, которые помогут малышу понять и освоить основные цвета палитры.

– Пластилин

Как ни странно, но работа с обыкновенным пластилином может дать отличные результаты по освоению цветов и их оттенков. Стандартный пластилин включат в себя необходимые цвета для изучения: красный, зеленый, желтый, синий, оранжевый. Ребенок в 2 года под руководством мамы может работать каждый день с несколькими цветами, делая только красные или зеленые шарики, лепя синих снеговичков. Если вы увидите, что кроха в игре начинает выделять для себя один яркий, распространенный цвет, например, зеленый, то подкрепляйте работу с ним рассказом, какие бывают предметы этого цвета, демонстрируйте их.

– “Разноцветные” дни

Эту методику разработал американский врач-физиотерапевт, автор многих обучающих методик Глен Доман. Изучение цветов по дням недели – хороший способ изучить и закрепить знания об определенном цвете. Например, понедельник – красный день. Сегодня малыша должны окружать красные вещи. Познакомьте его с красными овощами и фруктами. Рисуйте акварелью красные узоры и вырезайте красные фигурки из цветной бумаги в этот день. По аналогии познакомьте малыша с остальными цветами: зеленым, синим и т.д.

– Цвета на “ощупь”

Интересную методику познания цвета ребенком предложила сторонница раннего развития детей и просто увлеченная мама двоих детей, Сесиль Лупан. Она рекомендует еще с младенческого возраста знакомить малышей с понятием цвета, предлагая ему на ощупь разноцветные кусочки ткани разной фактуры. Зрительная память вкупе с осязательной дает удивительные результаты. Эта методика подойдет как для совсем грудных детей, так и для тех, кому уже исполнилось 2-3 года.

«Прощай, бутылочка», или как научить ребенка пить из кружки?

Младенец постепенно подрастает, следовательно, рано или поздно настаёт время заменять бутылочку посудой для взрослых. Родители полугодовалых малышей уже начинают интересоваться тем, как научить ребёнка пить из кружки.

Пить из чашки – новое умение для маленьких детей, поэтому частенько новоиспечённые матери с удивлением обнаруживают, что ребёнок не хочет отказываться от бутылочки и никак не может свыкнуться с необычным методом поглощения напитков.

Чтобы минимизировать трудности, необходимо запастись терпением и несколькими разновидностями ёмкостей: чашечками, кружками, поильниками. Ну и, конечно, следует учитывать психологические особенности собственного чада.

Когда учить ребёнка пить из чашки?

Не все взрослые думают, что возрастной фактор играет большую роль в деле обучения этому навыку. Однако педиатры убеждены, чем раньше ребёнок познакомится с кружкой, тем скорее он привыкнет к самостоятельному питью. К тому же бутылочка может негативно сказаться на прикусе.

Оптимальный возраст, по мнению большинства специалистов, для начала тренировки – период от 6 до 8 месяцев.

Полугодовалый ребёнок тянется к взрослым предметам. К тому же он уже способен сидеть самостоятельно, а его моторика становится всё больше совершенной. Однако маленькие «неудачи», в виде упавшей кружки, в это время будут случаться постоянно.

Если родители не желают дожидаться полугодовалого возраста, то тренировки разрешено начинать и с 4 месяцев. В такой ситуации смогут помочь поильники – особые ёмкости, напоминающие по своим функциям одновременно и бутылочку, и кружку.

Существуют определённые правила, которые сопровождают процесс приучения к питью из чашки. В них говорится, в том числе, и о важности учёта возрастного фактора:

  1. Нельзя слишком долго пользоваться поильником, или непроливайкой. Иначе ребёнок не поймёт, как нужно правильно и аккуратно пить из чашки.
  2. Обучающие процедуры нельзя откладывать до двухлетнего возраста, даже если и учитывать тот факт, что ребёнок постарше отличается большей моторной ловкостью.
  3. Чем старше маленький человечек, тем сложнее ему отказаться от привычной бутылочки и перейти на незнакомую и непонятную во многом кружку.
  4. Проще всего приступать к обучению, когда малыша отучают от грудного вскармливания или переходят на первый прикорм.

Принципы выбора посуды для питья

Как уже было отмечено выше, первоначально проще применять непроливайку. Этот предмет лучше подходит для непослушных детских пальчиков.

Поильники

Под непроливайкой понимают особую ёмкость, оснащённую клапаном в носике. Эта «преграда» предупреждает чрезмерное и самостоятельное вытекание жидкости из бутылочки.

Чтобы вода или молоко поступали в рот, ребёнку нужно вытягивать жидкость из носика при помощи сосательных движений, а это исключает риск захлёбывания.

Поильники включают три основные детали: бутылочку из пластика или стекла, крышку, которая содержит насадку (соска, носик с отверстиями, соломинку) и удобные держатели. Все элементы можно снять и помыть.

Как научить ребёнка пить из поильника? Благодаря возможности трансформации, поильник сначала напоминает бутылочку с соской, затем непроливайку с носиком, а уже на завершающей стадии – обыкновенную детскую чашку. То есть последовательность – важнейший принцип обучения.

Выделяют несколько разновидностей кружек-непроливаек:

  • поильник с силиконовой соской и мягким носиком. Подойдёт для малышей младшего 6-месячного возраста. Насадки меняются по мере взросления ребёнка;
  • поильник с твёрдым носиком из пластика. Такие ёмкости для питья предназначены для ребятишек постарше – от 7 месяцев;
  • термопоильник. Такие устройства подходят для путешествий и поездок в жаркий или холодный сезон. Непроливайки напоминают по функциям термос, поскольку состоят из двойных стенок, снижающих теплопроводность;
  • непроливайка с соломинкой. В крышечку вставлена особая соломинка, благодаря которой ребёнок и втягивает жидкость.

Кружки

Как только ребёнок освоит непроливайку, следует перейти к традиционной кружке. Но перед тем как научить кроху пить из чашки, важно выбрать правильную посуду, которая была бы удобна и понравилась самому маленькому пользователю.

Тип материала

Прилавки детских супермаркетов пестрят яркими и привлекательными чашками для малышей. Прежде всего, следует обратить внимание на материал, используемый при изготовлении посуды:

  • стекло. В настоящее время изготавливают кружки из «усиленного» стекла, которые смогут пережить падения, броски, целенаправленные постукивания о столешницу. Однако для совсем маленьких ребятишек они не подойдут, поскольку слишком тяжелы для детских ручек;
  • алюминий. Металлические кружки – наименее подходящие для малышей всех возрастов изделия. Ребёнок может пораниться посудиной, обжечься, поскольку такие чашки слишком хорошо проводят тепло. Кроме того, они тяжёлые;
  • фарфор. Такие кружки очень привлекательны, достаточно легки. Однако фарфор, как и стекло, отличается хрупкостью, поэтому всегда существует вероятность, что ребёнок разобьёт ёмкость и поранится;
  • пластик. Идеальный вариант для малышей. Этот материал отличается лёгкостью, привлекательным внешним видом, прочностью и удобством. Важное условие – ёмкость не должна издавать специфического «аромата» и быть чрезмерно яркой.
Другие параметры

Помимо материала, родителям необходимо учитывать и другие моменты. Малышам будет намного удобнее пить из чашки, если учесть несколько важнейших характеристик:

  • объём. Маленьким ребятишкам нужны небольшие по объёму ёмкости для питья, поскольку их желудок ещё достаточно невелик. К тому же слишком громоздкие посудины дети не смогут удержать слабыми пальчиками;
  • комфорт. Большинству детей нравятся кружки с двумя держателями, поскольку их гораздо удобнее брать и удерживать. Однако некоторые малыши предпочитают одноручные чашки. Определить, что удобнее, можно лишь экспериментальным путём;
  • безопасность. Помимо экологичного материала, необходимо проследить, чтобы на детском товаре отсутствовали различные дефекты, будь то трещинки, острые края, различные неровности. Также следует отказаться от кружек со съёмными или приклеенными декоративными элементами;
  • привлекательность. Первая кружка – яркая и красивая посуда, поэтому следует отдавать предпочтение действительно привлекательным ёмкостям, которые обязательно понравятся малышам. Можно выбрать изделие с изображением мультяшного персонажа.

Как научить ребёнка пить из кружки самостоятельно?

Итак, нужная ёмкость приобретена, теперь необходимо решать вопрос, как приучить ребёнка пить из чашки самостоятельно. Этот процесс не очень быстрый, к тому же возможны «осечки», поэтому следует запастись терпением и выполнить ряд последовательных действий.

Прежде всего, необходимо спрятать бутылочку, чтобы кроха о ней забыл. Когда он почувствует жажду, преподнесите ему чашку и дайте понять, что теперь это единственный способ питья.

Если ребёнок категорически не желает пить из чашки, можно немного схитрить. В бутылочку наливается нелюбимый напиток, а в кружку – вкусный сок. Вероятнее всего, малыш предпочтёт пригубить именно чашку.

Подготовка непосредственно к питью жидкости из кружки состоит из нескольких шагов:

  1. В ёмкость наливается сок или чистая вода, если на улице жарко.
  2. На ребёнка надевается слюнявчик или фартучек из непромокаемого материала.
  3. Предварительно стоит показать ребёнку, как вы пьёте сами из кружки, поднося её к губам.
  4. Малыша можно познакомить с чашкой, однако не следует превращать её в очередную игрушку. Важно, чтобы кроха понял – кружка для питья.

После подготовительного этапа следует первый урок. Он необходим, чтобы малыш понял, как обращаться с чашкой:

  1. Ребёнку показывается кружка, затем мама рассказывает, что в ней находится очень вкусный напиток.
  2. Чашка подносится к губам, слегка приподнимается, чтобы ребёнок смог сделать небольшой глоточек.
  3. Обязательно нужно похвалить малыша за позитивный результат.
  4. Если ребёнок желает взять кружку в ручки, не стоит отказывать в этой просьбе. Напротив, родители показывают, как нужно правильно удерживать посуду.
  5. Если малыш против урока, не следует настаивать. Через некоторое время упражнение повторяется.

Борьба с трудностями

Как научить ребёнка пить жидкость из кружки? С помощью последовательных действий и терпения. Также необходимо внимательно изучать состояние малыша в конкретный момент. Если кроха приболел или у него режутся зубы, урок следует отложить.

Кроме того, не стоит забывать, что малыши отличаются развитым рефлексом выталкивания. Поэтому может случаться и так, что при прикосновении к губам и дёснам кружки ребёнок начнёт языком выталкивать её обратно.

Младенец всё ещё противится новому способу питья? Попробуйте отыскать такую чашку, которая бы ему понравилась. Можно также предложить крохе несколько кружек на выбор.

Вопрос, как приучить ребёнка пить из кружки, решается в индивидуальном порядке. Ведь один младенец привыкает к новой посуде за несколько дней, другой же осваивает эту премудрость за пару месяцев. Но, в конце концов, каждому малышу удаётся овладеть этим навыком.

Технология обучению питью

Дарья Алейникова
Технология обучению питью

Актуальность темы обучение ребенка самостоятельному питью из чашки, является важной целью, так как пить пассивно – значит вызвать повышение чувствительности слизистой рта, спровоцировать попадание жидкости в дыхательное горло (ребенок поперхнется) и даже аспирацию жидкости, то есть еще более осложнить ситуацию.

Обучение должно быть максимально индивидуальным в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Все бытовые умения и навыки отрабатываются в пассивно-активной форме (с помощью взрослого, постепенно роль взрослого уменьшается и, наконец, ребенок, по возможности, овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Если у ребенка еще слабо развиты реакции равновесия, обучать навыкам самостоятельного питья из чашки, посадив его на специальный стул так, чтобы обе руки были свободны. Для большей устойчивости этого положения его можно фиксировать поясом. Если у ребенка сильно выражены непроизвольные движения и он с трудом сохраняет равновесие в положении сидя, необходимо фиксировать его стопы. Однако все приспособления для фиксации должны использоваться как временные средства в начале обучения.

На первых занятиях лучше использовать небьющиеся чашки. Важно научить ребенка брать кружку или чашку, удерживать ее в одной или двух руках и пить из нее. При обучении питью можно сначала использовать резиновую трубку, соломинку, поильник с носиком, кружку с двумя ручками, пластмассовый стакан с вырезанным краем.

Питье ребенку с нарушениями работы мышц челюстно-лицевой области научиться пить из чашки сложно, какое-то время вам придется помогать ему. Для этого необходимо контролировать положение всего тела и головы, и особенно внимательно управлять челюстями.

Формирование навыка самостоятельного питья из чашки у детей так же будет успешным, если использовать расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционную гимнастику.

Цель: выявить педагогические условия формирования навыка самостоятельному питью из чашки детей и использовать их в работе.

– определение текущего уровня развития данного навыка у детей;

– развивать у детей зрительно-моторную координацию;

– развивать у детей оральную моторику;

– воспитывать интерес к самостоятельному питью из чашки.

Методы и этапы обучения были разработаны по рекомендациям логопеда___

Методы и этапы обучения

№ Название этапов и методов Сроки проведения этапа

1 Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика. ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда

2 Обучение детей питью из ложки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

3 Обучение детей питью из чашки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

4 Обучение детей питью из соломинки Срок выполнения индивидуальный для каждого ребенка

1. Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика.

Расслабляющий и стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры и артикуляционная гимнастика используется ежедневно и для каждого ребенка подбирается индивидуально в соответствии с рекомендациями логопеда.

1.1 Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяют в случае повышения мышечного тонуса в мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с ребенком. Ребенку придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе («Рефлекс-запрещающие позиции»). Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

-“Поза эмбриона” – в положении на спине приподнимают и опускают голову ребенка на грудь, руки и колени сгибают и приводят к животу. В этой позе производят плавные покачивания до 6-10 раз, направленные на достижение максимального мышечного расслабления (метод Бобат).

-В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть назад голову; ноги при этом согнуты в коленях.

-В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать ее по средней линии.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой ребенка.

Положение ребенка на спине,голова несколько свешивается назад:

а) Одной рукой взрослый поддерживает шею ребенка сзади, другой производит круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки.

б) Медленными, плавными движениями логопед поворачивает голову ребенка в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3-5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры.

Поглаживание от середины лба к вискам.

От бровей к волосистой части головы.

От линии лба вокруг глаз.

Поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей.

От линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее.

От нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа.

Легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти.

Надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры.

Поглаживание верхней губы от углов рта к центру.

Поглаживание нижней губы от углов рта к центру.

Поглаживание верхней губы (движение сверху вниз).

Поглаживание нижней губы (движение снизу вверх).

Поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ.

Точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке).

Легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводят с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществляется большее число массажных движений.

1.2 Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Стимулирующий массаж осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии.

Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры.

Поглаживание лба от середины к вискам.

Поглаживание лба от бровей к волосам.

Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.

Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.

Сжимание подбородка ритмичными движениями.

Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).

Читайте также:  Как контролировать свои эмоции и управлять ими: пошаговый план

Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).

Укрепление губной мускулатуры.

Поглаживание от середины верхней губы к углам.

От середины нижней губы к углам.

Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.

1.3 Артикуляционная гимнастика проводится сначала в пассивной форме, затем в пассивно-активной, и, наконец, в активной форме.

Пассивная артикуляционная гимнастика.

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Взрослый выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействующих, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. Они отличаются от активных движений тем, что время включения и выключения из движения, фиксация не зависят от ребенка.

Воспитатель оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку, требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3-5 движений.Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.

Пассивная гимнастика губ.

Собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии).

Собирание нижней губы (тем же приемом).

Собирание губ в трубочку (“хоботок”, производя движение к средней линии.

Растягивание губ в “улыбку”, фиксируя пальцами в углах рта.

Поднимание верхней губы.

Опускание нижней губы.

Смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта.

Создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э)

Активная артикуляционная гимнастика.

При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированности артикуляционных движений и контроля за их выполнением.

Упражнения для развития мимических мышц лица.

Закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз.

Поднимание бровей, образование продольных морщин.

Открывание и закрывание рта.

Упражнения для развития губной мускулатуры.

Вытягивание губ вперед трубочкой.

Растягивание их в стороны.

Чередование движений “хоботок – оскал”.

Смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях.

Размыкание губ при закрытом и открытом рте.

Мгновенное смыкание губ с разрывом (типа “поцелуй”).

Вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно).

Целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками).

Поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица).

2. Формирование навыка детей питью из чашки, не удерживая ее самостоятельно.

2.1 Обучение детей питью из ложки.

Сначала ребенка надо научить пить из чашки ложкой. Так рекомендуется организовать примерно два питья или до тех пор, пока ребенок не поймет, что содержимое чашки следует глотать.

2.2 Обучение детей питью из чашки.

Следующий шаг «Ложка – глоток из чашки», «Ложка – два глотка из чашки» и так далее.

При обучении пить из чашки, начинаем с использования пластикового стаканчика с защитным ободком (рис. 1,а). С одной стороны сделайте выемку для носа (рис. 1,б, она позволит максимально приподнимать стакан и выпивать все до конца, не задирая голову (рис. 1,в, а вы сможете все время наблюдать за процессом и контролировать его. Рис. 2. а – неправильно. Чашку подносят сверху, ребенок откидывается назад; б – правильно. Ребенок пьет в положении сидя, его туловище и голова наклонены вперед, стакан подносят спереди. Рис. 1. а – пластиковый стаканчик с предохраняющим ободком хорошо подходит для обучения питью; б – край стакана вырезан, чтобы нос ребенка не упирался в него; в – так надо наклонять стакан, давая ребенку пить. Главное условие правильного питья – закрытый рот. Челюсти должны быть сомкнуты, а губы – охватывать край стакана. При соблюдении этих условий ребенок сможет втягивать жидкость губами и глотать ее, не захватывая воздух. Наклоните стакан так, чтобы жидкость коснулась верхней губы малыша, а остальное он сделает сам. Нельзя убирать стакан после каждого глотка, пусть малыш держит его край губами, в противном случае он потянется за стаканом, и вы потеряете контроль над его ртом и положением головы. Легче всего пить густые жидкости, например йогурт, с них и надо начинать обучение. Кислые напитки вызывают обильное слюноотделение и пить их труднее всего. Ни в коем случае не давайте ребенку, которому трудно научиться пить, поильник с носиком – это заставит его вернуться к примитивному (и неправильному) сосанию.

схемы движения «глаз—рука» и «рука—рот». Для того чтобы у ребенка развивались необходимые предпосылки для формирования навыка самостоятельному питью из чашки, когда взрослый поит ребенка из чашки, надо класть его руки на (или под) руки взрослого, держащего чашку.

2.3 Обучение детей питью из соломинки.

Даже здоровые дети могут пить через соломинку или трубочку не раньше, чем научатся есть и пить из чашки, поскольку этот навык – один из самых трудных. Давать соломинку ребенку с церебральным параличом можно только после того, как он довольно хорошо научится пить из чашки. Питье через соломинку позволяет еще лучше научиться действовать губами. Оно помогает ребенку с атетоидной или атаксической формой церебрального паралича пить самостоятельно, поскольку ему самому трудно поднять чашку и поднести ее ко рту. Соломинка должна иметь толстые стенки и узкий просвет, тогда ребенок не сможет втянуть много жидкости и не будет глотать воздух. Соблюдайте те же правила, что и при обучении питью из чашки – ребенок должен держать соломинку и пить из нее только губами, челюсти должны быть сомкнуты; при необходимости поддерживайте его нижнюю челюсть пальцем. Чтобы соломинка не выпадала из стакана, а жидкость не расплескивалась, возьмите стакан больничного образца – с крышечкой и носиком, в который вставляется соломинка. Ребенок сможет пить, опираясь обеими руками на стол и таким образом стабилизируя положение тела.

3. .Формированию навыка самостоятельного питья из чашки.

Для того чтобы приступить к обучению этому навыку, нужно, чтобы ребенок уже умел пить из чашки, которую держите вы.

Используйте пластмассовую чашку (без ручки) или стакан, достаточно узкий для того, чтобы ребенок мог легко обхватить его руками. Наполните чашку на четверть любимым напитком вашего малыша. Детям с трудностями глотания лучше предлагать более густые напитки (кисель, кефир и пр.). Сначала заниматься нужно в то время, когда, по вашему мнению, ребенок может испытывать жажду, а вы не очень заняты. Заметим, что напиток сам по себе должен стать достаточным вознаграждением ребенку наряду с похвалой.

Обучение проводится в 4 этапа.

На протяжении всего занятия стойте позади ребенка. Обхватите его руками чашку, а сверху поместите свои руки.Проделайте один за другим следующие шаги:

1. Поднесите чашку к его рту.

2. Наклоните чашку и позвольте ребенку сделать глоток.

Все шаги делаем, как и в первом этапе, добавляем шаги

1. Поставьте чашку на стол.

2. Уберите свои и его руки.Скажите: «Молодец! Ты пьешь из чашки!»

Прежде чем вы перейдете к третьей части программы, убедитесь, что ребенок научился крепко держать чашку в руках. Когда он осознает, какой должна быть последовательность действий при питье из чашки, переходите ко второму этапу программы и прорабатывайте каждый ее шаг.

После того как ребенок овладеет одним шагом и сумеет на последующих занятиях успешно проделать необходимые действия без вашей физической помощи, переходите к следующему шагу.

1. Продолжайте направлять руки ребенка, как вы это делали в первой части программы, до того момента, когда чашка вот-вот должна будет оказаться на столе. В этот момент уберите свои руки и позвольте ему самому завершить процесс, поставив чашку на стол. Это станет его первым шагом на пути к овладению умением пить самостоятельно.

2. Уберите свои руки после того, как, возвращая чашку на стол, пройдете вместе три четверти пути.

3. Постепенно убирайте свои руки, предоставляя ребенку возможность самому закончить действие.

4. Уберите свои руки сразу после того, как ребенок сделает глоток, и дайте ему поставить чашку на стол самостоятельно. Теперь он уже усвоил вторую половину умения пить из чашки.

5. Помогайте ребенку, пока он не донесет чашку до рта. Теперь уберите свои руки. Дайте ему самостоятельно наклонить чашку и сделать глоток. Вернуть чашку на стол он уже может сам.

6. Помогайте ребенку подносить чашку ко рту до того момента, когда она окажется почти у его рта. Уберите свои руки и дайте ему самостоятельно донести ее до губ и сделать глоток. Поставить чашку на стол он и в этом случае сможет сам.

Продолжайте все меньше и меньше помогать ему, пока он не научится выполнять все действия самостоятельно.

Третий и четвертый этап можно отрабатывать, начиная с обучения брать чашку, т. е. в обратном порядке.

Как научить ребенка пить из кружки самостоятельно

Ежедневно познавая окружающий мир, младенец совершает открытия и овладевает новыми навыками. И вот однажды приходит момент, когда мама решает: «пора отказываться от бутылочки и начинать пить из кружки!» Однако достаточно быстро выясняется, заменить удобное питье из соски не так легко. Малыш капризничает, отказывается пить совсем, требуя вернуть привычный способ питья. Сделать переход к чашке легким и безболезненным довольно легко, если грамотно подойти к решению вопроса.

Когда лучше начинать учиться

Начинать поить ребенка из кружки надо не раньше, чем он освоит два главных навыка, без которых обучение будет невозможным: он должен уверенно сидеть и уметь пить с ложки. В связи с тем, анатомически питье из бутылочки происходит иначе, нельзя поить кроху из кружки лежа или полусидя, потому что он может захлебнуться. Умение удерживать спину вертикально убережет от этой опасности. Способность прихлебывать жидкость из ложки является предпосылкой к формированию навыка питья из чашки, потому что задействует те же физиологические процессы.

Оптимальный возраст, когда можно начинать учить ребенка пить из кружки — 7-8 месяцев. К этому возрасту малыш способен длительное время удерживать предметы перед собой. А значит, небольшая чашка не выскользнет из его рук. А знакомство с разными видами прикорма, научило его принимать пищу из ложки.

Не стоит забывать, что играя, дети учатся быстрее, поэтому выбрав вместе красивую, яркую, удобную и главное небьющуюся кружку-поильник, мама уже на этом этапе вовлекает свое чадо в новое интересное занятие, начиная обучение.

Поильник – хороший помощник

Сменные насадки поильника сначала напоминают соску, ребенок втягивает жидкость, делая сосательные движения. Затем, когда на бокальчик надевается носик-непроливайка, процесс питья становиться похожим на прихлёбывание из чашки. На завершающей стадии насадки снимаются – остается обычная кружечка. Получается последовательный переход от простых действий к более сложным.

Поильник — незаменимый помощник, когда от бутылочки уже отказались, а навык питья из кружки еще не сформирован. Из него проще пить, не рискуя пролить жидкость. Однако не следует увлекаться им надолго. Переходить к чашке желательно, как только карапуз начнет уверенно пользоваться насадкой-носиком.

С чего начинать обучение: пошаговые рекомендации

  • Выбрав понравившуюся чашку или кружку, расскажите для чего она, демонстративно попейте из нее, показав, как приятен этот процесс. Затем налейте в нее 2-3 чайных ложки воды и предложите попить из кружки крохе. Поддерживая кружку в удобном для питья положении, убедитесь, что ребенок отхлебнул.
  • Не стоит начинать обучение, если ребенок капризничает или хандрит, ассоциации с переходом к питью из чашки должны быть только позитивные. Ровный, доброжелательный настрой мамы, даже при неудачных попытках, будет залогом желания продолжать «игру». В первое время будет хорошо, если кроха просто усвоит предназначение нового предмета.
  • Поощряйте желание ребенка исследовать новую вещь самостоятельно, это закономерный процесс познания окружающего мира. Бояться, что он обольется не стоит, тем более нельзя демонстративно выражать недовольство. Повторите свои действия чуть позже, но не настаивайте, если карапуз устал.
  • Для закрепления позитивного настроя, предлагайте ребенку пить из кружки его любимые напитки. Игру можно смело продолжить в ванной, там не страшно облиться, исследуя возможности новой посуды.
  • В случае категорического отказа, нельзя заставлять малыша пить из кружки или делать это принудительно. Кроха может испугаться и надолго отказаться от дальнейших попыток получения нового опыта.

Спрячьте бутылочку навсегда

Если решение отказаться от бутылочки принято, выполняйте его неукоснительно. Не видя и не получая бутылочку, кроха быстро забудет про нее, главное не напоминать ему об этом предмете.

Предлагайте ребенку пить только из кружки, объяснив, что других вариантов нет.

В ситуации, когда требование соски перерастает в истерику, давайте в ней невкусные напитки. Питье из чашки – наоборот стимулируйте, наливая туда то, что нравится малышу. Правильный выбор малютка сделает сам. В крайнем случае, оставьте бутылочку, как ритуал питья перед сном, привычные действия успокоят его, помогая заснуть.

Учимся пить из кружки каждый день

Ребенок может начать капризничать, отказываясь пить из кружки самостоятельно, несмотря на то, что все было хорошо. Такие проявления характера допустимы и часто встречаются. Спокойно переждите недовольство маленького упрямца, а потом доброжелательно предложите напиток еще раз. Рано или поздно желание пить возобладает. Главное не поддаваться на «провокации» и не возвращаться к соске. В противном случае хитрец поймет, что можно легко получить желаемое с помощью слез и требований. Тогда обучение сведется к нулю. Проявляя терпение и мягкую настойчивость, мать и дитя обязательно придут к долгожданному успеху.

Что делать если кроха не проявляет интереса

Если малыш не проявляет инициативы в ознакомлении с новой кружкой, то лучшим способом вызвать его интерес будет демонстрация удовольствия мамы и других членов семьи при использовании ее. Пейте из кружки сами, нахваливайте ее, с удовольствием причмокивайте и вздыхайте – делайте все, чтобы вызвать желание попробовать, что же там такое вкусное. Разыграйте кукольное представление с угощением игрушек и их «восторгом». Это обязательно сработает, а когда карапуз захочет повторить ваши действия, похвалите его, помогая сделать первый глоток.

Важно не дать младенцу поперхнуться, когда он будет пить, поэтому жидкости в чашке должно быть совсем немного. По мере осваивания нового навыка, количество питья увеличивается. В очень редких случаях, приходится использовать чайную ложку как переходный инструмент от бутылочки. Как только умение пить с ложки станет привычным процессом, предлагайте кружку.

Иногда малыш не может понять, что для питья ему необходимо определенным образом сомкнуть рот и поэтому обливается. Прижмите слегка его губы пальцами, чтобы он мог правильно обхватить край чашки и самостоятельно пить, не обливаясь.

Будьте терпеливы

Дети – это маленькие личности с индивидуальными особенностями и потребностями. Одни настороженно относятся к окружающему миру, с трудом принимая все новое. Другие наоборот проявляют инициативу, стремясь к познанию. Нормой считаются оба варианта поведения. Не сравнивайте своего сына или дочку с другими детьми. Не требуйте того, к чему они не готовы, даже если все вокруг твердят, что время пришло. Навык самостоятельного питья из кружки сформируется обязательно! Не форсируйте процесс и не переживайте, если у крохи никак не получается это сделать. Всему свой срок. Задача матери создать психологически комфортные условия обучения. Хвалите свое сокровище за минимальные успехи и не зацикливайтесь на неудачах. Терпение, ласка и похвала лучше всего стимулируют процесс перехода от бутылочки к чашке и вызывают радостные и положительные эмоции от нового опыта. Мамино одобрение — это подтверждение любви и заботы о малыше, независимо от темпов его обучения.

Оцените статью
Добавить комментарий