Интроспекция в психологии – определение, методы

Виды и проблематика интроспекции в психологии

Интроспекция в психологии — один из методов получения информации о проявлениях психики человека. Раньше он занимал главную позицию в психологической науке. Ее использовали все исследователи, чтобы изучать человеческую психику. Сейчас актуальность применения самонаблюдения снизилась.

Суть и понятие

Термин «интроспекция» берет начало от латинского слова introspecto, которое переводится «смотреть внутрь». Интроспективная психология изучает внутренний мир человека. При этом занимается этим не опытный психолог, а сам человек.

Самонаблюдение дает возможность определять искренние чувства, эмоции, мысли, мотивы, желания, идеалы, убеждения. Если человек смог осознать эту практику, ему будет открыт доступ к изучению сознания, интуиции. У индивидов, которые страдают шизофренией, внешний мир заменяется внутренним.

  1. Систематическая. К ней относится понимание, осознание, структурирование внутренних процессов.
  2. Аналитическая. Человек составляет картинку о себе по ощущениям, чувствам, эмоциям. Отмечаются только проявления, которые был зафиксированы при самонаблюдении.
  3. Феноменологическая. Описание непосредственности, целостности психических явлений.

Наблюдение может проводиться только за простыми проявлениями психики — представлениями, ощущениями, ассоциациями.

История изучения и открытия

Впервые информация о новой методике получения информации в психологической науке была получена благодаря работам Рене Декарта. Он предложил научному сообществу вывести данную практику в отдельную. Рене указывал, что только сам человек может изучать свою душу, сознание, предоставлять другим информацию.

Следующим ученым, который внес вклад в развитие, продвижение методики получения информации, был Джон Локк. Он разделил человеческий опыт на две ветви — внутренний (затрагивает деятельность разума) и внешний (направлен на окружающий мир).

Еще одним исследователем, который внес вклад в развитие практик получения интересующей информации в психологической науке, был Вильгельм Вундт. Он объединил интроспекцию с другими лабораторными методологиями. На тот момент эта практика была основной.

К началу XX века появились новые методики получения информации, которые вытеснили самонаблюдение. Постепенно интроспекцию начали называть ненаучной, идеалистической, субъективной.

Сейчас данный метод пользуется небольшой популярностью в научном сообществе. Чаще его применяют для частных случаев или в дополнение к основным практикам.

Преимущества и недостатки

  1. Если у человека нет проблем, которые его сильно волнуют, он пребывает в норме относительно психического состояния.
  2. Человек, который наблюдает за собой, знает свои ощущения, эмоции, чувства, поведение лучше других.
  3. Для проведения исследования не нужно использовать специальное оборудование, иметь практический опыт в проведении подобных практик.
  1. Субъективность. Человек будет воспринимать внутренний мир зависимо от личных желаний. Поэтому практика самонаблюдения часто показывает ложные сведения. Участники не редко скрывают какие-либо моменты.
  2. Необъективность. Часто люди, которые наблюдают за собой для предоставления информации специалистам, уменьшают, преувеличивают или не замечают некоторых проявлений психики.

Из-за таких недостатков психологи не признают интроспекцию как отдельную, самостоятельную методику.

Как повысить точность метода?

Чтобы повысить точность метода интроспекции, нужно учитывать ряд рекомендаций:

  1. При проведении самонаблюдения следует отложить любые дела, попробовать разгрузиться. Нужно заниматься привычной деятельностью, общаться с семьей, друзьями, ходить на работу.
  2. Не стоит пытаться наблюдать за собой в моменты сильных переживаний, при депрессии, апатии, после тревожных событий, которые оказали негативное влияние на состояние человека.
  3. Необходимо везде носить с собой диктофон или записную книжку. Они нужны, чтобы отмечать информацию о проявлениях психики в разные жизненные моменты. Если пытать запоминать данные, отмечать их позднее, представление о них изменится, не сможет считаться точным.
  4. Рекомендуется интересоваться о своем поведении, проявлении эмоций у окружающих. Лучше, если этот будут родственники. Так можно сопоставлять собственные мысли о себе, с мыслями других. Важно, чтобы позиция других не изменила представление.

Рекомендуется заранее прочитать о проявлении разных чувств, эмоций, чтобы было понятно, что и как отмечать. Также нужно задать интересующие вопросы психологу, которому будет предоставлены полученные данные, чтобы не отвлекаться при проведении самонаблюдения.

Значение метода в психологии и философии

В философии интроспекция — стандартный способ самонаблюдения, который может применяться самостоятельно. С помощью этой практики человек сможет понять личные чувства, освободиться от неясности, но важно знать меру. Если копаться в себе слишком долго, может развиваться подозрение, негативные чувства к окружающему миру.

В философии эта методика призвана помочь человеку изучить себя, познать особенности, а не выявить положительные или отрицательные моменты. Это направление развивали — Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Дж. Милля, Д. Юма. Ученые сходились во мнении, что человеческое сознание — объемный результат внутреннего опыта.

В психологии интроспекция изначально являлась единственным способом для получения разной информации. С ее помощью можно было изучать, анализировать психические процессы. Интроспекция — наблюдение за работой собственной психики. Она имеет несколько особенностей:

  1. Следственно-причинная связь сознания проявляется психологическими процессами.
  2. Чтобы получать точную информацию от самонаблюдения, нужно долго тренироваться.
  3. Исследование может проводиться только одним человеком.

Самые значительные исследования метода относительно его эффективности, возможностей проводились в XIX веке. Для его изучения применялись эксперименты, которые проводились в лабораторных условиях. При этом создавались определенные условия, для получения разных данных.

Некоторые психологи усложняли самонаблюдение. Они выставляли для себя ограничения, дополнительные требования. Это нужно было, чтобы выявить элементы сознания, к которым относятся ощущения, чувства. Постепенно в экспериментах начало появляться больше сложностей. Интроспекция потеряла популярность, уступила место другим практикам. Когда первенство переняли другие методики получения информации, интроспекцию начали считать ненаучной. От ее применения отказалось большинство ученых.

Проблематика

Интроспекция — спорная методика получения информации в психологии. У нее есть некоторые проблемы. Основная из них — отличие восприятия собственных ощущений, чувств у разных людей. Одинаковые чувств, мотивы, желания могут изменяться под воздействием разных факторов.

С помощью этой методики рассматриваются не психические процессы, а только следы их проявления. Чувства, мысли развиваются стремительно, когда придет время делать выводы, они будут изменены.

Интроспекцию можно использовать не всегда. Например, она не даст результата при нестабильном психическом состоянии человека, наличии психологических заболеваний, депрессии, апатии. С ее помощью невозможно получить точные данные от детей, наркозависимых людей. Из-за проблематики интроспекция является дополнительной, поверхностной практикой, применяющейся в комплексе с другими методами.

В XIX веке интроспекция занимала главную позицию в получении информации о проявлениях человеческой психики. После появления других практик она перестала быть востребованной. Быстрое снижение популярности связано с необъективностью и субъективность интроспекции. Из-за недостатков она была отнесена к ненаучным практикам.

Интроспекция — метод самонаблюдения, плюсы и минусы

Интроспекция известна как метод самонаблюдения. Этот метод не предполагает использования специальных инструментов и методик. Метод интроспекции в психологии специалисты используют для изучения своего сознания.

Попробуем разобраться, что же такое интроспекция?

Определение метода

Интроспекция – это тщательное углубленное изучение своих чувств, мыслей, переживаний, образов, мышления без самоосуждения. Это определение интроспекции в психологии близко к самоанализу. Дословный перевод термина означает «взгляд внутрь себя». Главной чертой интроспекции в психологии считается ее безоценочность: человек должен констатировать факт наличия признаков действия раздражителя. Не допускается давать этим ощущениям качественные характеристики, высказывать свое мнение о происходящем.

Отчет исследователя о самонаблюдении дает ему информацию, которую необходимо будет проверить с помощью других методов исследования.

Метод интроспекции открывает перед исследователем возможность научиться использовать собственную интуицию для глубокого понимания окружающей действительности. Некоторые исследователи полагают, что интроспекция – это единственный метод, дающий ключ к пониманию внутреннего мира человека. Другие авторы оспаривают это утверждение. Однако мнения ученых сходятся в том, что интроспекция априори свойственна любому научному исследованию. До появления экспериментальной психологии, особенности психики и содержание сознания индивида изучались только с помощью самонаблюдения.

История развития метода

Разобравшись с тем, что означает термин интроспекция, нужно сказать, кто является автором метода интроспекции.

Инстроспекция как метод научного исследования своим появлением обязана Р. Декарту и Дж. Локку. Эти философы рассматривали интроспекцию как особую разновидность познания.

Синонимичные подходы можно найти у Ф. Брентано, который применял метод внутреннего наблюдения в своей экспериментальной деятельности.

Последователями идей основоположников интроспекции стали В. Вундт, Э. Титченер и вся Вюрцбургская школа психологии. Вундт соединил самонаблюдение с лабораторным экспериментом и разными способами его проведения.

Позднее в гештальтпсихологии эта разновидность изучения собственного внутреннего мира приняла вид феноменологического самонаблюдения.

В 19 веке метод интроспекции использовался как термин для обозначения субъективных переживаний участников психологических исследований. Это означает, что ученые делали выводы о тех или иных психологических явлениях и феноменах на основании не собственных интроспективных ощущений, а на основании отчета о самонаблюдениях испытуемых.

Метод самонаблюдения подвергся серьезной критике со стороны бихевиористов, которые утверждали, что доказательными фактами тех или иных психологических проявлений могут служить только наблюдаемые внешне поведенческие реакции индивидов. Сторонников самонаблюдения упрекали в отсутствии объективности их метода.

В связи с этим первоначальная концепция претерпела некоторые изменения: теперь от участника эксперимента требовалось только ответить на заданный вопрос и сообщить о произошедших изменениях с помощью нажатия специальной кнопки. С помощью этих преобразований удалось отойти от субъективизма в самонаблюдении.

Образовавшиеся чуть позже школы объективной и когнитивной психологии были противниками самонаблюдения по причине низкой объективности метода. Специалисты этих направлений утверждали, что получить достоверные сведения о человеке можно через специально организованное стороннее наблюдение.

В начале 20 века самонаблюдение было признано ненаучным идеалистическим методом, основной проблемой которого являлось отсутствие объективности. Но при этом оно использовалось в изучении внутреннего мира и духовных установок личности, прослеживалась в рефлексивных моментах психолого-педагогических опытов.

С уверенностью можно сказать, что такой метод, как интроспекция, используется и в современной психологии. Например, в методической литературе есть упоминание о практическом применении методики самонаблюдения в гуманистической и трансперсональной психологии для отслеживания индивидом изменения хода собственных мыслей, формирования моральных установок.

Проблема самонаблюдения

В процессе многочисленных проверок выяснилось, что метод самонаблюдения не отвечает таким критериям, как воспроизводимость и возможность точной фиксации результатов. Это объяснялось тем, что участники эксперимента являлись обычными людьми, которые в ходе опыта отвлекались, не всегда точно и своевременно давали обратную связь экспериментатору.

Таким образом, самонаблюдение было признано не методом исследования самих психических процессов, а тех следов, которые эти процессы оставляют в сознании человека.

Еще одной проблемой применения метода является его ограниченность: результаты самонаблюдения констатируют факт наличия признака, но не позволяют его объяснить. Исследовать с помощью него можно только представления, ассоциации и ощущения.

Место метода в философии

В философии интроспекция – это основа психологической методологии ретроспективного направления данной науки. Суть метода интроспекции по Августину в том, чтобы освобождать сознание и систематизировать чувства человека, с чем соглашались его ученики. Зацикленность на собственных эмоциях может препятствовать нормальным межличностным отношениям.

Интроспекция в переводе означает «самонаблюдение», которое в философии помогает человеку усмирить бурю чувств внутри себя. Интроспекция как метод исследования в психологии лежит в основе познания человеком собственных личностных особенностей.

Место метода в психологии

В советский период интроспекция являлась основным методом психологии, который люди применяли для контролирования работы собственной психики. Интроспекция характеризуется необходимостью долгих тренировок. Только так можно справиться с субъективизмом.

Метод интроспекции и самонаблюдение позволили вскрыть содержание таких элементов сознания, которые невозможно разложить на чувства. Кроме того, были обнаружены бессознательные причины некоторых закономерностей.

Однако результаты самонаблюдений того или иного психического процесса были противоречивыми не только у разных людей, но и у одного и того же испытуемого. Так метод интроспекции и породил серьезную проблему объективности самонаблюдения в психологии, поставив под сомнение предмет изучения, основные концепции и положения данной науки.

Ученые пришли к выводу, что такое наблюдение обладает ограниченными возможностями. Со временем этот метод трансформировался в ретроспекцию.

Виды интроспекции в психологии

Со временем в психологии определились несколько вариантов самонаблюдения. Это:

  1. Феноменологическое самонаблюдение является методом гештальтпсихологии. Его задача – описание феноменов психики в целостности и непосредственности с целью выделения базовых чувств и ощущений. В дальнейшем эта разновидность самонаблюдения нашла применение в описательной и гуманистической психологии.
  2. Интроспективная психология или самоисследование. Это направление развивала Р. Махарши. Опыты исследователя были направлены на изучение собственных чувств и определения их причин.
  3. Аналитическая интроспекция, основоположником которой считают Э. Титченера. Экспериментальная деятельность ученого была направлена на то, чтобы разбить чувственный образ на составные части, устойчивые к действию раздражителя. Этот метод лег в основу структурализма.
  4. Систематическое самонаблюдение – это метод ментального анализа, используемый в Вюрцбургской школе. Он ориентирован на контроль мыслительной деятельности с опорой на ретроспективный отчет.

Интроспекция в повседневной жизни

В повседневной жизни каждый может пользоваться этим методом для обретения гармонии с самим собой. Если внимательно прислушиваться к своим ощущениям, эмоциям, которые возникают в тех или иных ситуациях, можно наметить направления саморазвития. Если сочетать самонаблюдение с медитацией, можно развивать свою эмоционально-волевую сферу.

Кроме того, систематические занятия, обращенные к собственному внутреннему миру, развивают наблюдательность, помогают справиться с рассеянностью. Люди, освоившие данный метод, по-другому смотрят на мир: замечают детали в интерьере, учатся улавливать перемены настроения собеседника, считывать его эмоции по мимике. У них улучшаются навыки работы с информацией.

Преимущества и недостатки метода

Преимуществами данного метода являются следующие факты:

  • метод основан на изучении собственных внутренних ощущений и личностных установок (лучше самого испытуемого эти особенности не может знать никто другой);
  • он представляет психические факты в том виде, в каком они существуют.

Однако перечисленные достоинства метода не делают его идеальным. Как метод психологического исследования, самонаблюдение имеет существенные недостатки:

  • высокая степень субъективности;
  • экспериментатор не может быть уверенным в честности и самокритичности испытуемого;
  • нет возможности применять его в групповой форме эксперимента;
  • у экспериментатора отсутствует возможность проверки правильного понимания инструкции испытуемым;
  • метод применялся в основном в искусственно созданных условиях, в естественной среде результаты лабораторных исследований не подтверждались;
  • невоспроизводимость результатов метода даже у одного и того же испытуемого по прошествии некоторого времени;
  • с помощью этого метода можно получить определенную информацию о человеке, но ее нельзя оценить количественно или качественно;
  • если экспериментатор проводит опыты над самим собой, велика вероятность искажения психического процесса и фальсификации результата из-за исходной установки и двойной позиции исследователя;
Читайте также:  Можно ли кормящей маме кушать персики и нектарины: вред и польза фруктов при грудном вскармливании

Заключение

Метод самонаблюдения действительно имеет ряд недостатков. Однако это не умаляет его достоинств. Именно поэтому он не исчезает из психологической практики, хотя его применение сегодня весьма ограниченно.

Еще античные философы говорили, что изучению мира должно предшествовать изучение самого себя. Стоит прислушаться к древним мудрецам: метод изучения собственных личностных особенностей (если применять его правильно) помогает выявить свои слабые стороны и начать работу по самосовершенствованию.

Интроспекция в психологии – методы

Каждый человек занимается таким процессом, как интроспекция, только такой непонятный термин многим не знаком. Интроспекцией называется способность человека взглянуть внутрь себя и проанализировать свой внутренний мир. Разделяют несколько методов интроспекции в психологии.

Простыми словами интернет-журнал psytheater.com называет интроспекцией способность человека обратить свой взор внутрь себя и проанализировать чувства, поступки, переживания, страхи и пр. Таким процессом «самокопания» занимаются абсолютно все люди. Рано или поздно возникает такая потребность, как понять самого себя. И это может касаться:

  1. Желаний.
  2. Чувств и эмоций.
  3. Мотивов поступков.
  4. Мыслей.
  5. Намерений и пр.

Интроспекция – это анализ самого себя, в чем может участвовать человек единолично, даже если этим процессом руководит другой индивид. Все равно только сам индивид может понять самого себя и знать истину всех его мыслей, чувств и поступков, а в окружающий мир он выдает то, что выгодно ему самому.

Поскольку только человек может понимать самого себя и знать истинные мотивы своего поведения, он должен начать полагаться в первую очередь на самого себя. На кого лучше всего полагаться – на себя или на других людей? В первую очередь лучше полагаться на самого себя. Только вам известны нюансы того дела, которым вы занимаетесь, или вопроса, который вас волнует. У вас уже, скорее всего, есть идеи того, что делать дальше. Чаще всего вы уже готовы делать то, что от вас требуется, вы выделяете время и силы на реализацию своих идей. Более того, нередко возникают ситуации, когда вам просто не к кому обратиться, поэтому только от вас зависит решение той или иной проблемы.

Лучше полагаться на себя! И вместе с тем не впадайте в крайность, когда вы не доверяете другим людям. Полагаться на других людей можно и нужно, но лишь во вторую очередь. Вы изначально полагаетесь только на себя, а потом уже на окружающих. Просить о помощи можно. Но помните, что вы просите именно о помощи, а не обязываете людей вам что-то сделать. И люди могут как отказать вам в помощи, так и согласиться.

Надеяться на других людей нужно, но лишь после того, как вы сами приняли решение, что вам делать дальше. В противном случае окружающие начнут вам давать советы, и если вы не будете прислушиваться к ним, то люди перестанут вам их давать вообще когда-либо. Поэтому заранее определитесь: либо вы сами находите выход из ситуации и лишь просите о помощи других людей, говоря им о том, что именно они должны сделать, либо вы обращаетесь к ним за советом и принимаете, учитываете их мнение, согласовывая с ними дальнейшие действия.

В первую очередь полагайтесь только на себя, поскольку только вы знаете все мелочи проблемы и вы всегда находитесь рядом с самим собой. И лишь потом, если вы не способны справиться с проблемой сами, обращайтесь за помощью к другим людям. Но понимайте, что люди не обязаны вам помогать: у них есть выбор, помогать вам или нет. И какое бы их решение ни было, не обижайтесь и не злитесь. Окружающие имеют свои причины того, чтобы вам отказать. А у вас есть шанс найти других людей, которые все-таки вам помогут.

Что такое интроспекция?

Интроспекция – это способ обращения человека вглубь самого себя с целью самопознания. Это самонаблюдение, самопознание, самоанализ с целью не осудить или дать оценку, а с целью понять самого себя. Вот чем интроспекция отличается от угрызений совести, когда человек начинает копаться в самом себе, а потом еще отрицательно оценивать свои мотивы и поступки, считать их неправильными.

Интроспекция – это способ познать самого себя. Для этого человек должен просто наблюдать за своими психическими процессами, возникновением желаний, эмоций и пр. Здесь не нужно ничего оценивать и осуждать. Нужно просто наблюдать. Если все делать правильно, то можно не просто понять себя, но и осознать, почему вы совершили так много ошибок, что вами управляет. Когда человек понимает самого себя, он может измениться в том направлении, в котором он сам пожелает.

Для того чтобы принять себя такими, какие вы есть, нужно начать с прощения. Все люди совершают ошибки. Порой человек винит себя больше, чем это делают другие люди. Порой только вы считаете себя в чем-то виноватыми, а другие люди вообще не держат на вас зла. Поэтому нужно сначала простить самих себя, чтобы увидеть, винят вас другие люди или нет.

Извиняясь перед кем-либо, люди порой сами себя не прощают. Как можно вас извинить, если вы сами себя во всем вините? Другие люди могут вас уже давным-давно простить, а вы продолжаете думать, будто они на вас обижаются. А знаете, почему так происходит? Потому что вы сами себя вините и от этого переносите свои мысли на других людей. Вас уже все простили, но вам кажется, будто на вас обижаются, потому что вы не прощаете самих себя. Это называется «перенос», когда вы проецируете собственные мысли на других людей, думая, что они думают о вас точно так же, как и вы — сами о себе.

Простите для начала самих себя. Порой не нужно просить прощения у других людей. Иногда не нужно тратить свое время и нервы на получение прощения от окружающих. Самое главное – не винить самого себя. Пока вы вините себя и не прощаете, вам не помогут даже извинения других людей. Но если вы себя простите, то вам могут даже не понадобиться слова «прощаю» от окружающих.

Самое главное – прости самих себя. Тогда становится ясным, нужно ли тратить время на получение прощения от других людей или они уже вас давным-давно простили.

В процессе интроспекции важно не переусердствовать. Ведь человек может удариться в другую крайность – самокопание. Нужно себя не оценивать и не осуждать или восхвалять, а просто познавать, словно наблюдая со стороны. Если вы начнете заниматься самокопанием, то будете руководствоваться желанием найти в себе какой-то изъян и укорять себя за его наличие.

Метод интроспекции

Интроспекция – это рефлексия, то есть направленность человека вглубь самого себя, что отличается от направленности во внешний мир. Главным методом интроспекции является самонаблюдение. Но здесь есть свой изъян – никто не может оценить правильность работы человека во время интроспекции, ведь по сути человек занимается субъективным наблюдением. Он оценивает самого себя так, как ему удобно. Здесь можно прибегать к различным формам психологических защит, чтобы не замечать в себе каких-то качеств.

Методы интроспекции делятся на виды:

  1. Аналитический – разбор чувств и эмоций на части, детали, до мелочей рассматривая их.
  2. Систематический – разбор своих чувств и мыслей после совершения конкретных действий, то есть постфактум.
  3. Феноменологический – описание своего внутреннего состояния без травматического его переживания.

Чтобы справиться с любой, даже самой сложной ситуацией, очень важно понимать собственные чувства. Когда вы понимаете, что злитесь, скучаете, обижаетесь и т. д., то вам легко определить причину возникновения данного чувства, а потом и пообщаться с самим собой по поводу того, насколько объективными являются эти причины.

На самом деле вы можете не злиться там, где обычно злитесь; не обижаться там, где обычно обижаетесь; не бояться, там, где привыкли бояться и т. д. Но для этого нужно сначала проследить эти чувства в себе, понять причины их возникновения и осознать, насколько порой они бывают глупыми, детскими или ненужными. Можно провести работу по тому, чтобы отрицательно не реагировать на какие-то события. А зачем лишний раз огорчаться? Ведь жизнь можно сделать праздником, если понять, что многие беды случаются по безобидным причинам.

Даже если причина вашего горя является серьезной и объективной, вы также имеете право не огорчаться по этому поводу. Кто вам сказал, что вы должны плакать, если кто-то умирает? Кому вы обязаны горевать, если от вас уходит любимый человек? Даже если причины являются серьезными, вы можете сами себе сказать: «Да, ситуация неприятная, мне хочется плакать, мстить, бить своего обидчика. Но я могу вообще никак не реагировать на эту ситуацию. Что произошло, то и произошло. Просто не буду об этом думать, а продолжу жить своей счастливой жизнью».

Пусть ваша жизнь будет независима от того, что делают другие люди. Станьте хозяевами своего счастья, которое зависит лишь от того, что делаете вы. С вами могут происходить неприятные ситуации, но вы имеете право выбирать, какие чувства и эмоции при этом испытывать. Ведь можно порадоваться уходу любимого человека («Теперь мне не придется делать то, что хотел только он (она), и быть таким, каким меня хотел он (она) видеть»; вы получили свободу для самопроявления) или быть равнодушными к тому, что вас не повысили в должности («И слава богу. Зато я смогу провести больше времени с любимыми мне людьми»).

Найдите положительное в той ситуации, которая обычно воспринимается отрицательно. И помните, что вы вольны выбирать не только чувства, но и людей, с которыми будете дальше общаться, места, которые в будущем будете посещать. Вы не обязаны поддерживать отношения с теми людьми, которые вас лишают счастья и радости. Лучше быть одному, чем общаться с теми, кто паразитирует на вашем стремлении достичь успеха и совершенства.

Интроспекция в психологии

Интроспекция популярна в психологической практике, однако здесь возникает немало проблем, которые в большей степени связаны с субъективным видением человека самого себя, а также его нежеланием рассказывать о себе всю правду окружающим. Специалист может использовать интроспекцию, однако она всегда будет неполной.

И все же интроспекцию можно использовать самостоятельно хотя бы ради того, чтобы просто познать самого себя. Самым главным критерием здесь остается наблюдение. Не пытайтесь оценивать и делить свои проявления на «плохие» и «хорошие». Просто наблюдайте и понимайте, что в вас это есть, не бегите от этого. Если захотите использовать полученные знания в процессе интроспекции для изменения самих себя, то вам будет это легко сделать.

С самого детства всем людям сначала родители, потом воспитатели и учителя, затем друзья, другие люди и общество в целом что-то говорят, чему-то учат и указывают. Если в детстве ребенок еще все воспринимает на веру, то по мере своего взросления каждый человек понимает, что общество, родители и друзья тоже могут ошибаться. Более того, есть люди, которые используют, манипулируют, провоцируют тоже при помощи информации.

Таким образом, установки общества и родителей – это способ, чтобы человек действовал в их угоду, возможно, в ущерб самому себе.

Сколько людей жертвуют собой только потому, что когда-то им сказали, что нужно помогать ближним? Сколько людей готовы сами голодать, лишь бы накормить ближнего? Сколько людей тратят годы, чтобы получить высшее образование, вместо того чтобы работать и учиться уже на месте? Сколько людей создают семьи, когда на самом деле этого не хотят? Таких примеров можно привести великое множество. И можно сказать, что люди страдают не потому, что жизнь тяжелая и несправедливая, а потому, что люди пытаются жить по чужим правилам, а не по своим.

Лучше слушаться самого себя, когда речь идет о том, каким человеком вам быть, к чему стремиться, как жить, кого любить, где работать и т. д. Все, что касается лично вас, должно оставаться той территорией, на которой никто другой не имеет права командовать. В отношениях с другими людьми на территории, которая является общей, командуют оба партнера. Но вот в вашей душе, голове, мыслях царем являетесь только вы.

Если в детстве вы не понимали, что происходит, то сейчас, во взрослом возрасте, у вас есть выбор. Если вы слушаетесь кого-то, то это ваш выбор. И не плачьтесь от того, что вам плохо живется. Если вы слушаетесь себя, то должны сами понимать, что все результаты – это ваша заслуга. Как ни крути, а отвечаете все равно вы. Так, кого вы собираетесь слушаться, если ответственность все равно остается за вами?

Интроспекция – это способ самопознания с целью возможности понимания своих мотивов, желаний и побуждений, а также способности в любой момент изменить себя в том направлении, который желанен самому человеку.

Читайте также:  Касторовое масло от морщин: как применять, поможет или нет

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕТОДА В ПСИХОЛОГИИ

Предпосылки перехода к современным направлениям эмпирических методов

Исторически сложившаяся систематика и профессиональные предпочтения

Исторически наиболее старой классификацией является выделение следующих трех методов как основных структур организации психологического исследования: 1) интроспекции, 2) экстероспекции, включая наблюдение, 3) понимания.

Первый метод — интроспекция — изучается в курсах общей психологии и истории психологии. Отметим только ту его особенность, которая не всегда акцентируется, — многообразие линий рассмотрения внутреннего опыта, умозрительно постигаемого субъектом. Поток сознания, становление мысли, тонкости переживаний, “внутренние смыслы” — эти разные предметы внутреннего наблюдения, или саморефлексии, обусловливают содержательные различия в результатах интроспекции, предполагающей научение, или знание, что фиксировать и как интерпретировать свой внутренний опыт. Таким образом, интроспективный метод, с одной стороны, предполагает отягощенность субъекта психологическими знаниями, а с другой — неспецифичен по своему предмету. Поэтому, в частности, в вундтовской лаборатории родился “кентавр” экспериментальной интроспекции, где от экспериментирования было использовано изменение стимуляции (цвета, звуки, запахи), а от интроспекции — способ экспликации эмпирических данных (о внутреннем опыте субъекта).

В современных прагматических попытках использовать внутреннее наблюдение (это уже не собственно интроспективный метод) остались две важные составляющие: 1) анализ самоотчетов испытуемых, рассматриваемых в качестве данных самонаблюдения, и 2) оценка вклада субъективной составляющей (со стороны ограничений и возможностей самого наблюдателя) в процесс любого внешнего наблюдения (при реализации методов наблюдения или специальных методик суждения, сравнения и т.д.).

Метод экстероспекции — это наблюдение за другим человеком и группой людей, или внешнее наблюдение. Здесь позиции “испытуемого” (как наблюдаемого субъекта) и наблюдателя, т.е. психолога-исследователя, разделены. Однако это суженное понятие экстероспекции -как наблюдения за поведением.

Экстероспекции может пониматься и более широко -как возможность экспликации характеристик процессов и состояний, не подводимых обычно под категорию форм поведения. Тогда фиксация показателей времени реакции или КГР также выступят наблюдаемыми показателями, т.е. эксплицируемыми или объективируемыми.

Проницательность психолога, знание им контекста ситуации можно назвать в ряде других составляющих, обеспечивающих репрезентативность данных наблюдения (подробнее — в гл. 14). Что может и чего не может увидеть внешний наблюдатель? Ограничение диапазона наблюдаемой реальности зависит во многом от теоретического обоснования используемых психологических реконструкций.

Так, при использовании методики “рассуждение вслух”, когда вербальное поведение есть не более чем источник внешних показателей для интерпретации этапов и механизмов мышления, авторы исследований обосновывают достаточно разные психологические гипотезы. Это также касается восприятия наблюдателем мимики при идентификации эмоций и ряда других приложений метода наблюдения.

В психологии построению объяснения, связываемого в историко-психологическом контексте с истоками развития научного метода в работах Фехнера, Эббингауса и других исследователей, стремившихся к построению психологического объяснения в рамках представлений классической науки, противостояла другая методологическая парадигма — понимания. В рамках понимающей психологии развивались другие методы, в частности, феноменологический. Современные направления феноменологии, герменевтики и психологии понимания рассматриваются в учебниках по методологии психологии [Корнилова, Смирнов, 2011], и сейчас речь идет только об истоках метода понимания, который противопоставляется эксперименту как исследовательскому методу.

Метод понимания — это общее название для ряда форм субъективного познания, предполагающих “непосредственное восприятие чужой души”.

Следует выделить три аспекта такого общего определения.

Во-первых, оно было изначально тесно связано с конкретизацией предмета психологии как познания души (например, в подходе В. Дильтея). В современной герменевтике это также понимание текста, что отражено в методологии так называемых качественных методов. Оттенок “так называемые” фиксирует только тот аспект проблемы классификации методов, что качественные методы изначально характеризовали любое психологическое исследование, фиксировались ли его показатели как данные наблюдения или самонаблюдения.

Для метода понимания изначально была характерна претензия на представление понимания как постижение духовно сущего, в то время как другие методы психологии якобы не служат цели понимания. Вряд ли с такой архаичной установкой следует спорить, поскольку при всех драмах психологии, связанных с изменениями критериев научности психологического познания, общая цель понимания исследуемой, наблюдаемой или постигаемой реальности лежит в основе развития психологических школ.

Во-вторых, такое определение метода понимания подразумевает возможность использования разных механизмов для достижения цели психологического понимания. Если раньше этот метод предполагал обязательное обращение к понятию интуиции, то теперь чаще используется понятие эмпатии.

Если в дильтеевской психологии понимания и ряде направлений глубинной психологии методики понимания предстали в качестве самостоятельных средств психологического познания, то в современных подходах понимание рассматривается, с одной стороны, как цель применения любого психологического метода, а с другой — как один из компонентов мышления при построении научного объяснения или одно из средств и профессиональных умений психолога-консультанта (эксперта, психотерапевта). Стремление снять субъективность интерпретаций психологической реальности (наблюдаемого или понимаемого внутреннего опыта) на основе отказа от каких-либо предсуждений или, напротив, легализация всего поля возможных интерпретаций (для понимания текста) для построения “объективного” понимания (например, в слиянии горизонтов разных субъективных пониманий) — эти направления представлены в современных вариантах развития феноменологического метода и методов герменевтики.

В-третьих, понимание может характеризоваться не как метод, а как уровень достигаемой психологом интерпретации тех аспектов психологической реальности, которые не могут быть переведены в отрефлексированные доводы. Это связано с оценочным аспектом уровня профессионализма психолога, с одной стороны, и присутствием в психологических теориях и гипотезах компонентов, принимаемых априорно в качестве необъясняемых, например отражающих ценностное отношение, — с другой. Легализация ценностных аспектов в психологических исследованиях и выводах на их основе стала характеристикой современного этапа научного познания в ракурсе постнеклассической науки.

Мастерство практикующих клинических психологов или психологов в консультативной практике, так же как и мастерство экспериментатора, включает интуитивную (гипотез и ситуации психологического обследования и обоснования диагностически значимых признаков. Однако интересы психологов-исследователей и психологов-практиков существенно разнятся. Стабильность направленности профессиональных предпочтений демонстрирует следующий экскурс.

Экскурс 2.1

Приведем пример эмпирического исследования, демонстрирующего устойчивость интересов психологов-исследователей и психологов-практиков, в котором корреляционный подход сочетался с лонгитюдным, что одновременно позволяет обозначить схему исследования, сочетающую неэкспериментальные методы в исследовательских целях.

Схема исследования включала сравнение трех групп испытуемых, которые были аспирантами по психологическим направлениям в трех университетах. Им в 1989 г. были посланы опросники, в которых их спрашивали об их интересах и тех видах деятельности, которыми занимаются психологи. На каждом факультете были клинические, консультационные и экспериментальные программы, по которым учились эти аспиранты. Процент откликнувшихся составил — 66%, это 204 респондента, 33% — мужчины, 67% — женщины. Испытуемых условно объединили в две группы — обучающихся по исследовательской программе (экспериментальной психологии) и по клинической. Студенты сами выбирали, по какой программе они будут получать магистерскую степень, соответственно, и записывались на ту или иную специализацию. Разбиение испытуемых по этой переменной — специализация — было тем самым внешне критериальным, поскольку одна выборка лиц (поступившие на факультет психологии) распределялась в две заданные.

Вместе с тем основанием этого распределения было предпочтение интересов, поэтому можно трактовать критериальную переменную и иным образом — как переменную индивидуальных различий: “тяготение студентов к тому или иному полюсу профессиональных интересов”. Проверка этого предположения о соотношении исследовательских и практических интересов у психологов — в группах экспериментальной и клинической психологии — и проводилась с использованием метода перекрестно-отсроченных корреляций.

Через 10 лет всем респондентам, которых удалось найти (их число составило 160 человек), была послана вторая батарея тех же тестов. В итоговую выборку вошли 50% от выборки психологов, протестированных в 1989 г. (часть писем вернулась как недоставленные, на часть респонденты не ответили).

Теперь были выделены более дифференцированные подгруппы: 35% — консультационные программы, 44% — клинические, 21% — экспериментальные. К этому времени 92% бывших студентов получили магистерские степени. Исследовательские и практические интересы (зависимая переменная) в 1989 г. значимо коррелировали с количеством исследовательских часов в неделю в 1999 г., часов, потраченных на психотерапию, на преподавание, а также с количеством публикаций и посещенных клинических мастер-классов (что отражало карьерный рост).

Две горизонтальные линии дают схему аутохонных корреляций, две вертикальные — синхронных корреляций между предпочтениями в два среза измерений, а перекрестные корреляции позволяют ответить на вопросы, как изменяются показатели второй (из двух) переменных “интересов” но отношению к предшествующему измерению первой.

Варианты метода интроспекции

2. Варианты метода интроспекции

В качестве самостоятельных вариантов этого метода можно выделить интроспекцию аналитическую, систематическую и феноменологическое самонаблюдение.

2.1 Аналитическая интроспекция

Ученик В. Вундта Эдвард Брэдфорд Титченер (1867-1927) помимо ощущений и чувствований считал элементами сознания ещё и представления («следы прежних ощущений»). Он предлагал более строгий метод интроспективного анализа – метод аналитической интроспекции. При этом типе интроспекции испытуемый должен был научиться выделять сенсорную мозаику сознания, не совершая « ошибки стимула», которая очень характерна для «наивных испытуемых» и не должна появляться у настоящих профессиональных психологов, исследующих сознание как сумму сознаваемых состояний.

Согласно Э. Титченеру, ошибка стимула означает, что наблюдатель вместо описания состояний собственного сознания начинает, как правило, описывать внешний объект (стимул) как таковой: «Мы так привыкли жить в мире объектов, мы так привыкли облекать мысль в популярные выражения, что нам трудно усвоить чисто психологическую точку зрения на интенсивность ощущения и рассматривать сознание так, как оно есть, независимо от его отношения к объективному миру» «Чисто психологическая точка зрения» означает, по Э. Титченеру, что испытуемый не должен говорить «я вижу книгу или лампу», он должен описывать лишь ощущения, которые возникают в сознании при восприятии внешнего объекта — книги или лампы (светлое, темное и т.п.). Поэтому испытуемый — если он хочет заниматься научными исследованиями сознания — должен быть натренирован на выделение сенсорной мозаики образа (Э. Титченер предполагал, что таким образом можно добиться большей объективности в научных исследованиях субъективного мира). Из ощущений, как из кирпичиков, складывается все содержание нашей душевной жизни, в том числе более сложные мыслительные образования. Он называл свой вариант интроспективной психологии структурализмом (понимая под структурой фактически сумму субъективных элементов в сознании).

Э. Титченер в принципе был согласен с «концентрической моделью» В. Вундта, однако, с его точки зрения, она не учитывала возможных изменений состояний сознания во времени. Поэтому он представлял сознание в виде «двухуровневого» потока, верхний «уровень» которого включает в себя ясные содержания сознания, нижний –смутные. Э. Титченер предполагал, что в этом потоке постоянно происходит процесс перехода одних состояний сознания с верхнего на нижний уровень и наоборот.

Перед нами — одна из моделей сознания, предложенная в рамках интроспективной психологии. В основе этого направления лежала декарто-локковская концепция сознания, в которой сознание считалось замкнутым в себе миром субъективных явлений. Так понимаемое сознание выступало для В. Вундта и Э. Титченера предметом исследования. Оно изучалось методом особой, изощренной интроспекции, расчленяющей сознание на элементы. При этом сознательное отождествлялось с психическим (существование бессознательных психических процессов отрицалось). Кроме того, для структурализма (впрочем, как и для концепции В. Вундта) характерен отчетливый элементаризм — стремление расчленить сознание на элементы, далее неделимые «атомы» сознания, а затем собрать из них более сложные содержания. При этом поскольку данные элементы имели сенсорную (чувственную) природу, постольку для этого направления интроспективной психологии был характерен отчетливо выраженный сенсуализм (нет никаких сознательных процессов, невыводимых из ощущений и несводимых в конечном итоге к ним). Наличия в сознании иных — несенсорных — содержаний не допускалось. Сами ощущения возникают безо всякой активности со стороны субъекта — как только предмет появится перед глазами (эта позиция может быть обозначена как механицизм). Механицизм чувствуется также в объяснении сложных явлений сознания, возникающих из простых путем установления ассоциативных связей между ними. Впрочем, в концепции В. Вундта кроме ассоциативных представлены и апперцептивные связи, однако для понимания сути этих связей необходимо обратиться к истории возникновения данных понятий в психологии.[5]

2.2 Систематическая интроспекция

То, что получило название систематической интроспекции, развивалось в Вюрцбурге в 1901 — 1905 гг. под руководством Кюльпе. Кюльпе, испытавший, подобно Титченеру, влияние позитивизма Маха, переехал из Лейпцига в Вюрцбург с убеждением, что экспериментальная психология должна изучать также и мышление. Новая экспериментальная психология умела обращаться с ощущением, восприятием и реакцией, а Эббингауз в 1885 г. добавил к этому списку память. Вундт сказал, что мысль не может быть изучена экспериментально. Однако позитивист Кюльпе был уверен, что ему надо лишь найти испытуемых, готовых мыслить в контролируемых условиях, а затем получить у них интроспективный отчет о мыслительных процессах.[6]

Последовала блестящая серия работ, выполненных учениками Кюльпе: Майером и Ортом по ассоциации (1901), Марбе по суждению, Ортом по чувству (1903), Уоттом по мышлению (1905), Ахом по действию и мышлению (1905). В каждой из этих работ утверждалось, что так называемая классическая интроспекция не соответствует ни одной из названных проблем. Майер и Орт описали цепочку ассоциированных образов в процессе мышления, но не обнаружили в интроспекции никаких указаний на то, как мысль направляется к своей цели. Марбе нашел, что если суждения можно легко выражать в терминах образов, то интроспекция не дает ни малейшего намека на то, как и почему они сформированы. В исследованиях Орта чувство «сопротивлялось» интроспективному анализу, так что ему пришлось изобрести не вполне ясный термин сознательное отношение, чтобы описать эмоциональную жизнь. У его испытуемых чувства, конечно, не проявлялись в виде ощущений или образов. Уотт и Ах независимо друг от друга пришли к взаимно согласующимся результатам. Уотт, дабы сделать интроспекцию эффективнее, изобрел прием дробления: он разделял психологическое событие на несколько следующих один за другим периодов и исследовал каждый из них в отдельности, тем самым добивался редукции памяти и заключений, которые включались в интроспективный отчет. И все же сущность мышления оставалась для него неуловимой, пока он не понял, что целенаправленность мышления задается задачей или инструкцией (он называл это задачей, которую испытуемый принял до того, как начался процесс его мышления). Ах развил понятие детерминирующей тенденции, как ведущего бессознательного принципа, который направляет сознательные процессы по заранее заданному руслу в направлении решения задачи. Он же разработал процедуру дробления с хроноскопическим контролем и дал формулировку метода — систематическая экспериментальная интроспекция. И детерминирующая тенденция, сама по себе неосознаваемая, и сознательные процессы, ею направляемые, оказались для испытуемых Аха непредставимыми в терминах классической интроспекции, т. е. на языке ощущений и образов. Для этих смутных, ускользающих содержаний сознания Аху пришлось ввести термин сознаваемость, а его испытуемые научились описывать свое сознание в терминах ненаглядных переживаний сознания.

Читайте также:  Может ли от нервов подняться давление Как вылечить гипертонию

Представители вюрцбургской школы полагали, что с помощью метода интроспекции они открыли новый вид психических элементов, но понятие сознанности не получило статуса признанного в отношении ощущения и образа. Вместо этого говорили об открытии вюрцбургской школой безобразного мышления, и многие именно это ставили ей в упрек: открытие носит чисто негативный характер, пусть мысли — это не образы, но что же они такое? Титченер, правда, считал, что он знает ответ на этот вопрос. По Титченеру, мысли, о которых говорят вюрцбуржцы, представляют собой отчасти сознательные отношения, которые являются смутными, мимолетными паттернами ощущений и образов, отчасти — значениями и суждениями, которые должны быть исключены из психологии, ибо задача их изучения не является адекватной описанию.

С высоты прошедших 40 лет мы видим, что главный вклад этой школы — это понимание важности неосознанной задачи и детерминирующей тенденции. Течение мысли детерминируется неосознанно — вот вывод, который был подготовлен духом времени в период его открытия: тогда же Фрейд обнаружил, что область мотивации обычно недоступна интроспекции. Однако вывод Кюльпе несколько отличался от такого понимания. Он считал, что наличие едва уловимых сознанностей в сознании установлено достоверно, но при этом называл их функциями, чтобы отличить от ощущений и образов классической интроспекции, которые называл содержаниями. Функция и содержание — вот два вида данных о сознании, составляющие вместе то, что обозначается как двухчастная психология позднего Кюльпе. Так своим выбором Кюльпе объединял интроспекцию Вундта с интроспекцией Брентано. Он также способствовал грядущему протесту против Вундтовой интроспекции со стороны гештальтпсихологии.[7]

Интрон-а в Херсоне

Борьба с вирусами всегда вызывает трудности

Купить Интрон-а в Херсоне со скидкой

Оставьте свои контакты в форме, оператор перезвонит вам и ответит на все интересующие вопросы.

Товар доступен только для заказа с сайта. Оставьте свои контакты в форме, оператор перезвонит вам и согласует время и условия доставки.

  • По акции осталось: 4 штуки
  • Артикул: M-622374882716
  • Товар сертифицирован
  • Не является лекарственным средством
    Последняя покупка: 1 минуту назад –>
  • Сейчас 15 посетителей смотрят этот товар

Описание

Содержание

  • Характеристики интрон-а (intron a) р-р для ин. 18млн. ме 6 доз
  • Доставка интрон-а в херсоне
  • Форма выпуска, упаковка и состав интерферон альфа-2b
  • Клинико-фармакологическая группа:
  • Фармако-терапевтическая группа:
  • Фармакологическое действие
  • Показания препарата интерферон альфа-2b
  • Режим дозирования
  • Побочное действие
  • Противопоказания к применению
  • Применение при беременности и кормлении грудью
  • Применение при нарушениях функции печени
  • Применение при нарушениях функции почек
  • Особые указания
  • Лекарственное взаимодействие
  • Видео

Борьба с вирусами всегда вызывает трудности.

В организме каждого человека присутствуют внутренние ресурсы защиты – интерфероны.

Для более интенсивной помощи организму современная фармакология предлагает лекарственные средства – искусственные интерфероны.

Интерферон обеспечивает действие на все вирусные частички в общем, и защищает организм универсально.

Кроме того, молекулы интерферона активизируют другие компоненты иммунитета.

В качестве лечения назначают препараты разных видов интерферона, включая современное лекарственное средство Интрон А, обладающий иммуномодулирующим, противовирусным и противоопухолевым действием.

Активный компонент препарата – высокоочищенный интерферон Альфа-2b, полученный с использованием технологии рекомбинантной ДНК.

Действие вещества направлено на нарушение метаболизма клетки, зараженной вирусом.

Производитель представляет Интрон А в виде бесцветного раствора для инъекций в флаконах или шприц-ручках.

Возможно подкожное, внутримышечное, внутрипузырное, внутрибрюшное или внутривенное введение.

Расширенный список показаний к применению представлен в инструкции.

Дозировка и продолжительность приема определяется исходя из клинической картины заболевания.

Терапия препаратом подразумевает как комбинированное, так и монолечение.

Что важно понимать.

Назначают Интрон А при хронических гепатитах В, С и D, хроническом миелолейкозе, меланоме, волосатоклеточном лейкозе, саркоме Капоши, множественной миеломе и другое.

Интрон А купить в Москве и других городах по выгодной цене доступно в аптеках.

Характеристики Интрон-А (Intron A) р-р для ин. 18млн. МЕ 6 доз

  • Действующее вещество: Интерферон альфа-2b
  • Форма выпуска: раствор для инъекций

Доставка Интрон-а в Херсоне

Стоимость курьерской доставки: 200 руб (оплата при получении)

Заказы свыше 3000 руб – доставляется бесплатно.

Действует для городов: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Новосибирск, Самара, Тюмень, Челябинск, Саратов, Иркутск.

Стоимость почтовой доставки: 450 рублей (по предоплате)

Действует для всех остальных регионов РФ, которые НЕ входят в список “городов курьерской доставки”

Форма выпуска, упаковка и состав Интерферон Альфа-2B

Раствор для в/в и п/к введения прозрачный, бесцветный.

1 доза1 фл.
рекомбинантный интерферон альфа-2b3 млн.МЕ18 млн.МЕ

Вспомогательные вещества: натрия гидрофосфат безводный- 1.8 мг, натрия дигидрофосфата моногидрат – 1.3 мг, динатрия эдетат – 0.1 мг, натрия хлорид – 7.5 мг, метакрезол (консервант) – 1.5 мг, полисорбат 80 – 0.1 мг, вода д/и – до 1 мл.

3 мл (6 доз) – флаконы бесцветного стекла (1) – пачки картонные.

Клинико-фармакологическая группа:

Интерферон. Противоопухолевый, противовирусный и иммуномодулирующий препарат

Фармако-терапевтическая группа:

Фармакологическое действие

Интерферон. Представляет собой высокоочищенный рекомбинантный протеин с молекулярной массой 19 300 дальтон. Получен из клона Escherichia coli путем гибридизации плазмид бактерий с геном человеческих лейкоцитов, кодирующим синтез интерферона. В отличие от интерферона альфа-2а имеет аргинин в положении 23.

Оказывает противовирусное действие, которое обусловлено взаимодействием со специфическими мембранными рецепторами и индукцией синтеза РНК и, в конечном счете, белков. Последние, в свою очередь, препятствуют нормальной репродукции вируса или его высвобождению.

Обладает иммуномодулирующей активностью, которая связана с активацией фагоцитоза, стимуляцией образования антител и лимфокинов.

Оказывает антипролиферативное действие на опухолевые клетки.

Показания препарата Интерферон Альфа-2B

Острый гепатит B, хронический гепатит B, хронический гепатит C.

Волосатоклеточный лейкоз, хронический миелолейкоз, почечно-клеточная карцинома, саркома Капоши на фоне СПИД, кожная T-клеточная лимфома (грибовидный микоз и синдром Сезари), злокачественная меланома.

Режим дозирования

Вводят в/в или п/к. Дозу и схему лечения устанавливают индивидуально, в зависимости от показаний.

Побочное действие

Гриппоподобные симптомы: часто – лихорадка, озноб, боли в костях, суставах, глазах, миалгия, головная боль, повышенное потоотделение, головокружение.

Со стороны пищеварительной системы: возможно уменьшение аппетита, тошнота, рвота, диарея, запор, нарушение вкусовых ощущений, сухость во рту, уменьшение массы тела, слабо выраженные боли в животе, небольшие изменения показателей функции печени (обычно нормализуются после окончания лечения).

Со стороны ЦНС и периферической нервной системы: редко – головокружение, ухудшение умственной деятельности, нарушение сна, нарушения памяти, беспокойство, нервозность, агрессивность, эйфория, депрессия (после длительного лечения), парестезии, невропатия, тремор; в отдельных случаях – склонность к самоубийству, сонливость.

Со стороны сердечно-сосудистой системы: возможны – тахикардия (при лихорадке), артериальная гипотензия или гипертензия, аритмия; в отдельных случаях – нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, ИБС, инфаркт миокарда.

Со стороны дыхательной системы: редко – боли в груди, кашель, небольшая одышка; в отдельных случаях – пневмония, отек легкого.

Со стороны системы кроветворения: возможна незначительная лейкопения, тромбоцитопения, гранулоцитопения.

Дерматологические реакции: возможны зуд, обратимая алопеция.

Прочие: редко – мышечная скованность; в единичных случаях – антитела к природным или рекомбинантным интерферонам.

Противопоказания к применению

Тяжелые сердечно-сосудистые заболевания, декомпенсированный цирроз печени, тяжелая депрессия, психоз, алкогольная или наркотическая зависимость, повышенная чувствительность к интерферону альфа-2b.

Применение при беременности и кормлении грудью

Применение при беременности возможно только в том случае, когда предполагаемая польза терапии для матери превосходит потенциальный риск для плода.

Неизвестно, выделяется ли интерферон альфа-2b с грудным молоком. При необходимости применения в период лактации следует решить вопрос о прекращении грудного вскармливания.

Женщинам детородного возраста в период лечения следует использовать надежные средства контрацепции.

Применение при нарушениях функции печени

Противопоказан при декомпенсированном циррозе печени. С осторожностью применять у пациентов с нарушениями функций печени.

Применение при нарушениях функции почек

С осторожностью применять у пациентов с нарушениями функции почек.

Особые указания

С осторожностью применять у пациентов с нарушениями функций почек, печени, костномозгового кроветворения, при склонности к суицидальным попыткам.

У пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы возможна аритмия. Если аритмия не уменьшается или усиливается, дозу следует уменьшить в 2 раза, либо прекратить лечение.

В период лечения необходим контроль неврологического и психического статуса.

При выраженном угнетении костномозгового кроветворения необходимо регулярное исследование состава периферической крови.

Интерферон альфа-2b оказывает стимулирующее действие на иммунную систему, поэтому следует с осторожностью применять у пациентов, склонных к аутоиммунным заболеваниям, из-за повышения риска аутоиммунных реакций.

Лекарственное взаимодействие

Интерферон альфа-2b ингибирует метаболизм теофиллина и снижает его клиренс.

Интрон А

Состав

Действующее вещество — интерферон альфа-2b рекомбинантный.

Вспомогательные вещества: гидрофосфат натрия безводный, моногидрат натрия дигидрофосфата, эдетат динатрия, хлорид натрия, метакрезол, полисорбат, вода стерильная.

Форма выпуска

В стеклянных флаконах в дозировке 10 млн МЕ, 18 млн МЕ и 25 млн МЕ в картонной упаковке флакон №1.

В шприц-ручках в комплекте с 6 иглами по 1, 2 мл 6 доз по 3 млн МЕ / 5 млн МЕ / 10 млн МЕ в картонной пачке 1 комплект.

Фармакологическое действие

Противоопухолевое, противовирусное, иммуномодулирующее.

Фармакодинамика и фармакокинетика

Фармакодинамика

Механизм действия интерферона на клетки основан на его связывании со специфическими рецепторами, расположенными на их поверхности.

Интерферон, после взаимодействия с клеточной мембраной, запускает последовательность внутриклеточных реакций, в частности, индукцию некоторых ферментов, которые угнетают пролиферацию клеток, подавляют процесс репликации вирусов в зараженных клетках и обеспечивают иммуномодулирующие свойства препарата (нарастание цитотоксичности лимфоцитов, усиление активности макрофагов относительно инфицированных клеток. Эти действия и определяют терапевтическое действие препарата.

Интерферон альфа-2b обладает антипролиферативным эффектом в отношении культуры человеческих клеток, а также относительно ксенотрансплантатов опухолей. Препарат обладает выраженной иммуномодулирующей активностью. Точный механизм действия противовирусного рекомбинантного интерферона не выяснен, но установлено, что препарат нарушает метаболизм инфицированной клетки, что приводит к подавлению процесса репликации вируса и нарушению процесса выхода вириона с поврежденным геномом из клетки.

Фармакокинетика

При всех формах введения препарата его биодоступность составляет 100%. При п/к введении Cmax в крови достигалась на протяжении 3-12 часов; при внутримышечном— через 6-8 часов. T1/2 при обеих формах введения составлял 3 часа. В крови через 16-24 часов концентрация интерферона не определяется.

Показания к применению

Противопоказания

Высокая чувствительность к препарату, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, тяжелые аритмии, инфаркт миокарда, заболевания печени. Хронический гепатит любого генеза, психические заболевания, эпилепсия, нарушения функции ЦНС, аутоиммунные заболевания в анамнезе, заболевание щитовидной железы, период лактации и беременности, прием иммунодепрессантов после проведения трансплантации.

Побочные действия

Интрон А, инструкция по применению (Способ и дозировка)

Способ введения интерферона и дозировка определяется лечащим врачом в зависимости от заболевания и переносимости препарата больным. Стандартная доза препарата — 5 млн ME (3-9 млн ME) п/к через день. Пациентам с распространенным процессом доза увеличивается до 5 млн ME ежедневно. После подбора схемы лечения пациент может вводить препарат п/к самостоятельно. Курс лечения Интроном А составляет 3-4 месяца, после чего необходимо провести определение РНК HCV.

При отсутствии положительной динамики (на основании данных вирусологического исследования) прием препарата прекращают.

Для больных с нормализацией АЛТ на 16 неделе лечения и хорошо переносящих препарат, курс лечения 18-24 месяца. Препарат может использоваться в качестве монотерапии, но более эффективно назначать Интрон А в комбинации с Рибавирином (при его переносимости).

Передозировка

Применение Интрона А в дозах выше терапевтических не вызывает выраженной негативной клинической симптоматики.

Взаимодействие

Интрон А следует вводить одновременно с большой осторожностью со снотворными и седативными ЛС, опиоидными анальгетиками, препаратами, обладающими миелосупрессивным действием (Зидовудин). При использовании Интрона А с химиотерапевтическими ЛС (циклофосфамид, Доксорубицин, цитарабин, тенипозид) резко возрастает риск развития токсических эффектов.

Интерферон оказывает влияние на метаболические процессы, протекающие путем окисления, что необходимо учитывать при одновременном назначении с препаратами, биотрансформация которых проходит путем окисления (Аминофиллином и Теофиллином). При совместном назначении препарата с гидроксимочевиной может повышаться частота кожной сыпи.

Интрон А фармацевтически нельзя смешивать с другими растворителями кроме раствора Натрия хлорида (0,9%).

Условия продажи

Условия хранения

Не замораживать, хранить при температуре от 2° до 8°С.

Оцените статью
Добавить комментарий