Любовь Науменко, автор на Сайт о развитии и воспитании детей

Сайт «Развитие ребенка» для родителей и детей

Сайт «Развитие ребенка» – это источник полезной информации. Советы и задания, размещенные на сайте, предназначены для лучших в мире родителей, так как помогают им воспитывать детей счастливыми, выбирая правильный путь их развития. Любовь, забота и радость – чувства, которые необходимы для каждого ребенка. Забота родителей о своем ребенке и полезная информация для них являются залогом формирования умного, всесторонне развитого, довольного малыша. «Развитие ребенка» – лучший сайт для родителей и детей!

Развитие и воспитание детей – советы и напутственные слова

Малыш начинает развиваться еще в мамином животике. Он реагирует на голоса, прикосновения, эмоции, развивая внимание, слух и воображение. «Развитие ребенка» – именно так называется один из разделов нашего сайта, посвященный этим и другим особенностям развития малыша. Раздел появился на основе рассуждений, сомнений и вопросов родителей. Что нужно маме, у которой возникли те или иные важные вопросы относительно воспитания ребенка? Всего лишь посмотреть ответ на сайте!

Вот, например, краткая информация об этапах развития детей:

  • До года у ребенка формируются слух, зрение, память, внимание, речь. Малыш познает мир с помощью услышанных звуков и увиденных предметов, поэтому маме и папе нужно разговаривать с ребенком, улыбаться, показывать яркие игрушки, шуметь ними. Это будет способствовать развитию у ребенка умения общаться. Когда малыш учится держать голову, вставать на ножки, сидеть, то начинает проявлять силу воли. Удивительное упорство! Не так ли?
  • В возрасте 1–3 года малыши развивают речь. Стоит знать, что эффективным и простым упражнением для развития речи ребенка является имитация звуков животных. При этом заметьте, что дети легче усваивают и запоминают новую информацию утром, после завтрака. Посещение зоопарка или путешествие в сельскую местность, просмотр документального фильма о животных будут способствовать развитию речи и воображения детей. В таком возрасте также формируется характер. Дисциплинированность – основа формирования хорошего характера. Подробная информация о современных подходах к пониманию понятия «дисциплина» в воспитании детей доступно излагается в отдельном разделе нашего сайта.
  • В возрасте 3–5 лет развитие детей связано с посещением детского сада. Там они учатся рисовать, рассказывать короткие стишки, петь песни, связно говорить, играть в логические игры, писать цифры, различать формы и размеры. Занятия в детском саду улучшают память, речь, мышление, фантазию, моторику малышей. Родителям стоит совершенствовать эти умения дома.
  • В возрасте 6–7 лет развитие ребенка происходит путем игр со сверстниками, а также этому способствуют посильная работа по дому и развивающие занятия.

Взрослым необходимо психологически подготовить дошкольника к обучению. Следует воспитать у него уважение к взрослым, терпеливость, обязательность, желание стать умнее.

Вниманию родителей, стремящихся помочь ребенку в процессе обучения, на сайте «Развитие ребенка» предлагаются способы, стратегия и понятные объяснения, как это делать.

Как воспитать ребенка

В семье родители ответственны за воспитание детей. Важно, чтобы дети выросли умными, достойными, вежливыми членами общества. Вот несколько правил и советов, как воспитать такого ребенка:

Обнимать, целовать ребенка, говорить ему, как сильно вы его любите. Такие действия будут способствовать развитию у малыша уверенности в себе, развеют его негативные мысли, научат вести себя спокойно и взвешенно.

  • Разрешить ходить, играть, касаться предметов. Благодаря этому ребенок будет познавать окружающую среду, развивать психологические качества.
  • Согласованный подход к воспитанию детей. Когда отец ругает ребенка, другие не должны его жалеть. Такой метод учит малыша слушаться. Конечно, родителям так хочется пожалеть ребенка и поцеловать его милые, грустные глаза, но надо держаться!
  • Давать правдивые ответы на вопросы. Это правило – залог воспитания у ребенка честности.
  • Разрешить ребенку играть, общаться со сверстниками. Если он пугливый, излишне застенчивый и неуверенный, боится высказать свое мнение – вам стоит применять такой метод.

Мальчиков и девочек надо воспитывать с помощью различных методов. Советы на эту тему также находятся на нашем сайте и будут полезны даже для самых ответственных родителей.

Раннее развитие детей – преимущества и недостатки

Развитие и воспитание ребенка – важнейшая задача для взрослых. Как известно, специалистами разработаны специальные учебные методики, помогающие развивать ребенка с самого раннего возраста.

Счастье ребенка является залогом, важнейшим элементом его развития. Родителям стоит прочитать на нашем сайте и проанализировать советы и правила, которые помогут им в принятии решений, касающихся выбора наилучших путей развития ребенка.

Сайт «Развитие ребенка» также предоставляет родителям возможность ознакомиться с недостатками и преимуществами раннего развития ребенка. К примеру, к недостаткам относится сокращение свободного времени для игр, просмотра мультфильмов и т. д., поскольку раннее развитие детей предусматривает ежедневные учебные занятия. В результате детство такого малыша может несколько отличается от детства его сверстников. Также такой ребенок может быть подвержен переутомлению, перепадам настроения и капризам.

В то же время к преимуществам раннего развития детей принадлежит раннее формирование памяти, логического мышления, воли, интеллекта. Это достигается с помощью развивающих занятий. В возрасте 1–2 лет дети обучаются иностранным языкам, учатся различать цвета, формы предметов, запахи. В итоге малыш по развитию интеллекта может превосходить своих сверстников.

Вместе с тем, не исключены конфликты, негативные эмоции, высокомерие. Как их избежать? Ответы специалистов на эти непростые вопросы представлены вниманию родителей в отдельном разделе нашего сайта.

Подготовка к школе: задачи и упражнения для детей

Родителям важно подготовить дошкольника к обучению в школе психологически и интеллектуально. Психологическая готовность формируется на основе позитивного отношения родителей, их советов и мотивации на достойных примерах, своевременного формирования социальных навыков ребенка. Маркерами интеллектуальной подготовки является то, что ребенок дошкольного возраста способен выполнить определенные задания для детей и специальные упражнения, например, такие:

  • ответить на вопросы по поводу места жительства, адреса, возраста, работы родителей, состава семьи;
  • запомнить определенное количество слов;
  • выучить наизусть стихи или небольшой текст;
  • знать содержание сказок, рассказов;
  • рассказать о внешнем мире, животных, странах, растениях и профессиях людей.

Много примеров таких упражнений содержится на страницах и разделах нашего портала. Вы можете выбрать необходимые и интересные задания для интеллектуального развития и подготовки к школе именно Вашего ребенка.

Интересные головоломки, «развивалки» и практические задания для детей

Сориентироваться в этих категориях заданий для детей помогут подготовленные специалистами разделы нашего сайта. Наведите курсор, и перед вами появятся интересные задания для развития и подготовки к школе:

  1. Детские головоломки – ребусы, пазлы, лабиринты, кроссворды, развивающие у детей логическое мышление, память, внимание, моторику рук.
  2. «Развивалки» для детей. Это несложные лабиринты, картинки с предметами для ассоциаций, инструкции по приготовлению полноценного блюда из ингредиентов, алгоритмы по наведению порядка в шкафу, упражнения на выбор нужной части целого предмета, игры и аппликации. Такие задания учат детей новых навыков, способствуют формированию тех или иных психологических качеств.
  3. Практические задания для детей разного возраста развивают мелкую моторику, внимание, мышление. Это математические задачи, упражнения на проверку правописания, рисования. Задачи по определению геометрических фигур, цветов, количества эффективны для тренировки памяти и мышления детей.

Посещение сайта «Развитие ребенка» даст родителям возможность выяснить все нюансы, связанные с воспитанием и развитием детей. Наш сайт для мам и пап – полезный, информативный и вдохновляющий. Как воспитывать детей? Ответ совсем рядом!

Когда родители не виноваты. Как воспитывать ребенка с отклонениями в психическом развитии.

С легкой руки представителей одной известной и влиятельной психологической школы, появилась тенденция большинство поведенческих проблем ребенка объяснять педагогическими ошибками родителей. И, надо сказать, зачастую это вполне обосновано – то мама бросается утешать малолетнего тирана, получившего от брата шлепок за разбитый телефон, то папа, нежно воркуя, уговаривает любимую доченьку, с садистским удовольствием вырывающую ему последние волосы, перестать это делать, то бабушка, с чрезмерной активностью, бросается отвечать на вопросы вместо флегматичного, неуверенного в себе мальчика.

Однако, бывают ситуации, когда и самый одаренный воспитатель может оказаться в тупике. Это происходит, когда не работают стандартные методы воздействия и коррекции поведения (ребенок относится к разряду «трудновоспитуемых»), либо, если речь идет о наличии психических отклонений. О первом случае, в отечественной профессиональной литературе написано достаточно много. О втором – наоборот, очень мало. Хотя, вопрос «как жить?», «как воспитывать?» и «что с этим делать?» – возникает постоянно.

Для того, чтобы дать ориентиры, позволяющие психологам и родителям хотя бы наметить стратегию поведения, я попыталась сформулировать основные, универсальные принципы взаимодействия с ребенком с особенностями развития.

1) Поощрять самостоятельность и развивать навыки самообслуживания. Это одна из важнейших и основных задач! Зачастую, такие простые и «неважные» вещи как еда, одевание, самостоятельное посещение секций или магазина оказываются вне родительского внимания. К сожалению, нередко, родители, в стремлении доказать себе и всем окружающим, что ребенок не настолько интеллектуально снижен или аутичен, все усилия направляют на формирование навыков чтения, письма или счета. При этом, ребенок, с горем пополам, научившийся складывать в уме двухзначные цифры, оказывается абсолютно беспомощен в обычной житейской ситуации.

Еще более катастрофично это выглядит, если речь идет, например, о высокофункциональном аутисте или ребенке с шизофренией, способном писать фразы на нескольких языках и поражающим своей эрудицией, но неспособном позаботиться о себе.

Однажды, я была свидетелем случая, который отлично иллюстрирует вышесказанное.

К нам в отделение, поступил весьма интеллектуальный мальчик с расстройством аутистического спектра. Он хорошо играл в шахматы, решал олимпиадные задачи и увлекался астрономией. Пока мама общалась с доктором, он пошел в туалет. Вскоре оттуда раздался дикий вопль. Все, включая маму, доктора и санитарок, побежали спасать ребенка. И увидели десятилетнего мальчика, стоящего со спущенными штанами. «Мама, у меня не получилось вытереть попу!». Как говориться – no comment.

Поэтому, очень важно, каждого ребенка учить навыкам самообслуживания, настолько, насколько это для него возможно, невзирая на возможные трудности и протесты. Не нужно жалеть ребенка, отказывающегося брать в руки ложку и кормить его до четырех, шести, восьми лет. Лучше пожалейте его, когда будете заставлять писать прописи.

Хороший тест, позволяющий определить, насколько ребенок адаптирован в быту, это возможность «со спокойной душой» оставить его на несколько «на хозяйстве» на некоторое время (разумеется, в зависимости от возраста и наличия не преувеличенных, а реальных проблем, таких как глубокая умственная отсталость или гебефренная шизофрения).

2) Не включаться в систему патологического поведения, не поощрять (даже косвенно, своим участием) неадекватные поступки или высказывания. Например, если ребенок с ОКР требует от родителей, подключаться к выполнению его ритуалов (вместе обходить трещины на тротуаре или стучать три раза по дверному косяку, прежде чем войти в дверь) лучшее, что могут сделать родители, это, невзирая на истерику, отказаться выполнять эти действия, демонстрируя этим самым модель здорового поведения. Даже сложно представить, насколько далеко могут зайти родители в своих отчаянных попытках «утешить» и «успокоить» ребенка. Так, одна из мам, в течение нескольких лет безропотно таскала за своей дочкой вышитое одеяло, без которого она отказывалась выйти даже в магазин (так и ходили они везде с огромным пакетом). Другая – вызывала скорую помощь, всякий раз, когда сына одолевали галлюцинации, и он требовал немедленно отвезти его в больницу и вырезать ему из рук насекомых. Когда скорая приезжала, она умоляла врачей «сделать вид», что они что-то там «вырезают». Еще в одном случае, папа, всякий раз позволял дочке (с легкой формой ДЦП) не пойти в школу, если она жаловалась на головную боль. Со временем, девочка мастерски научилась манипулировать, и при отказе выполнить ее требования, вызывала у себя рвоту и предъявляла это как доказательство «дикой головной боли», которая возникла из-за «стресса», так как родители не купили новую куклу.

Разумеется, что имея дело с болезненными проявлениями, очень трудно найти грань, за которой заканчивается симптом и начинается манипуляция. Однако, чем более адекватным и адаптивным будет поведение ребенка, тем будет лучше для него. А задача родителей с помощью системы поощрений, штрафов и игнорирования, добиться максимально возможного.

Поэтому следующий принцип, которого следует придерживаться, гласит:

3) «Твои причуды – твои проблемы». Это означает, что следует нейтрально относится к ритуалам или прочим болезненным проявлениям и спокойно реагировать на нелепые выходки, позволяя ребенку самому ощутить их последствия. В частности, когда мама девочки перестала носить за ней одеяло, и всякий раз, спокойно говорила – «ты можешь носить его с собой, но я не стану помогать тебе, когда ты устанешь, и не буду сама его носить» этот ритуал исчез. Разумеется, ей пришлось пережить парочку масштабных истерик и поток обвинений в свой адрес, однако, примерно через три недели эта мучительная проблема исчезла.

4) Четко давать обратную связь, но не угрожать. Для ребенка с нарушением развития четкие границы и правила особенно важны. Поэтому, сигналы, которые родители дают ребенку, должны быть совершенно ему ясны и однозначны. Например, лучше спокойно сказать ребенку «мне не нравится, что ты разговариваешь с незнакомым человеком в таком тоне», чем пытаться сгладить или разрядить неприятную ситуацию шуткой. Или, что еще более непедагогично, в присутствии ребенка пытаться объяснять окружающим и оправдывать его поведение – «он устал, поэтому кричит», «ему не нравятся молодые/пожилые – худые/полные, поэтому он вас бьет» и т.п. Даже если родители намеревались устроить «разбор полетов» дома, это не будет эффективно – к тому времени ребенок забудет об этой ситуации или захочет перевести разговор на более приятную тему.

В целом, дети с отклонениями в психическом развитии, по сравнении с нейротипичными детьми, нуждаются в более директивном поведении родителей на начальных этапах формирования границ, и в более мягком и принимающем отношении впоследствии. Иными словами, родители ребенка с нарушениями развития должны быть очень настойчивы и последовательны в своих требованиях, касающихся формирования навыков самообслуживания и навыков поведения в социуме, но быть более толерантными к учебным успехам детей и «житейским мелочам» – в виде регулярной утери варежек, карандашей, неопрятности и проч., что связано с объективными трудностями концентрации внимания.

5) Говорить о своих желаниях без давления (мне бы хотелось, чтобы ты смог оставаться без меня»), и «программировать» на правильные действия («я думаю, что когда тебе исполниться шесть лет, ты спокойно сможешь оставаться сам в кабинете у логопеда/психолога/репетитора». Свои права, родителям нужно отстаивать уверенно и последовательно, так как дети с нарушениями развития, склонны втягивать родителей в симбиотические отношения, используя самые разные способы – от «мимишечных» – демонстрируя чрезмерную застенчивость, неловкость, тревожность (будто посылая маме сигнал – «защити меня от всего мира, сделай так, чтобы мне было хорошо и комфортно, делай все за меня – общайся за меня, думай за меня, развлекай меня»), до жестко манипулятивных – «не сделаете, так как я хочу – выброшусь в окно», «а ну быстро принесла мне пирожное, а то по морде получишь!» и т.п. (бесконтрольное навязывание всем окружающим «своих правил», готовность добиваться желаемого невзирая ни на какие моральные нормы).

Читайте также:  Крепкий чай при поносе: польза напитка и правила приема

6) Учить ребенка выполнять условия договора («сначала, ты сделаешь то, о чем мы договаривались, а потом я разрешу тебе …»). Это правило – залог способности ребенка выстраивать любые мало-мальски конструктивные отношения с окружающими. Очень часто, из жалости или в попытке избежать истерики, родители позволяют ребенку не выполнять свою часть договора, но все равно дают обещанное вознаграждение. Этого не стоит делать ни в коем случае. Лучше даже не пытаться договариваться, если есть опасение не выполнить свою часть условий договора.

К примеру, один уже достаточно взрослый мальчик с тенденцией к формированию личности по психопатическому типу (истероидно-эпилептоидному), заявлял: «да, я могу получить любую вещь, какую захочу. Я эту дуру (прим. – имеется в виду мать) всегда могу обмануть. Я скажу, например, что буду хорошо учиться, а взамен попрошу айфон. Она сразу купит. А я потом могу учиться, могу не учиться. А айфон мне нужен, чтобы пацаны завидовали». На вопрос психолога – «а если не купит?», отвечает – «а куда она денется? Буду орать каждый день, бабушке жаловаться, скажу, что перееду к папе жить. Она и купит».

7) Вводить систему вознаграждений за желательное поведение.

Как правило, мы считаем, что так и должно быть «по умолчанию» – ребенок должен вести себя вежливо, терпеливо, сдержанно и т.п. Некоторые, благополучные, нейротипичные дети так себя и ведут, потому что у них работает мощная внутренняя система мотивации – «я хочу, чтобы меня считали хорошим мальчиком, ко мне хорошо относились, а для этого мне не следует кричать в магазине, бить малышей на детской площадке и т.д.». У детей с особенностями развития эта внутренняя система мотивации нарушена – для них, как правило, важнее получить желаемое «вот прям счас», чем регулировать свое поведение с оглядкой на какие-то там социальные нормы, т.е. учитывать, кто и что про них подумает.

Поэтому, для них приходится придумывать дополнительную внешнюю мотивацию – «не станешь кричать в магазине – получишь конфету», «если ни разу никого не ударишь на детской площадке – куплю киндерсюрприз».

Резюмирую вышесказанное, хочу подчеркнуть – если у родителей детей с особенностями развития есть ощущение, что это они управляют поведением своего ребенка, а не наоборот – все идет нормально. И напротив, если есть стойкое осознание того, что родители делают все, или практически все, из того на чем настаивает ребенок, даже если ограничивает их возможности (например, приходится отказывать себе в путешествиях, отдыхе, сне, или даже в возможности спокойно принять душ) – дело плохо. И нужно срочно начинать восстанавливать статус-кво.

8 крутых книг о развитии ребенка, которые нужно прочитать каждой маме

Какие книги почитать, чтобы лучше понимать эмоции своего ребенка? Почему после трех уже поздно, и как активный диалог с ребенком поможет его развитию? Редакция Strong Mammy подобрала 8 интересных книг о развитии ребенка.

1. Методика раннего развития Марии Монтессори

Автор: Виктория Дмитриева

Мария Монтессори один из 4 педагогов, которых ЮНЕСКО назвал основоположниками педагогического мышления в 20 веке. Автор книги Виктория Дмитриева адаптировала методику Монтессори под современные реалии. В книге подробно написано, как организовать процесс развития ребенка с первых дней его жизни, даны игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Суть методики в том, что ребенку предоставляется свобода выбора и действий в установленных границах. Во время обучения, в специально оборудованном классе, ребенок сам выбирает для себя занятие и изучает что-либо не с помощью объяснений учителя, а при работе с учебными материалами.

2. После трех уже поздно

Автор: Масару Ибука

Масару Ибука — инженер и один из основателей компании Sony (внезапно!) в 1971 году написал книгу, где поделился мыслями о воспитании детей в дошкольном возрасте. Его теория внесла изменения в традиционные методики воспитания, книга стала популярна в мире, ее называли «Книга века».

В 2011 году студия Артемия Лебедева переиздала эту книгу и она стала бестселлером на Ozon. В 2012 был издан сокращенный вариант книги для занятых пап. В 2016 году было напечатано 200 000 экземпляров, а скачали книгу 375 956 раз.

Идея книги заключается в том, что в течение первых трех лет жизни у ребёнка высокий потенциал к обучению, который нужно активно использовать. То, что в зрелом возрасте человек осваивает с трудом, ребенку удается намного легче. Главное знать, как и когда давать ребенку новые знания и опыт. Эта книга не практическое руководство о том, как заниматься развитием детей. Она объясняет, зачем это делать и как это повлияет на будущее ребенка.

3. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет

Автор: Пенни Уорнер

Если предыдущая книга — теория, которая поможет сформировать модель воспитания, то «160 развивающих игр» — это практические советы. Книга поможет мамам и папам реализовать идеи раннего развития, про которые пишет Масару Ибука.

В книге собраны и адаптированы работы мировых специалистов в области обучения детей с помощью игр. Какие-то игры покажутся знакомыми, а некоторые нестандартными и неожиданными, но каждая игра работает на развитие способностей и навыков. Автор учел все нюансы — от материалов и предметов, которые можно использовать для развивающих игр, до особенностей детской психики, которые необходимо учитывать, поощряя ребенка к новым достижениям.

4. Правила развития мозга вашего ребенка

Автор: Джон Медина

В этой книге молекулярный биолог-эволюционист простым и понятным языком рассказывает о том, как развивать мозг ребенка до и после рождения.

Джон Медина уделяет внимание как воспитанию и раннему развитию, так и здоровым отношениям в семье. Он развенчивает популярные мифы, например: «если во время беременности слушать классику, ребенок родится более развитым», «чем больше «полезных для мозга» игрушек, тем лучше» и другие.

Все рекомендации в книге основаны на последних научных достижениях в области развития мозга до рождения и в первые 5 лет жизни.

5. Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним

Автор: Дана Саскинд

Эта книга появилась благодаря детскому кохлеарному хирургу (восстановление слуха) Дане Саскинд и научному исследованию 1995 года. Исследование показало, что дети, которые слышали больше слов до 4 лет были лучше готовы к школе и впоследствии владели большим лексиконом, лучше читали и сдавали тесты.

Дана заинтересовалась этим исследованием, основала организацию Thirty Million Word Initiative, разработала программы для развития детей с помощью активного общения и начала тестировать их в разных демографических группах.

На основе своих исследований Дана вместе с коллегами написала книгу, где подробно рассказала, о том как правильно развивать речь ребенка, как раскрыть его потенциал.

Рекомендации в книге построены на трех тезисах:

  1. нужно слушать ребенка и активно разговаривать с ним о том, что ему интересно;
  2. использовать в речи описательные слова;
  3. вовлекать ребенка в беседу.

6. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей

Авторы: Джон Готтман, Джоан Деклер

Эмоциональный интеллект — это умение распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные и способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, чтобы решать практические задачи.

Автор книги — Джон Готтман, профессор психологии, основал Центр исследования семейных отношений в Сиэтле. За сорок лет он изучил тысячи супружеских пар и сделал открытия в области семейных отношений. Джон Готтман входит в список «Десять самых влиятельных терапевтов» по версии Psychotherapy Networker. Он автор 190 научных статей, а также автор и соавтор 40 книг.

Идея книги — задача родителя переживать эмоции ребенка вместе с ним, не подавлять негативные эмоции, а учить управлять ими. Все советы практические, и применимы к детям и взрослым. Книга легко читается, за счет того, что не перегружена терминами.

Еще один плюс — она имеет научную основу, все выводы сделаны на основании исследований 199 семей, приводятся в пример узнаваемые ситуации и модели поведения родителей и детей.

7. Рожденный читать. Как подружить ребенка с книгой

Автор: Джейсон Буг

В этой книге Джейсон Буг рассказывает о своем опыте обучения ребенка вовлеченному чтению. Свой опыт автор подкрепил мнениями не только специалистов по детскому развитию, но и учителей, библиотекарей, писателей и разработчиков приложений для цифровых устройств.

Идея интерактивного чтения с ребенком от главы к главе раскрывается все подробнее, сопровождается примерами и идеями, подходящими для детей разных возрастов. Если у родителей катастрофически нет времени на чтение, а воспитать «прирожденного читателя» хочется, Джейсон Буг вынес во введение к книге все ее основные идеи.

В качестве бонуса в конце:

  • список книг для детей от 0 месяцев до 6 лет, изданных на русском языке от Ольги Мяэотс, заведующей отделом детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино;
  • список книг, вышедших в России, для тех детей, которые не хотят читать.

8. Эйнштейн учился без карточек

Авторы: Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф

Главная идея книги — дети должны воспитываться в игровой форме. Здесь собрано 40 упражнений для развития детей от 0 до 6 лет. Навязчивое и преждевременное обучение не нужно и может оказаться вредным. Дети, которые посещают кучу секций и у которых нет времени на обычные детские игры, только страдают от этого. Вместо затрат на развивающие игры, направьте усилия на общение и игру с ребёнком.

Примерно эту мысль пытаются донести до читателя два профессора психологии, которые специализируются на изучении поведения детей. В каждой главе приводятся научные исследования по теме, потом вывод и советы.

Система Любви

  • Система Любви
  • »
  • Жизнь / истории
  • » Об авторе и проекте

Об авторе и проекте

Меня зовут Дмитрий Науменко. Рад встрече.

Я уверен, вы зашли на эту страницу не просто чтобы узнать, когда я родился, где учился и есть ли у меня семья. Поэтому расскажу чуть больше, чем просто сухую фактическую выжимку.

Я родился в 1986 году в Москве, по образованию психолог и преподаватель психологии.

Счастливый супруг и отец четверых детей (два мальчика и две девочки) в возрасте от 1 года до 11 лет. В доме никогда не бывает скучно)

Начиная со студенческих лет я успел позаниматься многими вещами и получить самый разнообразный опыт. Начинал, как и многие, с различных подработок: промоутером в оконных компаниях, барменом в Кофе Хауз и специалистом на телефоне в банке.

Затем, после окончания ВУЗа я:

  • Работал контент-менеджером и занимался поддержкой сайтов компании Intel
  • Создавал психологические сайты и зарабатывал на интернет-рекламе
  • Обучал веб-программированию, созданию сайтов на языке PHP
  • Создал свой интернет магазин и торговал биноклями Bresser
  • Был трейдером на московской фондовой бирже (акции, облигации, фьючерсы)
  • Занимался подбором персонала и организацией живых конференций для онлайн-университета

При этом, в моей жизни ещё с подросткового возраста всегда существовала отдельная, независимая ветвь интереса к психологии человека и к тому, как устроен мир в целом.

С 14-15 лет я начал читать соответствующие книги, пытаясь понять, в чем смысл жизни человека, каковы особенности нашего мышления и эмоций, почему мы живем так, а не иначе т.д.

Я стал интересоваться вопросами, вроде:

  • Как развивается вселенная, и кто ей управляет?
  • В чем смысл моего существования?
  • Что такое любовь?
  • Есть ли в мире справедливость?
  • Зачем нужна вера?
  • Какова роль науки в познании мира?
  • Что такое «добро» и «зло»?
  • Есть ли что-то «над нами»?
  • Как жить правильно?

Через несколько лет мой интерес стал распространяться на тему отношений мужчин и женщин, психологию общения, гендерную психологию, конфликтологию. Мне хотелось соединить теорию с практикой, с реальной жизнью и понять, что и как работает в единой системе.

В то время одной из моих настольных книг был замечательный труд «Искусство системного мышления». Эта книга помогла мне начать смотреть на мир и любые его проявления как на взаимосвязанные, взаимозависимые и тонко отлаженные механизмы, которые далеко не всегда нам видны.

Параллельно с этим я начал вести рассылку с провокационным названием «Психология с элементами разоблачения». Это были мои первые попытки делиться своим видением тех или иных жизненных вопросов, где я затрагивал самые разные темы — начиная с отношений и заканчивая разбором философских притч.

Постепенно это переросло в общение с моими читателями, ответы на их вопросы, а затем — в первые онлайн-консультации женщин по вопросам отношений с мужчинам.

В то время я проводил десятки и десятки бесплатных консультаций. Мне хотелось узнать максимум о тех женщинах, которые уже тогда мне доверяли и обращались за помощью.

Я хотел увидеть то, чем они на самом деле живут: что чувствуют, о чём думают, что их заботит, чего они боятся и к чему стремятся. Хотел увидеть типовые проблемы и запросы, чтобы в дальнейшем мои консультации становились всё более ценными и эффективными.

Постепенно это направление росло, и я начал глубже копать в тему психологии мужчины и женщины, их фундаментальных отличий. Я видел их достаточно давно и всё яснее стал понимать, что если не рассказывать об этом, не говорить напрямую, то многие проблемы в отношениях будет просто невозможно решить.

Чувствуя, что у женщины свой особый путь в этой жизни, что он заметно отличается от мужского, я начал разрабатывать свой большой тренинг «Путь Женственности» (который в дальнейшем я развивал и дорабатывал на протяжение многих лет).

Он планировался как многомесячная трансформационная программа именно для женщин. На самом деле это была своего рода авантюра, смелый эксперимент.

Совершенно не проверив рынок, не проведя даже опроса, я сразу сел за подготовку огромного тренинга и не мог знать, будет ли он востребован.

Это была программа не про то, как выйти замуж за 100 дней и не про успешный успех для женщин. Это была программа-путь, которая помогала женщинам найти самих себя в этом мире: понять и почувствовать, кто они есть, к чему они стремятся, что на самом деле для них важно.

Эта программа помогала женщинам увидеть и изменить те модели поведения и мышления, которые разрушали их семьи или отношения с мужчинами.

И, что самое главное, в этой программе я максимально передавал своим участницам некое комплексное видение реальности. Помогал увидеть истинные причины проблем, с которыми они приходили в тренинг, и мы прорабатывали именно их — на уровне поведения, на уровне мышления, и, что ещё важнее — на уровне чувств и эмоций.

Читайте также:  Как рассчитать пол ребенка по обновлению крови калькулятор определения пола

В итоге этот тренинг стал моим основным инструментом работы. Я по-прежнему вёл консультации, но всё больше ориентировал женщин на долгосрочную работу.

На консультации можно дать лишь общий вектор, показать направление, однако после её окончания женщина снова оказывается наедине со своими трудностями, которые непросто преодолеть самостоятельно.

В тренинге же я давал своим участницам максимальную поддержку на протяжение нескольких месяцев (а в отдельных случаях — более года), чтобы они стали достаточно сильны и смогли самостоятельно решить будущие трудности уже имея успешный опыт их преодоления в рамках программы.

«Путь Женственности» показал себя очень хорошо, и многие участницы после окончания просто не хотели уходить из программы. «Дмитрий, а можно ещё что-нибудь у вас купить?», «А можно я пройду тренинг ещё раз?» — Такого плана вопросы я стал периодически слышать от своих клиенток. Что может быть приятнее? 🙂

Параллельно с ведением консультаций и своей основной программы, я издал в печатном виде книгу «5 моделей поведения, которые привлекут к вам достойных мужчин».

Постепенно создал целый ряд небольших курсов — в основном, по теме отношений, психологии общения и психологии мужчины и женщины. Также это были подборки ответов на вопросы от моих читательниц и некоторые другие курсы (в том числе про «гражданский» брак и про преодоление депрессии и уныния).

Получая всё больше опыта — как в профессиональном, так и в жизненном плане (особенно в период появления в моей семье сначала третьего, а затем и четвертого ребёнка) , я почувствовал, что моему флагманскому тренингу «Путь женственности» требуется второе рождение.

Он должен был стать другим. Ещё более глубоким, ещё более наполненным, ещё более системным. И при этом — ещё более логичным и эффективным.

Я шёл к этому многие годы. Сначала это была рассылка «Психология с элементами разоблачения». Затем сайт «Кузница счастья». Затем «Путь Женственности». И теперь я пришел к тому, к чему так или иначе моя душа стремилась ещё 20 лет назад, когда я был совсем юным молодым человеком.

Это Система Любви. Это воплощение интегрального, системного подхода ко всем областям жизни человека.

Система Любви — это наш мир. Мир, который целиком и полностью регулируется Любовью. И в эту систему встроены различные элементы: отношения, семья, здоровье, энергия, деньги, успех и т.д.

Наша задача — научиться жить в этой Системе. Узнать её законы, особенности функционирования, увидеть и понять многочисленные связи, которые соединяют воедино все её компоненты.

И первым шагом в разработке Системы Любви для меня стала тема отношений между мужчиной и женщиной, тема общения, тема человеческой любви. Сохранив фундамент из «Пути женственности», я добавил ещё больше глубины, ещё больше ясности и максимально выверил как теоретический материал, так и практические задания.

Таким образом, новая программа «Система Любви: отношения» стала тем самым вторым рождением «Пути женственности» и в неё приходят женщины примерно с теми же запросами:

  • Как найти и раскрыть себя как женщину
  • Как по-настоящему ценить и любить себя
  • Что делать, если мужчина не ценит меня в отношениях
  • Как быть, если мужчина охладел и утратил ко мне интерес
  • Как снова начать получать от мужчины внимание и заботу
  • Как построить гармоничные отношения
  • Что делать, если чувствуешь себя одинокой в браке
  • Как быть, если в жизни сталкиваешься только со слабыми мужчинами
  • Как правильно менять мужчину
  • Что делать, если кажется, что у отношений нет будущего
  • Как преодолеть душевную боль и страхи и начать жить по любви
  • Как стать по-настоящему любимой, обрести подлинное счастье, радость и смысл жизни

Чем я живу, и что для меня важно?

  1. Я верю в Бога. Я знаю, что он есть, но не являюсь фанатиком. Мой путь — совмещение религии, науки и искусства, системный подход.
  2. Любовь управляет. Любовь повсюду, но мы не всегда это видим. Реальные причины проблем кроются в искаженной реализации Любви.
  3. Я ценю простую жизнь и искренность. Меньше сложных устройств, меньше гаджетов, больше реального общения с любимыми людьми и занятий для души.
  4. Я против спешки и ценю устойчивость результатов. Не стремлюсь к вау-эффекту в работе с людьми. Серьёзные изменения — результат серьёзной работы.

И, завершая этот небольшой рассказ о себе, мне хочется сказать несколько слов о том, зачем мне всё это, ради чего я этим занимаюсь:

  • Я хочу, чтобы в сердце каждого человека на постоянной основе жила Любовь (не время от времени и не только тогда, как у нас всё плохо, но и тогда, когда всё хорошо)
  • Я хочу, чтобы Любовь стала доминирующей моделью нашего взаимодействия с миром (не только у меня, не только у вас, но и у миллионов других людей)
  • Я хочу, чтобы укреплялся и развивался институт семьи во всём мире
  • Я хочу, чтобы мы растили и воспитывали сбалансированных, гармонично развитых детей с правильными ценностями и мировоззрением
  • Я хочу, чтобы каждый человек чувствовал себя счастливым, даже если у него много трудностей и непростая судьба
  • Я хочу, чтобы мы умели чувствовать и мыслить глобально и системно, были социально ответственны
  • Я хочу, чтобы каждый человек мог мыслить свободно и делать свой собственный осознанный выбор в ключевых жизненных вопросах (чего ему хотеть и к чему стремиться, как общаться с родными и как воспитывать детей, как вести себя с другими людьми, чем заниматься в жизни, как строить карьеру/бизнес и т.д.)
  • Я хочу, чтобы каждый человек научился видеть, как Система Любви работает именно в его жизни, в его судьбе и обрёл возможность следовать за Любовью в любой ситуации

Это то, что по-настоящему меня вдохновляет. Это то, что дает мне силы и радость и позволяет постоянно развиваться. Буду очень рад, если вам это тоже близко, и мы продолжим этот путь дальше уже вместе.

Ну и напоследок, раз вы дошли до конца этой страницы, ещё несколько неформальных фоток из жизни.

Елена Науменко – как развить осознанное родительство

Отношения между детьми и родителями – это вечная борьба поколений или же открытое общение и поддержка? На самом деле в обоих случаях будут неожиданности, сложности и стрессы. Отличие – только в результате: первый путь ведет в никуда, второй может привести к балансу и радости. Какой из путей и почему выбираем мы, «КЖ» обсудили с детским психологом и психотерапевтом.

Елена Науменко

Психолог-консультант, психотерапевт, ведущая групп и тренингов. Более 20 лет стажа в области психологии.

– Многие родители хотят воспитать сильного и успешного человека, который обладает лидерскими качествами и умеет добиваться своего. Какие опасности здесь кроются?

– Под словом «лидер» люди часто подразумевают противоположные вещи. Для кого-то лидерство выражается фразой «что хочу, то и ворочу», и они любой ценой стремятся сделать из детей самых главных, самых сильных, самых умных, самых-самых. Другое понимание основывается на уверенности в себе, понимании своих желаний и целей, умении вести за собой других.

Я убеждена, что второй подход более разумный. Многие родители учат детей, что «быть лидером» – значит «бить первым». В своей жизни я многократно от разных родителей слышала фразу: «Я учу ребенка давать сдачи». Но чаще всего ребенок не понимает значения этих слов – в результате он приходит в детский коллектив и бьет всех, кого видит. Ему же не объясняют, что давать сдачи – это уметь себя защитить, а не проявлять агрессию и нападать на других людей, нарушать чужие границы.

Мне очень хочется создать «толковый словарь» для родителей, в котором будут даны значения таких понятий, как «дать сдачи», «лидер», «чужие границы», «уметь делиться». Часто у родителей бывает полное непонимание законов развития детей и требований, которые к детям можно предъявлять.

Еще один распространенный наказ детям: «Делись игрушками!» Да не умеют дети до трех лет этого делать! Они всему учатся через подражание. А что делает мама? Она силой забирает у своего ребенка игрушку и при этом говорит: «Не будь жадиной, давай дадим ее этой девочке. Она же плачет». Таким образом мама нарушает права своего трехлетнего ребенка и внушает ему установки «ты ничего не стоишь», «у тебя нет ничего твоего», «ты мне не дорог». Именно так звучит мамина фраза в переводе на детский язык. Конечно, когда дети становятся старше, им нужно объяснять, что брать чужое нельзя, а делиться нужно.

– Как научиться принимать детскую силу и слабость?

– С такими понятиями, как «ребенок меня сильнее» и даже страхом перед ребенком родители сталкиваются в периоды возрастных кризисов детей. Кризис – точка роста, интенсивный период в развитии, который связан с сильными изменениями в мозге, теле и поведении ребенка.

Впервые сила неповиновения ребенка проявляется в кризисе «Я сам» – на третьем году жизни. Есть семь очень неприятных признаков проявления кризиса развития «Я сам»: негативизм, упрямство, деспотизм, сопротивление, своеволие, обесценивание, протест-бунт. Если вам повезет, не все признаки проявятся одинаково ярко. В любом случае это просто надо пережить, как насморк. Правда, он растягивается на полтора, а иногда и на два года. В этот период ребенок должен проявить свою силу через упрямство и формы поведения, свойственные его возрасту: незрелые, иногда смешные, а иногда опасные. Что делать родителям? Набираться терпения и не отвечать упрямством на упрямство.

Хотя некоторые родители поступают наоборот, проявляя свою собственную психологическую незрелость. При таком поведении (кто кого переупрямит) взрослый человек заранее проигрывает ребенку, а потом сокрушается, чувствуя себя беспомощным. Чтобы избежать подобных ситуаций, есть простые приемы: читать хорошие книги, вспоминать примеры мудрого воспитательного воздействия, оставаться спокойным и научиться менять тему разговора с малышом. Наример, моя бабушка делала это искусно.

Она говорила: «Да, хорошо, ты туда не хочешь, а посмотри – там птички полетели». И мы с интересом шли «за птичками». Для детей до 3–4 лет этот прием срабатывает прекрасно. И главное – сохранять спокойствие. Ваш ребенок не превратился в монстра, просто наступил кризис. Но наступит счастливое мгновение – все пройдет, «монстр негативизма» спрячется до подросткового кризиса.

– Можно ли настоять на своем и не «сломать» ребенка?

– С позиции своего возраста и опыта я могу сказать, что настаивать на своем нужно только тогда, когда существует угроза здоровью ребенка или окружающих. В остальных случаях надо искать решение, удовлетворяющее обе стороны.

– Нужно искать компромисс?

– Компромисс – это «ни вам, ни нам». Мнимая победа. Все недовольны и считают себя обманутыми. Мне больше нравится договариваться. Конечно, путь к договоренности длиннее и сложнее, чем просто произнести: «Я сказал – будет так!» Но современные дети в силу развития общества и технологий кардинально отличаются от всех предыдущих поколений. Раньше, в традиционных обществах, кризисные моменты проходили легче: были некие инициации, традиции, которые помогали мальчикам стать юношами, а девочкам – девушками. Сейчас этого нет.

Но есть другое явление – нынешние дети дадут фору любому взрослому в «общении» с гаджетами, поиске нужной информации, умении пользоваться технологиями.

– То есть дети чувствуют себя умнее родителей?

– Да, дети умнее. Но увереннее они от этого не становятся. У них есть знание технологий и доступ к любой информации, но совсем нет жизненного опыта. В то же время у многих взрослых возникает комплекс из-за того, что ребенок умнее их и быстрее ориентируется в современных технологиях. Вот такая парадоксальная ситуация. Мудрые учителя ее используют себе и детям во благо – при необходимости обращаются за помощью и в то же время умело подводят ребенка к тому, что умение контактировать и находить общий язык с людьми важнее навыков работы с компьютером.

Развитие эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков – одна из главных проблем нашего общества, которая усугубляется постоянной занятостью взрослых и отсутствием живого общения между родителями и детьми. Разве могут путешествия, дорогие подарки и престижные лицеи заменить ребенку время, совместно проведенное с родителями?! Задумайтесь.

– Как реагировать, когда дети говорят: «Мне скучно»?

– Этой фразы многие родители боятся как огня. Начинают суетиться, ругаться, а порой и бегут к психологу с данной проблемой. Когда специалист начинает разбираться, то оказывается, что у ребенка кроме школы еще десяток дополнительных занятий в неделю. Я в таких случаях говорю: «Родители, дайте спокойно ребенку поскучать. Ему это необходимо». После таких слов они уходят к «правильному» психологу, который им по- советует записать ребенка еще на один кружок.

На самом деле подрастающему человеку поскучать очень полезно. В это время он размышляет, думает, принимает решение о том, чем ему заняться. В его мозге и поведении запускаются интересные процессы. Детям, как и взрослым, необходим отдых от всего. Они постоянно подвергаются информационному и физиологическому стрессу, и дополнительно загружать их бесконечными кружками и секциями неразумно.

У каждого человека есть физиологическая потребность иногда побыть в тишине и одиночестве. Особенно это важно для ребенка-интроверта. Попытаетесь силой лишить ребенка личного пространства и времени – и у него может развиться невроз.

Сколько родителей в наше время мечтают о том, чтобы их ребенок просто рос здоровым и счастливым? Десятая часть, не более! Подавляющее большинство жаждет вырастить успешного юриста, известного актера, премьер-министра.

Многие родители не думают о том, что гораздо лучше прожить жизнь, наслаждаясь реальным моментом. А кем ребенок станет по профессии – это только его выбор. Беда в том, что родители часто не проживают свое настоящее с удовольствием, мысленно совершая бесконечные «путешествия» в прошлое или будущее. Быть счастливыми дети учатся, глядя в счастливые глаза родителей.

– Как научить ребенка получать удовольствие от жизни?

– До семи лет единственный способ к чему-то привлечь внимание малыша – делать это самому.

Если мама хочет, чтобы дочка пела, – мама должна петь. Если хотите, чтобы ребенок развивался в искусстве, то дома должна быть бумага, краски и «художественные вечера», когда родители рисуют сами. Заставлять маленького ребенка что-то делать не нужно – нужно создать условия и спокойно реагировать на его достижения.

Не кричать: «Ты гениальный!», а просто похвалить. Чтобы потом, в следующем семилетии жизни, у ребенка не возникали разочарования, если кто-то оценит его работу не так, как ему хочется. Я не стала великой кулинаркой, но удовольствие от неторопливого, с мурлыканьем чего-то под нос, «сотворения» пищи пронесла через всю жизнь. Моя бабушка с большой любовью и радостью суетилась на кухне, и все детство для меня это было тихим источником уверенности в том, что мир надежен и добр.

Читайте также:  Можно ли полностью и навсегда вылечить туберкулез легких?

– Как помочь ребенку повзрослеть?

– Быть рядом – физически и эмоционально. Не читать нравоучения, не запугивать, а просто слушать. Многие родители вообще детей не слышат, между ними нарушен контакт.

Они живут как на разных планетах, «сталкиваясь орбитами» в пределах одной квартиры. Подростки лишены необходимого для них общения. Порой им даже за советом не к кому обратиться – мама либо перепугается, либо отругает.

Вот и «советуются» друг с другом или с интернетом. Родителям необходимо быть рядом и всегда оставаться открытыми для общения.

Беседовала Наталья Тлумацкая.

Полная версия интервью опубликована в в журнале-тренинге «Колесо Жизни» № 3 (116) ’18. На нашем сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала или оформить подписку и быть в курсе актуальных тем.

Журнал «Дошкольное воспитание» — 07/2000

Журнал ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 07/2000

В кругу семьи Павлова Л. Мамина школа 7 2000

В Министерстве образования Российской Федерации

• Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях поли программности и вариативности

В Министерстве образования Российской Федерации Ерофеева Т. Образовательная работа дошкольных учреждений в условиях поли программности и вариативности 7 2000

• Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях

В Министерстве образования Российской Федерации Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях 7 2000

В мире прекрасного

• «Владимир Приходько: «»Вот когда я взрослым стану»»»

«В мире прекрасного Василькова Н. «»Владимир Приходько: «»»»Вот когда я взрослым стану»»»»»» 7 2000 »

• Лучше лета приятеля нету

В мире прекрасного Лучше лета приятеля нету 7 2000

• Анималистическое искусство Е. Чарушина

Вопросы теории Павлова Л. Анималистическое искусство Е. Чарушина 7 2000

• Вне творческого труда нет созидания

Вопросы теории Шатова А. Вне творческого труда нет созидания 7 2000

• Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение

Вопросы теории Петровский В. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение 7 2000

• Е.И. Чарушин: замечательный художник и писатель

Вопросы теории Комарова Т. Е.И. Чарушин: замечательный художник и писатель 7 2000

• Учите детей трудиться!

Вопросы теории Куликова Т. Учите детей трудиться! 7 2000

• «Межрегиональная научно-практическая конференция «»Проблемы дошкольного образования 21 века»»»

«Информация Комиссарова Л. «»Межрегиональная научно-практическая конференция «»»»Проблемы дошкольного образования 21 века»»»»»» 7 2000 »

Литература — детям Агапова И. Загадки 7 2000

Литература — детям Степанов В. Природоведение 7 2000

• Гори, солнце, ярче!

Музыка и дети Науменко Г. Гори, солнце, ярче! 7 2000

Музыка и дети Шапиро Б., Приходько В. Едут сани 7 2000

• Сказки уральского лета

Музыка и дети Олифирова Л. Сказки уральского лета 7 2000

• Природа в развитии и воспитании ребенка

Профессия — педагог Нисканен Л. Природа в развитии и воспитании ребенка 7 2000

• Тема экологии в детском изобразительном творчестве

Профессия — педагог Плюхин В. Тема экологии в детском изобразительном творчестве 7 2000

Прочитайте детям Николаева Т. Разная природа 7 2000

Работаем по программе «Радуга»

• Занятия по изобразительной деятельности с детьми шести-семи лет

Работаем по программе «Радуга» Доронова Т. Занятия по изобразительной деятельности с детьми шести-семи лет 7 2000

Ребенок в детском саду

• «Бывают ли «»полезные»»и «»вредные»»животные»

«Ребенок в детском саду Бобылева Л. «»Бывают ли «»»»полезные»»»»и «»»»вредные»»»»животные»» 7 2000 »

• В царстве орнитологии

Ребенок в детском саду В царстве орнитологии 7 2000

• Здоровье без лекарств

Ребенок в детском саду Кабанова Э., Соловова Л. Здоровье без лекарств 7 2000

Ребенок в детском саду Мирясова В. Лесной пожар 7 2000

• Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе

Ребенок в детском саду Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе 7 2000

• Наш дом — природа

Ребенок в детском саду Рыжова Н. Наш дом — природа 7 2000

• Ознакомление дошкольников с неживой природой

Ребенок в детском саду Николаева С. Ознакомление дошкольников с неживой природой 7 2000

• Поговорим о природе

Ребенок в детском саду Быстрова И., Рыжова Н. Поговорим о природе 7 2000

• Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников

Ребенок в детском саду Зенина Т. Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 7 2000

• Черепахи… Какие они?

Ребенок в детском саду Тимофеева И. Черепахи… Какие они? 7 2000

• Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке

Ребенок в детском саду Рогаткина Т. Шишкой, маком, колосочком мы рисуем на листочке 7 2000

Аневризма межпредсердной перегородки у ребенка

Аневризма межпредсердной перегородки у детей диагностируется довольно редко. До сих пор современная медицина не может назвать точные причины возникновения данной патологии. Усугубляет ситуацию тот факт, что заболевание не имеет характерных симптомов и может быть подтверждено только после проведения комплексной диагностики.

Что это такое?

Аневризма межпредсердной перегородки – опасная патология, которая может привести к быстрому летальному исходу. Именно поэтому ребенок, которому диагностировали заболевание, должен постоянно наблюдаться у врача-кардиолога. После достижения пациентом возраста 1 года, патологию устраняют хирургическим методом.

Аневризма межпредсердной перегородки относится к малым сердечным аномалиям. Эта патология становится причиной изменения структуры стенок крупного сосуда, на фоне чего образуется выпячивание отдельного участка сердца. Выпирание наблюдается со стороны правого или левого предсердия.

Медицина до сих пор не установила точные причины возникновения заболевания. Одним из основных предположений относительно развития данного отклонения в работе сердца является неправильное формирование соединительных тканей у ребенка в период его внутриутробного развития, вызванное инфекцией. Кроме этой версии, врачи не исключают наследственный фактор передачи заболевания.

Аневризма межпредсердной перегородки у детей практически никогда не становится причиной сердечной недостаточности. Это связано с тем, что при заболевании отсутствуют серьезные сбои в системе кровоснабжения по сердечным артериям. Аневризма соединена с левым желудочком сердца с помощью небольшого мышечного резервуара. Именно поэтому визуальных нарушений в состоянии ребенка нет, он не испытывает боли, дискомфорта.

Но со временем патологическое выпячивание истончается и может привести к разрыву. Усугубление ситуации способны спровоцировать большие физические нагрузки, неправильное питание, стрессовые ситуации. После разрыва аневризмы межпредсердной перегородки наступает сердечная недостаточность, которая приводит к смерти ребенка.

Заболевание может проявляться следующим образом:

  • Патологической пульсацией в зоне третьего межреберья. Если прослушивать ребенка в лежачем положении, пульсация будет походить на звук качающейся волны. Определить ее можно даже без прослушивания. Прощупывая пальцами область сердца, у маленького пациента можно обнаружить патологические толчки, вызываемые аневризмой.
  • Пристеночными тромбами, которые возникают в результате нарушения циркуляции крови. Их образование приводит к исчезновению патологической пульсации.
  • Нарушением сердечного ритма. Такое проявление чаще всего наблюдается у подростков, которые усиленно занимаются спортом или ведут неправильный образ жизни, курят и употребляют алкоголь.

В настоящее время выделяют три формы аневризмы. Самая распространенная представлена выпячиванием стенки сосуда из левого в правое предсердие. Вторая форма патологии встречается реже и проявляется в виде выпирания стенок справа на лево. Третья имеет S-образную форму.

Опасные признаки

Аневризма левого желудочка сердца при неосложненном течении может себя никак не проявлять. Очень часто порок обнаруживается только при проведении исследований.

В месте образования аневризмы, на перегородке появляется отверстие, которое нарушает кровоток по сосудам и артериям. Каждое систолическое сокращение приводит к попаданию крови не только в левый желудочек, но и частично в правый. Это, в свою очередь, приводит к увеличению нагрузки на правое предсердие, где со временем начинает развиваться компенсаторная гипертрофия. Постепенно она поражает и весь желудочек.

Аневризма межжелудочковой перегородки сердца провоцирует выброс большого объема крови в легкие, что приводит к увеличению нагрузки на сосуды и возникновению симптоматики легочной гипертензии.

При данном недуге у маленьких пациентов могут наблюдаться следующие симптомы:

  • Одышка, выступающая причиной развития астмы и отека легких.
  • Болезненные ощущения в груди, которые отличаются тянущим, ноющим характером.
  • Периодическая боль за грудиной. Этот симптом должен стать поводом немедленного обращения за медицинской помощью.
  • Быстрая утомляемость, слабость. Дети постоянно хотят отдохнуть, прилечь, у них нет сил на игры и выполнение обычных дел.
  • У новорожденных симптомом заболевания является частое срыгивание, которое возникает вследствие выпячивания сердечного сосуда на органы ЖКТ.
  • Сильная потливость ребенка даже при нахождении в прохладном помещении.
  • Головная боль. Этот симптом отмечается у детей старшего возраста во время занятия спортом или активных игр.

К опасным признакам, которые должны насторожить родителя и побудить к вызову скорой помощи, следует отнести:

  • внезапное изменение цвета кожных покровов – от бледного к синюшному;
  • сильный кашель с кровью;
  • вздутие на шее вен;
  • сильная рвота, вместе с которой выходят сгустки крови;
  • внезапная потеря сознания.

Все эти опасные симптомы могут свидетельствовать о разрыве аневризмы, которая в большинстве случае приводит к сердечной недостаточности и быстрому летальному исходу.

Особенности патологии у новорожденного

Аневризма межпредсердной перегородки у новорожденного, прежде всего, проявляется слабой синюшностью кожных покровов. Остальные симптомы возникают у ребенка в возрасте 3-4 месяца. Окончательный диагноз можно установить пациенту по достижению им 2-летнего возраста. Небольшой размер дефекта сердечного сосуда не дает симптомов, поэтому заболевание можно определить только посредством диагностики.

При увеличении дефекта, размер которого становится больше 15 мм, аневризма МПП у новорожденного может сопровождаться такими признаками:

  • Отставание в физическом развитии. У пациента может наблюдаться дефицит веса и запаздывание психомоторного развития.
  • Снижение защитных сил организма, выступающее причиной частых вирусных заболеваний.
  • Патологическое выпячивание сердца, которое можно определить путем пальпации.

Терапия

Перед тем как лечить ребенка, он должен пройти определенные диагностические процедуры:

  • Аускультация – прослушивание сердца посредством стетоскопа. Этот прибор позволит услышать шумы, если существует вероятность аномалии;
  • ЭКГ. Выполняется с целью проверки работы сердца, дает возможность выявлять нарушения ритма;
  • УЗИ. Этот метод диагностики является безопасным и достаточно информативным. Он позволяет обнаружить выпирание межпредсердной перегородки, а также определить колебания в сердечном цикле.

Лечение зависит от скорости роста и увеличения размеров образования. При прогрессировании заболевания пациенту показано хирургическое вмешательство, которое подразумевает замену поврежденного участка сосуда искусственным трансплантатом.

Аневризмы небольшого размера редко приводят к разрыву сердечного сосуда, поэтому их лечение можно проводить путем применения лекарственных препаратов. Медикаментозная терапия включает в себя гипотензивные препараты, которые также применяются для стабилизации артериального давления. Лечебные мероприятия должны быть направлены на нормализацию работы сердечной мышцы, налаживание ритма, улучшение обменных процессов в миокарде.

Не обходится лечение без препаратов магния. Роль этого микроэлемента в процессах формирования коллагеновых волокон сложно переоценить. Магний обладает антиаритмическим эффектом, способствует сокращению и расслаблению клеток сердца. Именно поэтому его включают в комплексную терапию при нарушениях ритма.

Лечение препаратами магния заключается в трехкратном приеме «Магнерота» в дозировке 0,5 г на один раз. Продолжительность такой терапии – 1 неделя. После этого принимают по 25 г данного препарата в течение 5 недель. Также требуется применение «Магне В6». Курс лечения составляет 1,5-2 месяца. При этом дозировка зависит от веса ребенка.

Для антиоксидантной защиты и мембраностабилизирующего эффекта используют L-карнитин, Цито-Мак, Коэнзим Q10. Метаболическая терапия может длиться около 1,5 месяцев. Причем ее необходимо повторять несколько раз в год, как правило, достаточно двух или трех.

Для улучшения обмена веществ рекомендуется принимать витамины РР и группы В. Витаминотерапия проводится двухмесячным курсом, с повторами до 3-х раз за год.

Еще возможно применение бета-блокаторов, гликозидов и антикоагулянтов. Первые способствуют уменьшению частоты сердечных сокращений. Гликозиды и антикоагулянты могут назначаться на предоперационном этапе.

Дополнительно следует придерживаться немедикаментозного лечения, суть которого заключается в следующем:

  • Необходимо правильно организовать режим дня ребенка, обеспечить ему нормальный сон, прогулки на свежем воздухе, полноценный отдых.
  • Особое внимание следует уделять питанию малыша, оно должно быть сбалансированным и максимально здоровым.
  • Полезным будет проводить водолечение или бальнеолечение.
  • Очень хорошее воздействие оказывают разные виды массажа.
  • Физиопроцедуры тоже пойдут на пользу, особенно если речь идет об электрофорезе с применением магния.

Аневризму небольших размеров можно лечить народными средствами. Но использовать их необходимо только под контролем лечащего врача. Ни в коем случае не стоит самостоятельно проводить эксперименты, особенно если патологическое образование достигло крупных размеров.

Из рецептов народной медицины прекрасно зарекомендовал себя сбор из таких трав, как шиповник, валериана лекарственная, боярышник и аир болотный. Для приготовления средства необходимо взять по 1 ст. ложке каждого компонента, и залить сырье крутым кипятком (0,5 л). После того как настой простоит 2-3 часа, его процеживают, и 1 чайную ложку отвара разбавляют в стакане воды. Лечение осуществляют трижды в сутки.

Прогноз

Чтобы не допустить перехода болезни в более тяжелую форму, следует регулярно проходить с малышом осмотр у участкового педиатра и кардиолога. Также периодически необходимо делать УЗИ и выполнять ЭКГ. Подобные меры позволят контролировать динамику заболевания, и своевременно предпринять действия для того, чтобы свести к минимуму возможные осложнения.

В целом, прогноз при такой аномалии благоприятный. Патология не оказывает влияния на развитие малыша, и редко вызывает дискомфорт. Разрыв аневризмы диагностируется у 10% пациентов. При этом выживаемость после проведенной операции составляет порядка 80%.

Многие родители, которые столкнулись с такой проблемой, обеспокоены вопросом посещения ребенком занятий по физкультуре и спортивных секций. Разрешение на подобного рода тренировки должен дать кардиолог. Специалист принимает решение на основании полученных результатов осмотра, учитывая размеры аномалии и сопутствующие изменения в работе сердца.

Профилактика актуальна только на момент планирования и вынашивания ребенка. Будущая мама должна следить за своим здоровьем, проходить необходимые обследования и сдавать соответствующие анализы на выявление инфекций. Особенно серьезно к этому нужно отнестись тем, у кого родственники страдают сердечными заболеваниями. Во время беременности важно несколько раз пройти УЗИ плода. Также надо забыть о вредных привычках в виде курения и приема алкогольных напитков. В первом триместре следует делать все возможное, чтобы избежать заболеваний инфекционного характера (ОРВИ или грипп). Для этого важно правильно питаться, ежедневно гулять, сводить к минимуму время пребывания в людных местах.

Для подготовки материала использовались следующие источники информации.

Оцените статью
Добавить комментарий