Значение и роль макро и микроэлементов в организме человека

Биологическая роль и значение микроэлементов в жизнедеятельности человека Текст научной статьи по специальности « Клиническая медицина»

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — З.К. Канжигалина,, Р.К. Касенова,, А.Ш. Орадова

В статье представлены сведения о значении содержания микроэлементов в организме человека. Микроэлементы являются катализаторами биохимичес-ких процессов, участвующих во всех видах обменов и играют значительную роль в адаптации организмакак в норме, так и при патологических состояниях. Микроэлементы широко представленные в природе, могут редко встречаться у человека, и наоборот. Сказано о распределении МЭ в тканях и органах при различных заболеваниях. Определение содержания микроэлементов в биоин-дикаторных средах человека может позволить диагностировать и предупреж-дать развитие тех или иных заболеваний.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — З.К. Канжигалина,, Р.К. Касенова,, А.Ш. Орадова

BIOLOGICAL ROLE AND IMPORTANCE OF TRACE ELEMENTS IN HUMAN LIFE

Biological role and meaning trace elements in the human body.The article presents information about the value of trace elements in the human body. Provides information on the distribution of the ME in the tissues and organs in various diseases.Microelements are the catalysts of biochemical processes involved in all kinds of exchanges and play a significant role in the adaptation of the organism in normal and pathological conditions. Microelements are widely presented in nature, can rarely occur in humans, and vice versa. Determination of trace elements in human environments bioindicator will diagnose and prevent the development of certain diseases.

Текст научной работы на тему «Биологическая роль и значение микроэлементов в жизнедеятельности человека»

З.К. КАНЖИГАЛИНА, Р.К. КАСЕНОВА, А.Ш. ОРАДОВА

Казахского Национального Медицинского университета им. С.Д.Асфендиярова

БИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МИКРОЭЛЕМЕНТОВ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В статье представлены сведения о значении содержания микроэлементов в организме человека.Микроэлементы являются катализаторами биохимичес-ких процессов, участвующих во всех видах обменов и играют значительную роль в адаптации организмакак в норме, так и при патологических состояниях. Микроэлементы широко представленные в природе, могут редко встречаться у человека, и наоборот. Сказано о распределении МЭ в тканях и органах при различных заболеваниях. Определение содержания микроэлементов в биоин-дикаторных средах человека может позволить диагностировать и предупреж-дать развитие тех или иных заболеваний. Ключевые слова: микроэлементы, биологическая роль.

Одним из перспективных направлений современной медицины, позволяющих решить вопросы этиологии и патогенеза заболеваний, является выявление и определение изменений в содержании макро- и микроэлементов, а также их коррекция. Учитывая биологическую роль микроэлементов, участие металлов и радиоизотопов практически во всех биохимических процессах в организме человека, вопросы загрязнения окружающей среды волнуют сегодня не только экологов, но и врачей всех специальностей. Стабильность химического состава является одним из важнейших и обязательных условий нормального функционирования организма.

Соответственно, отклонения в содержании химических элементов, вызванные экологическими,

факторами или заболеваниями приводят к широкому спектру нарушений в состоянии здоровья. Все живые существа на 99% состоят из 12 наиболее распространенных элементов, входящих в число первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Известно, что отклонения в поступлении в организм макро – и микроэлементов, нарушение их соотношений в рационе питания непосредственно сказываются на деятельности организма, могут снижать или повышать его сопротивляемость, а, следовательно, и способность к адаптации. Организм здорового человека обладает четкой саморегулирующейся системой гомеостаза, в которых немаловажную роль играют химические элементы. Их уровень в крови и тканях организма подчиняется определенным физиологическим закономерностям. Элементный гомеостаз – это частная форма общей гомеостатической системы организма, нарушения которой отражаются на способности организма к адаптации в экстремальных условия. Согласно данным Л.Е.Панина, микроэлементы играют существенную роль в молекулярных механизмах адаптации. Установлены закономерные корреляции между геохимическими и климатическими особенностями и распространением ряда заболеваний. Адаптация организма сопровождается значительной перестройкой метаболических процессов, в том числе и биогенных элементов. Это приводит к сдвигам элементного гомеостаза и возникновению дефицита макро- и микроэлементов, что влечет за собой повышенную потребность организма в них. Дефицит, или избыток макро- и микроэлементов в организме человека приводит к снижению резистентности организма к неблагоприятным факторам

окружающей среды, формированию иммунодефицитных состояний, нарушению функции систем антиоксидантной защиты, хронизации болезней, повышению риска развития распространенных заболеваний, снижению качества жизни и эффективности лечебных мероприятий. В настоящее время накоплено множество данных, подтверждающих зависимость элементного состава живых организмов, в т.ч. человека, от содержания химических элементов в среде обитания, т.е. состав внутренней среды организма испытывает влияние внешней среды.

В цикле работ показано, что повышенное содержание в почве, воде, атмосферном воздухе макро- и микроэлементов согласуется с повышением уровня элементов в волосах, моче и крови детей, пуповинной крови и плаценте.

Попав в организм человека, химические элементы распределяются между органами и тканями, избирательно в них накапливаясь. Макро- и микроэлементы неравномерно распределяются между разными органами и тканями. Самые большие концентрации элементов обнаруживаются в костной ткани, коже и ее придатках, печени и мышцах. Концентрация того или иного химического элемента в определенной части тела, как правило, отражает его значимость для функционирования ткани или органа. Так, йод максимально накапливается в щитовидной железе, что определяет его основополагающее влияние на деятельность этого органа эндокринной системы. Фтор накапливается в эмали зубов; цинк в половых органах, коже, волосах, поджелудочной железе; железо в эритроцитах и т.д.

Макро- и микроэлементы распространены в окружающей среде очень неравномерно: в больших количествах содержатся (по отношению к человеческому организму) такие МЭ как А1, Б!, Ре, 2г, Мп, 2п, а также макроэлементы – К и Сав земной коре и небольшие их концентрации в пресной, морской воде и атмосфере. Накопление многих из этих элементов, их кон центрирование свидетельствует о высокой потребности в них живых организмов для осуществления процессов жизнедеятельности.

Термин «биотики», впервые введенный А.И.Венчиковым в 1942 г., характеризует их как химические вещества экзогенного происхождения, которые входя в биохимические структуры и системы организма способны не только участвовать в качестве жизненно необходимых агентов в ходе физиологических процессов, но и нормализовать их, а также повышать

сопротивляемость организма воздействию вредных агентов. К биотикам можно отнести микроэлементы, витамины, а также в определенных случаях и некоторые макроэлементы (железо, кальций, сера). Термин «биотики» был введен в обращение в связи с необходимостью охарактеризовать принцип лечения, основанный на применении микроэлементов в качестве естественных (физиологических) агентов.

Микроэлементы входят во внутренние, биохимические системы организма и обладают свойством повышать сопротивляемость – стимулировать его общую жизнедеятельность. Тем самым «биотики» противопоставляются другим средствам, действующих путем подавления жизнедеятельности организмов (напр. микробов) и в силу этого приводящих их к гибели. Следовательно, можно воздействовать на больной организм двумя путями: или прямым влиянием на микробы (антибиотики), или с помощью повышения защитных свойств организма (биотики). Антибиотики в той или иной мере обладают токсическими свойствами в отношении организма человека, биотики их полностью лишены.

Микроэлементы являются важнейшими катализаторами различных биохимических процессов, участвующих во всех видах обменов и играют значительную роль в адаптации организма в норме и, особенно в патологии. Ряд микроэлементов, широко представленных в природе, может редко встречаться у человека, и наоборот. В этом проявляются особенности накопления микроэлементов – активное и избирательное использование элементов внешней среды для поддержания гомеостаза и построения организма вне зависимости от меняющихся параметров внешних условий.

По предложению академика РАМН А.П.Авцына и его коллег в 1991 г. для обозначения всех патологических процессов, вызванных дефицитом, избытком или дисбалансом макро- и микроэлементов, было введено понятие микроэлементозов.

Микроэлементы – это группа химических элементов, которые содержатся в тканях в очень малых количествах,

., это не случайные ингредиенты тканей и жидкостей живых организмов, а компоненты закономерно существующей, очень древней и сложной физиологической системы, участвующей в регулировании жизненных функций организмов на всех стадиях развития. Из 92 – х встречающихся в природе элементов – 81 обнаружен в организме человека. Для осуществления жизненно важных функций для элемента существует оптимальный диапазон концентраций. При дефиците или избыточном накоплении элементов в организме могут происходить серьезные изменения, обуславливающие нарушение активности прямо или косвенно зависящих от них ферментов. Применение минералов и металлов в лечебных целях известно со времен древнейших цивилизаций Китая, Индии, Месопотамии. Во времена Парацельса (15 век) начали применять соли в качестве лекарств; вплоть до начала XX века металлы и их соединения широко использовались в медицине. Лечебные свойства элементов и их соединений, как правило, близки или идентичны. К таким соединениям относятся и комплексы с компонентами, свойственными живому организму. С развитием химии, ученые стали чаще отмечать, что действие, например, металлов, может быть усилено при образовании ими соединений с лекарственными

веществами, специфичными по отношению к тому или иному заболеванию.Элементы – металлы и лиганды (например, глутаминовая, аспарагиновая, липоевая, аскорбиновая кислоты и др), могут выступать в качестве активаторов или ингибиторов различных ферментов, что обуславливает их существенную роль в энзимотерапии различных заболеваний. В современной медицине металлолигандные комплексы, наряду с их использованием в качестве самостоятельных терапевтических агентов, являются важными компонентами режимов рационального питания, требующих набора необходимых элементов в легкоусваиваемой форме.

Важной особенностью функционирования макро- и микроэлементов, в организме является их взаимодействие друг с другом; часто это взаимодействие проявляется в виде синергических и антагонистических эффектов. Так показано, что между 15 жизненно необходимыми элементами существует 105 двухсторонних и 455 трехсторонних взаимодействий. Это положение является естественной основой для изучения проявлений и оценки развития дисбаланса микроэлементного гомеостаза, столь характерного при дефиците одного эссенциального МЭ. В принципе, правильно сбалансированная диета обеспечивает организм всеми необходимыми микроэлементами, однако, стрессы, физические или психоэмоциональные нагрузки способствуют усиленному обмену микроэлементов, а также их ускоренному выведению, а заболевания органов пищеварения и грубые нарушения питания препятствуют их нормальному усвоению. Также немаловажным является состояние экологической обстановки: содержание микроэлементов в воде, почве и воздухе либо недостаточно или чрезвычайно много, что приводит к тем же последствиям. Многие необходимые нашему организму микроэлементы при определенных обстоятельствах становятся опасными. Микроэлементный состав организма может нарушаться при недостаточном поступлении эссенциальных микроэлементов, а также при избыточном поступлении токсических доз. Причем, с учетом сложных антагонистических и синергических взаимовлияний и отношений между МЭ, картина интоксикации или возникновения патологического состояния может быть сложной для интерпретации. В этом случае очень важна адекватная диагностика микроэлементов, связанная, в первую очередь, с точным количественным определением МЭ в индикаторных субстратах человека. Проблема коррекции обмена макро – и микроэлементов является весьма актуальной, особенно в странах занимающих большие территории. Дефицит ряда эссенциальных микроэлементов, т.е. жизненно необходимых (селена, цинка, железа, йода, марганца) и интоксикация токсичными микро-элементами (ртуть, свинец, мышьяк) способствуют росту частоты злокачественных новообразований: кожи, мозга, желудочно-кишечного тракта, лимфопролиферативных заболеваний; инфекционной патологии – грибковые, вирусные и бактериальные инфекции; аутоиммунных заболеваний – ревматоидный артрит, системная красная волчанка, дерматомиозит, системная склеродермия, рассеянный склероз; дегенеративных заболеваний -атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, болезнь Альцгеймера и.т.д.

Оценка элементного статуса человека является основным вопросом определения влияния на здоровье

человека дефицита, избытка или нарушения тканевого перераспределения макро- и микроэлементов. Эта оценка проводится либо путем прямого определения содержания элементов в органах и тканях человека, либо косвенно – путем изучения различных биохимических реакций и процессов, в которые вовлечены эти элементы. Следует отметить, что главной задачей всегда является выбор наиболее подходящих для целей исследования биосубстратов и методов анализа. Наиболее информативными для целей гигиенической, донозоологической диагностики следует считать ткани или органы, которые вовлечены в процессы

депонирования и аккумуляции химических элементов для их дальнейшего функционального использования. По мнению многих авторов, оценка состояния обмена макро-и микроэлементов и их применение в восстановительной медицине является одним из наиболее перспективных направлений, поскольку ее основным объектом являются преморбидные формы нарушения здоровья, когда на первый план выступают неспецифические проявления психического и соматического неблагополучия, тесно связанные с состоянием обмена элементов.

1 Т.ШШарманов. Питание – важнейший фактор здоровья человека. – Алматы: Асем-Систем, 2010. – 480 с.

2 Т.В. Юдина, В.Н. Ракитский, М.В. Егорова, А.В. Скальный Микроэлементный и антиоксидантныи статус человека: развитие современных методических проблем донозологической диагностики //”Микроэлементы в медицине” ,2003. -Т.4., Вып.1

3 Агаджанян Н.А., Скальный А.В. Химические элементы в среде обитания и экологический портрет человека. – М.: Изд-во КМК, 2000. – 83с.

4 А.В. Скальный Микроэлементозы человека: гигиеническая диагностика и коррекция// журнал “Микроэлементы в медицине”, №1. – 2000. – C. 83

5 Л.А. Решетник, Е.О. Парфенова Биогеохимическое и клиническое значение селена для здоровья человека//”Микроэлементы в медицине”, 2001. – Т.2., Вып.2

6 Г.В. Воронова Бронхолёгочная патология на территории чувашской республики и её связь с микроэлементами//”Микроэлементы в медицине”, 2001. – Т.2., Вып.3

7 М.Г. Скальная, В.А. Демидов, А.В. Скальный О пределах физиологического (нормального) содержания Ca, Mg, P, Fe, Zn И Cu в волосах человека “Микроэлементы в медицине”, 2003. – Т.4., Вып.2

8 А.И. Полунин, В.М. Мирошников, А.А. Николаев, В.В. Думченко, Д.Л. Луцкий Использование препарата цинка в лечении мужской субфертильности //”Микроэлементы в медицине”, 2001. – Т.2., Вып.4. – С.14.

9 Т.Г. Решетова, А.И. Рывкин, Н.С. Побединская, Е.Н. Андрианова, Е.Е. Стеблецова, О.В. Кузнецова, Т.В. Крупина Особенности минерального гомеостаза у детей с бронхиальной астмой//”Микроэлементы в медицине”, 2001. -Т.2., Вып.4. – С.8.

10 Л.А. Решетник, Е.О. Парфенова Биогеохимическое и клиническое значение селена для здоровья человека //”Микроэлементы в медицине”, 2001. – Т.2., Вып.2. – С.21.

11 В.Л. Сусликов Современные проблемы и перспективы медицинской микроэлементологии// журнал “Микроэлементы в медицине”, №1. – 2000. – C. 24.

МИКРОЭЛЕМЕНТТЕРДЩ АДАМДЫН 0М1РШДЕЛ БИОЛОГИЯЛАЛЫК МАГЫНАСЫ

TYrnH: Ма^алада микроэлементтердщ келе/wi адам баласыныц агзасындагы магынасыкерсетЫнген. 6p6ip ауруда iurni агза мен жYЙелерде микроэле-менттер ^алай белшедк Микроэлементтер биохимиялыщ YДерiстiH катализаторлары болып табылады, барлыщ кершктерде ^атынасушыныц айырмашылыктары жэне мацызды релл^ бойдыц бе^мделулерЫе ^андай шамада, жэне патологиялыщ ^йлерЫде ойнайды. Микроэлементтер табигатта жацадай усынылды, бас адамныц адам тектес – ^арамастан терк бтедГАдам баласыныц биоиндикатордыщ ортада микро-элементердщ мелшерiн зерттеуi ауруды диагноздау мен алдына алу мYм-кiндiк бередГ TYйiндi сездер: мироэлементтер, биологиялыщ магынасы.

Z.K. KANZHIGALINA, R.K. KASSENOVA, A.SH. ORADOVA

BIOLOGICAL ROLE AND IMPORTANCE OF TRACE ELEMENTS IN HUMAN LIFE

Макроэлементы

Макроэлементы – это элементы, которые содержатся в организме человека в относительно больших количествах. К ним относятся натрий, кальций, магний, калий, хлор, фосфор, сера, азот, углерод, кислород, водород.

В теле взрослого человека содержится порядка 4 граммов железа, 100 г натрия, 140 г калия, 700 г фосфора и 1 кг кальция. Несмотря на такие разные цифры, вывод очевиден: вещества, объединенные под названием «макроэлементы», жизненно необходимы нам для существования. Большую потребность в них испытывают и другие организмы: прокариоты, растения, животные.

Сторонники эволюционного учения утверждают, что необходимость в макроэлементах определяется условиями, в которых зародилась жизнь на Земле. Когда суша состояла из твердых пород, атмосфера была насыщенна углекислотой, азотом, метаном и водяными парами, а вместо дождя на землю выпадали растворы кислот, именно макроэлементы были единственной матрицей, на основе которых могли появиться первые органические вещества и примитивные формы жизни. Поэтому даже сейчас, миллиарды лет спустя, все живое на нашей планете продолжает испытывать необходимость в обновлении внутренних ресурсов магния, серы, азота и других важных элементов, образующих физическую структуру биологических объектов.

Можно с уверенностью утверждать, что макроэлементы – это основа жизни и здоровья человека. Содержание в организме макроэлементов достаточно постоянно, однако могут возникать довольно серьезные отклонении от нормы, что приводит к развитию патологий различного характера. Макроэлементы сконцентрированы преимущественно в мышечной, костной, соединительной тканях и в крови. Они являются строительным материалом несущих систем и обеспечивают свойства всего организма в целом. Макроэлементы отвечают за стабильность коллоидных систем организма, нормальное кислотно-щелочное равновесие, поддерживают осмотическое давление.

Калий (K)

Наряду с натрием обеспечивает работу так называемого калий-натриевого насоса, за счёт которого сокращаются и расслабляются наши мышцы.

При малейшем нарушении обмена калия страдает сердечная мышца, что проявляется в слабости, головокружении, сердцебиении, отёках.

И если вы не съедаете 3-4 мг калия в день в виде винограда, изюма, абрикосов, кураги, моркови, болгарского перца, печёного картофеля с кожурой, то необходимо пополнять его запасы за счёт приёма синтетических микроэлементов.

Кальций (Ca)

☀ Зубы и кости: главная функция макроэлемента – функция структурного материала, создание и поддержание полноценных зубов и костей. В составе костной ткани кальций содержится в двух формах: свободной и связанной. Если резервы минерального вещества в свободной форме истощены, извлекается кальций из костей для поддержания его уровня в крови. Каждый год на 20% происходит обновление костей в организме взрослого человека.

Читайте также:  Выпадение волос у женщин: к какому врачу обратиться, как предотвратить?

☀ Сокращение мышечной ткани: кальций оказывает влияние на сокращения мышц и, действуя на сердечную мышцу, координирует сердцебиение.

☀ ЦНС: требуется для передачи нервных импульсов, активизируя действие ферментов, принимающих участие в синтезе нейромедиаторов.

☀ Сердечно-сосудистая система: вместе с магнием, калием, натрием кальций регулирует давление крови.

☀ Система крови: усиливает действие витамина K (протромбин), являющегося основным фактором нормальной свертываемости крови.

☀ Клеточные мембраны: кальций воздействует на проницаемость мембран, требуется для транспортировки питательных веществ и иных соединений сквозь клеточные мембраны, а также с целью укрепления соединительных тканей клеток.

☀ Иные функции: способствует укреплению иммунной системы, синтезу и активации многих ферментов и гормонов (оказывает десенсибилизирующее и противовоспалительное действие на функцию эндокринных желез), которые принимают участие в переваривании пищи, синтезе слюны, жировом обмене и метаболизме энергии.

Итак, роль кальция в организме: координация проницаемости клеточных мембран, внутриклеточных процессов, нервной проводимости, сокращений мышц, поддержание работы сердечно-сосудистой системы, формирование костей и минерализация зубов, участие в важнейшем этапе работы системы гемостаза – свертывании крови.

Магний (Mg)

Magnifique – значит великолепный. От этого французского слова получил название элемент периодической таблицы – магний. На открытом воздухе горит это вещество очень эффектно, великолепным ярким пламенем. Отсюда и магний. Однако великолепен магний не только тем, что горит красиво.

Необычайно важна роль магния в организме человека для обеспечения протекания различных жизненных процессов. И, к счастью, с горением это не связано никак. А какие это процессы? Давайте рассмотрим.

Организма человека содержит, в среднем, 20-30 миллиграммов магния. 70% этого количества включают в себя кости скелета, остальной объём содержится в мышцах, железах внутренней секреции. Небольшое количество магния присутствует в крови. Магний успокаивает нервную систему, и центральную, и периферическую. Вообще, магний необходим для регулировки равновесия в мышечной и нервной тканях. Магний как бы обеспечивает «внутренний покой» организма.

Магний является кофактором и активатором некоторых ферментов – энолазы, щелочной фосфатазы, карбоксилазы, гексокиназы. Установлено участие магния в фосфорном и углеводном обмене. Элемент оказывает асептическое и сосудорасширяющее действие. Под воздействием соединений магния усиливается перистальтика кишечника, лучше отделяется желчь и выводится холестерин, снижается нервно-мышечная возбудимость. Магний участвует в синтезе белка. Наряду с вышеперечисленным роль магния в организме человека заключается в оказании щелочного действия на органы и ткани.

С участием магния протекает более трёх сотен ферментативных реакций. Особенно активно магний участвует в процессах, которые связаны с утилизацией энергии, в частности, с расщеплением глюкозы и удалением из организма отработанных шлаков и токсинов. В процессах синтеза белка роль магния – производство ДНК. Получено подтверждение, что тиамин (В1), пиридоксин (В6) и витамин С полноценно усваиваются именно в присутствии магния. Благодаря магнию более устойчивой становится структура клеток во время их роста, эффективнее проходит регенерация и обновление клеток тканей и органов. Магний, этот «великолепный» элемент, стабилизирует костную структуру и придаёт костям твёрдость.

Натрий (Na)

Натрий – это макроэлемент, который обеспечивает проводимость нервных импульсов, входит в состав крови и регулирует баланс воды в организме. Натрием заполнены все межклеточные пространства, то есть он является основой всех межклеточных жидкостей, а вместе с калием он образует нормальный баланс жидкости, предотвращая риск обезвоживания, в следствии чего, роль натрия трудно переоценить.

Усвоение натрия увеличивается при параллельном приеме витамина Д и К, а хлор и калий могут, наоборот, замедлить его усвоение.

Также натрий влияет на нервную систему: с помощью разности концентрации натрия генерируются электрические сигналы – основа нервной системы.

Натрий укрепляет сердечно-сосудистую системы, входя в состав крови, что позволяет регулировать объем крови. Также натрий является сосудорасширяющим макроэлементом, он нормализует артериальное давление, влияет на работу миокарда.

Натрий улучшает пищеварение, помогает образовывать желудочный сок, помогает при доставке глюкозы клетками, активирует многие пищеварительные ферменты.

Помимо этого натрий важен для регулировки выделительных систем, для кислотно-щелочного баланса в организме, а также помогает сохранить и накопить многие вещества в крови после их растворения.

Сера (S)

Сера – играет важную роль в организме человека. Она составляет 0.25% веса человеческого тела и является непременной составной частью клеток, тканей органов, нервной, костной и хрящевой ткани, а также волос, кожи и ногтей человека.

Сера участвует в обменных процессах в организме и способствует их нормализации; является составным элементом ряда аминокислот, витаминов, ферментов и гормонов (в том числе инсулина); играет важную роль поддержании кислородного баланса; улучшает работу нервной системы; стабилизирует уровень сахара в крови; повышает иммунитет; оказывает противоаллергическое воздействие.

Улучшают усвояемость серы такие элементы как фтор и железо, а такие как мышьяк, свинец, молибден, барий и селен наоборот ухудшают ее усвоение.

  • участвует в формировании хрящевой и костных тканей, улучшает работу суставов и связок
  • влияет на состояние кожи, волос и ногтей (входит в состав коллагена, кератина и меланина)
  • укрепляет мышечную ткань (особенно в период активного роста у детей и подростков)
  • участвует в образовании некоторых витаминов и усиливает эффективность витамина В1, биотина, витамина В5 и липоевой кислоты
  • оказывает ранозаживляющий и противовоспалительный эффект
  • уменьшает суставные, мышечные боли и судороги
  • способствует нейтрализации и вымыванию шлаков и токсинов из организма
  • стабилизирует уровень сахара в крови
  • помогает печени выделять желчь

Фосфор (P)

Фосфор относится к структурным (тканеобразующим) макроэлементам, его содержание в организме взрослого человека составляет около 700 г.

Большая часть фосфора (85-90%) находится в костях и зубах, остальное – в мягких тканях и жидкостях. Около 70% общего фосфора в плазме крови входит в органические фосфолипиды, около 30% – представлено неорганическими соединениями (10% соединения с белком, 5% комплексы с кальцием или магнием, остальное – анионы ортофосфата).

  • фосфор входит в состав многих веществ организма (фосфолипиды, фосфопротеиды, нуклеотиды, коферменты, ферменты и пр.)
  • фосфолипиды являются основным компонентом мембран всех клеток в организме человека
  • в костях фосфор находится в виде гидроксилапатита, в зубах в виде фторапатит, выполняя структурную функцию
  • остатки фосфорной кислоты входят в состав нуклеиновых кислот и нуклеотидов, а также в состав аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) и креатинфосфата – важнейшие аккумуляторы и переносчики энергии
  • остатки фосфорной кислоты входят в состав буферной системы крови, регулируя ее значение рН

Хлор (Cl)

Равновесие, которое поддерживает хлор – это баланс между эритроцитами и плазмой, кровью и тканями организма, а также водный баланс. Если этот баланс нарушен, то появляются отёки.

Вместе с калием и натрием хлор обеспечивает нормальный водно-солевой обмен, и может снимать отёки различного происхождения, приводя в норму артериальное давление. Соотношение этих элементов всегда должно быть сбалансированным, так как они поддерживают нормальное осмотическое давление межклеточной жидкости. Кислотно-щелочной дисбаланс, который может появиться вследствие нарушения равновесия между этими элементами, вызывает различные заболевания.

Хлор важен для нормального пищеварения, так как он участвует в образовании соляной кислоты, являющейся основным компонентом желудочного сока, а также стимулирует активность амилазы – фермента, способствующего расщеплению и усвоению углеводов. При некоторых заболеваниях желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся воспалительными процессами, количество хлора в организме уменьшается.

Улучшая работу печени, хлор помогает клеткам и тканям избавляться от шлаков, а также своевременно выводит из организма углекислый газ.

Для спортсменов важно, чтобы в их организме всегда соблюдался баланс хлора, так же, как натрия и калия: хлор необходим суставам – он позволяет им дольше сохранять гибкость, а мышцам помогает оставаться сильными.

Макро- и микроэлементы

Самое ценное в жизни – это здоровье. Чтобы сохранить и укрепить его, важно обеспечить свой организм всеми необходимыми, биологически значимыми веществами, в том числе макро- и микроэлементами. А для этого надо тщательно следить за своим питанием. Ведь именно из продуктов мы получаем почти все элементы, требующиеся для нормального функционирования организма.

Что такое макро- и микроэлементы

Макроэлементы содержатся в нашем организме в значительном количестве (больше 0,01% массы тела, иначе говоря, их содержание в теле взрослого человека измеряется граммами и даже килограммами). Макроэлементы подразделяют на:

  • биогенные элементы, или макронутриенты, составляющие структуру живого организма. Из них формируются белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Это кислород, азот, водород, углерод;
  • остальные макроэлементы, которые имеются в организме в больших количествах: кальций, калий, магний, натрий, сера, фосфор.

К микроэлементам относятся: железо, цинк, йод, селен, медь, молибден, хром, марганец, кремний, кобальт, фтор, ванадий, серебро, бор. Они участвуют во всех процессах жизнедеятельности и являются катализаторами биохимических реакций. Их суточное потребление менее 200 мг, и содержатся они в организме в маленьких дозах (менее 0,001% массы тела).

Причины и последствия дефицита макро- и микроэлементов

Причинами недостатка биологических элементов чаще всего бывают:

  • неправильное, несбалансированное или нерегулярные питание;
  • плохое качество питьевой воды;
  • неблагоприятные условия среды, связанные с климатическими и экологическими условиями;
  • большая потеря крови при чрезвычайной ситуации;
  • применение лекарственных средств, способствующих выведению элементов из организма.

Недостаток микро- и макроэлементов ведет к патологическим изменениям в организме, нарушению водного баланса, обмена веществ, повышению или понижению давления, замедлению химических процессов. Все структурные изменения внутри клеток приводят к общему снижению иммунитета, а также появлению различных заболеваний: гипертонии, дисбактериоза, колитов, гастритов, болезней сердечно-сосудистой системы, аллергии, ожирения, сахарного диабета и многих других. Такие заболевания ведут к ухудшению функционирования организма, замедлению умственного и физического развития, что особенно страшно в детском возрасте.

Надо также помнить, что вреден бывает и избыток биологически значимых элементов. В слишком большом количестве многие из них оказывают токсическое действие на организм и даже порой оказываются смертельно опасны.

Поэтому чрезвычайно важно следить за рационом питания, образом жизни и, конечно, нужно знать, какие продукты богаты элементами, полезными для поддержания всех функционально значимых процессов организма.

Важнейшие макро- и микроэлементы

Кальций является основным элементом костной ткани, а также требуется для поддержания ионного баланса организма, отвечает за активацию некоторых ферментов. Большое количество кальция находится в молочных продуктах, поэтому ежедневно в меню необходимо включать молоко, сыр, кефир, ряженку, творог.

Фосфор участвует в энергетических реакциях, является структурным элементом косной ткани, нуклеиновых кислот. Рыба, мясо, фасоль горох, хлеб, овсяная, ячневая крупа богаты фосфором.

Магний отвечает за процессы обмена углеводов, энергии, поддерживает работу нервной системы. Находится в значительном количестве в таких продуктах, как творог, орехи, ячневая крупа, овощи, горох, фасоль.

Натрий играет большую роль в поддержании буферного баланса, кровяного давления, работы мышц и нервной системы и активации ферментов. Главными источниками натрия считают хлеб и поваренную соль.

Калий – внутриклеточный элемент, поддерживающий водно-солевой баланс организма, отвечает за сокращение сердечных мышц, способствует поддержанию нормального давления крови. Им богаты следующие продукты: чернослив, клубника, персики, морковь, картофель, яблоки, виноград.

Хлор важен для синтеза желудочного сока, плазмы крови, он активирует ряд ферментов. Поступает в человеческий организм главным образом из хлеба и соли.

Сера является структурным элементом многих белков, витаминов и гормонов. Продукты животного происхождения богаты этим элементом.

Железо играет важнейшую роль в нашем организме. Оно входит в состав большинства ферментов и гемоглобина, это белок, который обеспечивает перенос кислорода ко всем органам и тканям организма. Также железо необходимо для формирования эритроцитов и регулирует кровообращение. Данным элементом богаты говяжья и свиная печень, почки, сердце, зелень, орехи, гречневая, овсяная и перловая крупы.

Цинк стимулирует процессы сокращения мышц, кровообращение, отвечает за нормальное функционирование вилочковой железы. От цинка напрямую зависит красота и здоровье кожи, ногтей и волос. Морепродукты, грибы, смородина, малина, отруби содержат большие количества этого микроэлемента.

Йод является важнейшим элементом для щитовидной железы, которая обеспечивает нормальную работу мышечной, нервной, иммунной систем организма. Данным элементом насыщены морепродукты, черноплодная рябина, фейхоа, фасоль в стручках, помидоры, земляника.

Хром активирует процессы, связанные с передачей наследственной информации, участвует в обмене веществ, предотвращает развитие сахарного диабета. Входит в состав следующих продуктов: телячья печень, яйца, ростки пшеницы, кукурузное масло.

Кремний отвечает за работу лейкоцитов, эластичность тканей, способствует укреплению сосудов и кожных покровов, участвует в поддержании иммунитета и снижает возможность заражения различными инфекциями. Содержится в капусте, моркови, мясе, морских водорослях.

Медь участвует в процессах кровообращения и дыхания. При ее нехватке развивается атрофия сердечных мышц. Находится в таких продуктах, как грейпфрут, мясо, творог, крыжовник, пивные дрожжи.

Таким образом, для здоровья и нормального функционирования организма необходимо вводить в рацион полезные продукты. А в зимне-весенний период желательно применять комплексы поливитаминов. Это поможет укрепить иммунитет и исключить простудные и другие заболевания.

Самые важные микро- и макроэлементы в рационе

Для правильного функционирования организма необходимы как макроэлементы, так и микроэлементы . И среди них есть такие, которые не нужны в больших количествах, но из-за дефицита какого-либо элемента нарушается гомеостаз и начинается каскад самых разнообразных проблем со здоровьем. Недаром постоянно говорят о важности сбалансированного питания. Именно с пищей мы обеспечиваем себя питательными веществами или нет. Без них напрасно рассчитывать на благополучие, умственную и физическую работоспособность. Все макро- и микроэлементы играют определенные роли и участвуют в различных процессах в нашем организме.

Минералы: макро и микроэлементы

Каждая клетка нашего организма нуждается в определенных питательных веществах, чтобы жить и правильно функционировать. Однако не все они необходимы в равных количествах; потребность организма в отдельных минералах различна. Макроэлементы — это основные элементы, которые больше всего необходимы организму каждый день. Суточная потребность в них превышает 100 мг, и они составляют не менее 0,1% массы человеческого организма . В свою очередь, в случае микроэлементов необходимы их следовые количества, не превышающие 100 мг в день. Ученые разработали все стандарты, которые помогают оценить минимальное количество отдельных минералов. Однако следует помнить о том, что организм каждого человека различается и может иметь повышенную потребность в данном микро-или макроэлементе. На это влияет целый ряд различных факторов, таких как стресс, неправильно сбалансированное питание, токсины, недоедание, физическая активность или болезни.

Без микроэлементов невозможно правильное развитие и поддержание жизненно важных функций. Они не только необходимы для протекания тканевых процессов, но и составляют строительный блок, являющийся частью клеток. Микроэлементы встречаются даже в гормонах и ферментах. Недостаточное поступление микроэлементов способствует медленному развитию симптомов дефицита отдельных элементов. Организм начинает все больше и больше использовать резервы, пока, наконец, мы не начинаем все больше жаловаться на здоровье. В случае дефицита восполнить их едой достаточно сложно. Особенно, если рацион основан на переработанных пищевых продуктах, а всасывание в кишечнике также оставляет желать лучшего. В случае таких проблем, как «дырявый» кишечник, вы можете в течение нескольких дней есть совершенно качественную пищу прямо от природы, но в любом случае организм мало что усвоит.

В случае с микроэлементами, на которые нет особого спроса, следует учитывать, что их чрезмерное количество вредно для организма; избыток может быть даже токсичным. Тем более, если наши механизмы эффективного использования отдельных минералов и их выведения не работают. При приеме с пищей передозировать относительно сложно, однако следует соблюдать осторожность с добавками. Неосмотрительный и бессмысленный прием поливитаминных и мультиминеральных препаратов может принести больше вреда, чем пользы. Помните, что и дефицит, и избыток вредны. Если мы не можем обеспечить организм всеми необходимыми компонентами, то тогда следует применять добавки, но только после консультации с врачом. В случае таких препаратов важно не только количество отдельных макро- и микроэлементов, но и их форма и качество.

К макроэлементам относятся такие элементы, как:

    Кальций (Ca); Хлор (Cl); Магний (Мг); Фосфор (P); Калий (К); Натрий (На).
    Железо (Fe); Цинк (Zn); Медь (Cu); Марганец (Mn); Молибден (МО); Йод (I); Фтор (F); Хром (Cr); Селен (Se).

Макроэлементы в рационе человека

Ниже мы приводим краткую характеристику отдельных макроэлементов — функции, которую они выполняют в нашем организме, и их источники.

Кальций

Кальций — важный строительный блок , участвующий в формировании костей и эмали. Он поддерживает не только прочность костей, но и оптимальное кровяное давление. Он также необходим для проведения нервных импульсов, отвечает за механизмы сокращения мышц и регулирует процессы свертывания крови. Кальций — это элемент, который влияет на правильный ритм сердечной мышцы и абсорбцию витамина B12. Он является важным элементом для производства многих ферментов, снижает риск сердечных заболеваний, инсульта, колоректального рака и камней в почках.

Хлор вместе с натрием отвечает за водный баланс в организме и необходим для поддержания кислотно-щелочного баланса. Он содержится в жидкостях организма и необходим для производства соляной кислоты в желудке; также влияет на работу сердца.

Читайте также:  Можно ли перекисью водорода чистить уши самостоятельно в домашних условиях

Магний

Магний — один из ключевых элементов, участвующих в огромном количестве различных процессов в нашем организме. Он необходим для построения здоровых и крепких зубов и костей, он также отвечает за процессы зрения, терморегуляции, передачи информации между мышцами и нервами, а также за обмен веществ . Он предотвращает образование тромбов и снижает риск сердечного приступа, активирует ферменты и участвует в метаболизме липидов. Оказывает антистрессовое и антивозрастное действие, благотворно влияет на работу мозга и ускоряет усвоение кальция.

Фосфор

Фосфор содержится в костях и зубах ; его можно найти в клеточных мембранах и в крови, нуклеиновых кислотах и высокоэнергетических соединениях. Он участвует как в катаболических, так и в анаболических процессах. Это необходимо для поддержания хорошего состояния зубов и костей, а также кислотно — щелочного баланса. Фосфор даже участвует в процессах, связанных со сжиганием глюкозы. Дефицит фосфора встречается относительно редко; его недостаток в организме проявляется рахитом и остеомаляцией.

Калий

Калий вместе с натрием являются важными элементами для правильного распределения воды в организме. Это компонент внутриклеточных жидкостей, ферментов и пищеварительных соков. Калий отвечает за правильную работу мышц и нервов. Он также увеличивает проницаемость клеточных мембран и стимулирует секреторные железы. Калий — антагонист натрия .

Натрий

Натрий является основным компонентом жидкостей организма и необходим для поддержания кислотно-щелочного баланса. Он влияет на правильное функционирование мышц и нервов, входит в состав ферментов и вместе с калием регулирует водный баланс организма. Натрий — антагонист калия.

Основные микроэлементы

Нашему организму микроэлементы не нужны в большом количестве, но их недостаток может привести к проблемам со здоровьем.

Железо

Железо — ключевой элемент гемоглобина , который участвует в образовании красных кровяных телец в костном мозге. Он необходим для производства многих ферментов и белков, а также для синтеза ДНК и правильного функционирования иммунной системы. Участвует в построении кожи, волос и ногтей. Дефицит этого элемента способствует развитию анемии. В сочетании с витамином C усвояемость железа увеличивается.

Цинк — ключевой элемент, участвующий в процессах синтеза ДНК и РНК. Он также необходим для синтеза белков, инсулина и спермы. Этот микроэлемент активирует несколько десятков различных ферментов и поддерживает работу иммунной системы. Без него невозможно правильно усвоить углеводы, белки, жиры и алкоголь. Защищает от вредного воздействия окислителей. Он также стоит на страже красивых волос, кожи и ногтей. Это элемент, связанный с гормоном роста.

Медь — ключевой микроэлемент, необходимый для производства для производства эритроцитов. Принимает участие в образовании костей и коллагеновых волокон; это элемент, необходимый для правильного всасывания и транспортировки железа, метаболизма жирных кислот и образования РНК. Он отвечает за правильные процессы заживления ран и является компонентом ферментов (например, супероксиддисмутазы , нейтрализующей свободные радикалы). Медь связана в организме с белком, называемым церулоплазмином .

Марганец

Марганец — это элемент, который необходимый для построения костей и кожи, а также для ферментов, метаболизирующих глюкозу и жирные кислоты. Без этого элемента невозможно нормальное функционирование центральной нервной системы. Это актуально и для репродуктивных процессов. Его недостаток может не только замедлить физическое развитие, но также поспособствовать дефектам костной ткани, и даже снизить фертильность.

Молибден

Молибден входит в состав металлоферментов , принимает непосредственное участие в превращении жиров, белков и пуриновых соединений. Наибольшая его концентрация находится в печени и почках. Также он присутствует в больших количествах в зубах и костной ткани.

Йод — это элемент, который контролирует энергетические преобразования в организме, наибольшее количество которых необходимо для правильного функционирования щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы влияют не только на тепло тела, но и на деление клеток, скорость обмена веществ и работу нервной и мышечной систем. Дефицит этого элемента способствует образованию зоба. Йод необходим для правильного роста и половой зрелости, и его можно найти в таких продуктах, как соль, морская рыба, морепродукты, водоросли, дрожжи и лук.

Фтор стоит на страже крепких зубов и костей , укрепляет не только эмаль, но и дентин, а также снижает риск возникновения кариеса. Правильное количество фтора делает эмаль менее склонной к разрушению. Этот элемент также влияет на баланс кальция и фосфора. Повышает абсорбцию железа и защищает от развития анемии.

Хром участвует в метаболизме глюкозы , повышая чувствительность клеток к инсулину. Также это необходимо для переваривания белков. Он регулирует уровень холестерина и жирных кислот, снижает чувство голода, поэтому способствует поддержанию стройной фигуры и избавлению от лишних килограммов.

Селен

Селен является мощным антиоксидантом , который в сочетании с витамином Е расправляется со свободными радикалами, защищая клетки от их вредного воздействия и повышая жизнеспособность у пожилых людей. Он также отвечает за удаление тяжелых металлов в виде ртути, кадмия и мышьяка. Также это необходимый элемент для правильного преобразования гормонов щитовидной железы. Дефицит селена часто проявляется мышечной слабостью.

И так. Подведем итог. Сегодня вы узнали о том, какие макро- и микроэлементы необходимы человеку и к чему приводит их дефицит.

Как развивать ребенка в 1 месяц в домашних условиях

Для малыша любой возраст играет очень важную роль. 1 месяц жизни требует особого внимания родителей, поскольку именно в этот период новорожденный впервые знакомится с окружающими его вещами и людьми. Необходимо очень тщательно изучить, как развивать ребенка в 1 месяц в домашних условиях, ведь именно от этого зависит его первое впечатление от окружающего мира.

Взгляд новорожденного на окружающий мир

Развитие ребенка 1 месяца жизни

Первый месяц отличителен тем, что малыш уже пытается отрывать голову от поверхности, находясь в положении, лежа на животе. В это время подняты только шея и голова.

В качестве обращения к взрослым малыш использует крик, благодаря которому можно понять, что ему некомфортно, и что-либо доставляет неприятные ощущения. Уже в это время появляются интонации, по которым можно распознать, что именно заставляет кроху кричать.

К самым основным причинам крика ребенка относятся:

  • голод;
  • холод;
  • мокрые пеленки или переполненный памперс, доставляющий дискомфорт;
  • потребность во внимании взрослых.

Что помогает малышу в первый месяц жизни знакомиться с новым и таким незнакомым миром? Это безусловные рефлексы.

Рефлексы здорового малыша 1-го месяца жизни

В первый месяц ребенок активно адаптируется к жизни вне утробы матери. В этом ему помогают врожденные рефлексы. Некоторые из них постепенно исчезают, другие (чихание, вздрагивание, зевота, моргание) переходят в приобретенные навыки и остаются с человеком надолго или даже на всю жизнь.

На первом месяце жизни у малыша выделяют 7 основных рефлексов:

  • хватательный – возникает при поглаживании ладошки;
  • поисковый – при поглаживании щечки малыш поворачивает голову;
  • рефлекс Мора – при внезапном резком звуке малыш разводит или сводит ноги, руки;
  • рефлекс Бабинского – проявляется при касании внешнего края стопы, при нем она поворачивается, пальчики расходятся в разные стороны;
  • рефлекс ходьбы – ребенком производится имитация ходьбы при поддерживании его над поверхностью, касающейся стоп;
  • рефлекс Бабкина – надавив на ладошку, можно наблюдать, как кроха открывает ротик и разворачивает голову;
  • плавательный – в положении, лежа на животе, малыш выполняет движения, подобные плаванию в воде.

Поисковый рефлекс месячного ребенка

Важно! Наиболее ответственным периодом в адаптации ребенка к окружающему миру являются первые 5 дней. В это время он привыкает к условиям внешней среды.

Как способствовать развитию месячного ребенка

Большую часть времени в этом возрасте ребенок спит. Прежде, чем начать заниматься с ребенком в 1 месяц, необходимо знать самые важные правила развития.

Кормление

Наилучшей пищей в этом возрасте для малыша является материнское молоко. Многие специалисты рекомендуют прикладывать грудничка к груди при первых признаках беспокойства. Это будет стимулировать лактацию. При этом важно правильно вкладывать сосок в рот ребенка – он должен вбирать околососковый кружок полностью.

Правильное кормление месячного ребенка

Месячные дети не отличают ночь от дня. Поэтому даже в ночное время малыш может просыпаться для кормления. Случается так, что кроха может спать практически всю ночь, тогда не стоит будить его для кормления. Как правило, сон составляет 2-3 часа. Затем ребенок может бодрствовать в течение 1 часа и снова засыпать.

Чем заниматься с грудничком, как играть

Занятия с новорожденным с 1 месяца можно проводить. В это время малыш уже может концентрировать свое внимание на игрушках и пестрых объектах. В течение непродолжительного времени он может следить за движущимися предметами. Продолжительность этого периода может составлять не более 2-3 минут.

Поиграть можно с месячным ребенком, выполняя следующие упражнения:

  1. Яркую игрушку удерживать недалеко от глаз крохи, затем неспешно начать ее перемещать так, чтобы она все равно находилась в поле его зрения.
  2. Корчить смешные рожицы и следить за реакцией малыша.
  3. Поднести к зеркалу и наблюдать за реакцией на собственное отражение.

Важно! В крошечном возрасте связь ребенка с мамой очень сильна, поэтому стоит чаще ему улыбаться и показывать только свой позитивный настрой.

Рекомендации по общению с малышом

Чем чаще родители будут брать ребенка на руки, тем быстрее он будет развиваться. Кроме того, в течение первого года жизни такое общение формирует прочную связь, которая останется на все оставшиеся годы жизни.

Необходимо аккуратно массажировать детские пальчики – это способствует развитию моторики. Разговаривая ласково с малышом, можно поспособствовать развитию слуха, при демонстрации время от времени ярких игрушек постепенно развивать зрение.

Массаж детских пальчиков

Обратите внимание! Перед тем, как начать заниматься с месячным ребенком, важно помнить, что в процессе он будет только наблюдать за происходящим, не проявляя эмоций, но понимать и осознавать все хорошо.

Подходящее время для обучения

Все знают, что новорожденный малыш большую часть времени проводит во сне. Примерное время сон составляет от 20 до 22 часов. Прием пищи осуществляется от 6 до 7 раз в сутки. Остальное время можно уделить занятиям.

Не стоит досаждать крохе чересчур назойливым массажем или показывать длительное время яркие игрушки или картинки. Занятия с малышом с месяца необходимо прекращать до того момента, пока малыш сам начнет капризничать или плакать.

Техника массажа и упражнения для месячного малыша

Для развития месячного ребенка родителям стоит заняться массажем, который является прекрасным средством для психомоторного развития. Для правильности выполнения общеукрепляющего массажа желательно обратиться за консультацией к врачу-массажисту. В целом процесс представляет собой поглаживание, растирание, разминание всех частей тела.

Обратите внимание! Правильный массаж помогает избавиться от многих проблем со здоровьем, таких как колики, недочеты в работе пищеварительной, нервной систем. Кроме того, значительно улучшается обмен веществ, сон становится более продолжительным и менее тревожным.

Как делать массаж дома и не навредить маленькому хрупкому телу новорожденного? Техника требует соблюдения следующих правил:

  1. Прикосновения должны быть очень нежными и легкими.
  2. Предварительно необходимо коротко подстричь ногти, снять все украшения и согреть руки.
  3. Для лучшего скольжения можно обработать ладони специальным детским косметическим маслом.
  4. Массаж для грудного ребенка заключается в поглаживании отдельных частей тела.
  5. Животик необходимо гладить строго по направлению движения часовой стрелки.

Стоит обратить внимание на то, что малыш может быстро уставать, поэтому не стоит проводить процедуру более пяти минут.

Кроме массажа, можно делать и другие упражнения с месячным ребенком:

  1. Упражнение «велосипед», при котором ножки осторожно прижимаются к груди, затем отправляются в исходное положение.
  2. Выкладывание на живот, при котором укрепляются мышцы шеи и спины. Важно проводить занятие на твердой поверхности, поддерживая ладонью животик малыша.
  3. Удерживание новорожденного в вертикальном положении от 2 до 4 раз в день. Благодаря этому, развивается вся мышечная система.
  4. Включить занятия на фитболе, которые развивают как физические, так и психомоторные навыки новорожденного.

Фитбол для новорожденного

Перед тем, как начать заниматься с месячным ребенком, необходимо подготовить помещение: проветрить, проверить температурный показатель комнаты, который должен находиться в пределах +24°С.

Психическое развитие грудничка на первом месяце

Для психофизического развития занятия с малышом с 1 месяца должны заключаться в следующем:

  1. Необходимо разговаривать с ребенком как с равным собеседником. Кроме того, нужно брать малыша на руки как можно чаще, ведь телесный контакт с родителями очень важен.
  2. Успокаивать малыша мягкими интонациями при переодевании, купании. Можно даже тихонько напевать ему песню.
  3. При бодрствовании крохи стоит ловить его взгляд и показывать различные мимические движения, которые в скором времени он начнет копировать.
  4. Стоит позаботиться о позитивной атмосфере в доме, поскольку грудничок очень остро чувствует негатив.

Важно! Необходимо как можно чаще показывать малышу улыбку. В скором времени он и сам порадует своей осознанной.

Двигательное и физическое развитие ребёнка в первый месяц

Первый месяц жизни новорожденного характеризуется полусогнутостью рук и ног, сжатостью кистей в кулак. Движения конечностей происходят хаотично. Полноценно развитый ребенок к концу первого месяца поднимает голову и рассматривает окружающие его предметы.

При своевременном развитии двигательных навыков расширяется кругозор, что неизбежно приводит к развитию интеллекта.

Для правильного двигательного и физического развития необходимо занять малыша следующими упражнениями:

  • в период бодрствования перекладывать на животик, спинку или бочок;
  • делать массаж и гимнастику;
  • включить в план занятия в воде.

Занятия с малышом в воде

Обратите внимание! Не стоит пеленать туго ребенка на время сна. Это значительно тормозит развитие.

Занятия для проверки слуховой активности малыша

Находясь один, еще в утробе матери, малыш слышит материнское сердцебиение, голос и окружающие звуки. Сразу после появления на свет нагрузка на органы слуха становится гораздо больше. Новорожденный начинает запоминать окружающие звуки и определять, к какому объекту они относятся. Реакция на каждый шум может быть разная: моргание, вздрагивание, шевеление, открывание глаз.

Для развития слуха нужно использовать в процессе различные источники шума: шелест бумаги, шум воды, звон колокольчика, музыку или лай домашнего питомца. Можно поиграть с ребенком, показывая предметы, сопровождая их названием. Для разнообразия слуховых ощущений стоит использовать музыкальные инструменты, дудки или пищалки. Новорожденного также стоит с первых дней жизни называть по имени и учить реагировать на него.

Очень важно научиться, как правильно развивать малыша в 1 месяц. Ведь от этого зависят дальнейший рост малыша, его восприятие окружающего мира и отношение к близким людям. Очень много полезных советов можно услышать от доктора Комаровского. Рекомендуется также консультироваться по этим вопросам со своим врачом-педиатром.

Видео

Как развивать ребенка в 1 месяц?

Напрасно большинство взрослых думает, что месячному ребенку нужно только питание, а также сон. Потребности крохи растут с каждым днем. Он уже многое умеет и на многое способен, а потому развивающие занятия с карапузом, которому уже исполнился 1 месяц — не только безусловная польза для его развития, но и огромное удовольствие для всех без исключения участников этого процесса. Давайте подробнее рассмотрим, как и чем можно заняться с малышом этой возрастной группы.

Польза

За первый месяц своей самостоятельной жизни кроха уже практически полностью адаптировался к окружающему миру. Настало самое удачное время для того, чтобы познакомить карапуза с этим миром более детально. Безусловно, малыш все еще проводит во сне большую часть времени. Однако периоды бодрствования уже стали чуть более продолжительными, и этим обязательно стоит воспользоваться.

Не стоит думать, что занятия с ребенком, которому только исполнился 1 месяц, сделают из малыша настоящего вундеркинда. У них другая цель — наладить тесное и приятное общение, в котором нуждаются абсолютно все люди, будь им месяц от роду или же пять десятилетий. Контакт с мамой, с папой, с братьями и сестрами, если они имеются, важен для грудничка. На этом и нужно основываться, планируя первые в жизни крохи развивающие занятия.

Принципы занятий

Важно помнить, что ребенок в этом возрасте еще не способен долго сосредотачивать взгляд на одной точке, он не держит самостоятельно головку и очень быстро утомляется. В короткие периоды бодрствования не стоит перегружать ребенка занятиями, которые сопровождаются громкими звуками, слишком ярким светом. Постарайтесь, чтобы малыша во время занятий не окружало слишком много людей, ему достаточно мамы и папы. Однако собирать вокруг карапуза все большое семейство ни в коем случае не стоит.

При всех упражнениях и играх старайтесь обеспечивать тактильный контакт, он очень важен для крохи. Включайте негромкую музыку, лучше классическую, проследите, чтобы свет был приглушенным. Все занятия проводите в дневное время. Вечером, перед отходом к ночному сну, лучше не тревожить малыша.

Основной принцип занятий — развитие органов чувств. Зрение, слух, обоняние и осязание помогут ему эффективнее познавать все возможности окружающего мира, который пока кажется новому человеку таким чужим. В возрасте 1 месяца можно и нужно развивать физические данные ребенка — мускулатуру, нервную систему.

Читайте также:  Воспаление нижнего века глаза - как снять и чем лечить в домашних условиях, если воспалился, что делать

Подходящие игры для развития

Большие плюшевые медведи и красочные машинки, которые вам, несомненно, уже подарили, пока совершенно бесполезны для месячного малыша. Ему в этом возрасте больше подходит яркий и контрастный мобиль — карусель на кроватку, крупные погремушки (преимущественно желтого, зеленого, синего, красного и белого цветов). Можно распечатать на принтере черно-белые рисунки, на которых изображена шахматная доска или контрастная спираль.

Развивать каждый из органов чувств нужно при помощи особых упражнений. Их огромное количество, но давайте остановимся на тех, которые проверены временем.

Зрение

Если новорожденный видит скопление размытых и лишенных очертаний пятен, то малыш, которому уже исполнился 1 месяц, вполне в состоянии на непродолжительное время сфокусироваться на определенном предмете яркого цвета. Малыш уже с интересом может разглядывать большую погремушку. Пока еще с трудом, но он уже может начинать пытаться следить за ней взглядом. На этом и основаны все упражнения на развитие зрительной функции.

Сначала достаточно, если мама будет демонстрировать игрушку малышу статично. При этом расстояние между личиком крохи и предметом не должно быть меньше 35-40 сантиметров. Это же правило относится и к подвязыванию игрушек к детской кроватке. Вы заметите, что малыш довольно быстро научится разглядывать демонстрируемые предметы.

После этого можно переходить к более сложным упражнениям: перемещению погремушки влево-вправо по горизонтали, затем – вверх и вниз по вертикали. Когда карапуз уверенно будет следить глазами за перемещением, можно практиковать перекрестные движения — по вертикали, по кругу.

Движения рук взрослых не должны быть слишком резкими, пугающими, а звуки, которые издает большинство детских игрушек, не должны быть громкими и пронзительными.

Отлично подойдут черно-белые картинки, основанные на простых геометрических формах и цветовых контрастах черного и белого. Листочки с такими рисунками можно закреплять на кроватке – сначала справа от крохи, потом слева. Он с интересом будет их разглядывать.

Голос своей мамы новорожденный отлично знает и всегда отличит его от голосов других людей. Занятия на развитие слуха должны быть основаны на голосовом общении. В нем должно преобладать интонирование. Громкие погремушки, резиновые игрушки-пищалки оставьте до лучших времен, замените их эмоциональным общением, которое должно сопровождать любые занятия, процедуры, кормление. Колыбельные, стишки, ласковые слова – все это малыш примет с благодарностью.

Кроме того, важно научить малыша различать, с какой стороны исходит тот или иной звук. В этом помогут погремушки с нежным и тихим звучанием, бубенчики, которые можно нашить на тканевую основу. Упражнения основаны на перемещении звучащего предмета: сначала слева от малыша, затем – со стороны правого уха.

Тихая спокойная музыка благотворно влияет на малыша. Понаблюдайте за своим ребенком, его реакция на музыку будет моментальной. Вы увидете, что его взгляд более сосредоточен, он улыбается и совершенно спокоен.

Осязание

Как уже говорилось, тактильные ощущения очень важны и информативны для младенца. В месячном возрасте кроха еще не может брать в руки различные по фактуре игрушки, но мама может прикладывать к нежной коже ребенка небольшие кусочки разной ткани (вельвет, шелк, ситец, кружево). Можно воспользоваться тканевыми рукавичками для детского купания и превратить обычный гигиенический ритуал в развивающее занятие, которое отлично стимулирует осязание.

Эмоции

Самый сильный эмоциональный фактор для маленького ребенка — мама. Он не только безошибочно угадывает ее настроение и состояние, но и сам реагирует на него. Именно поэтому лучше отбрасывать подальше все переживания, приступая к занятиям с малышом.

Общение должно быть радостным и позитивным, тогда ребенок будет более спокойным и отзывчивым к эмоциям взрослых.

Все без исключения крохи любят, когда мама «разговаривает» с их животиками. Для этого прикоснитесь губами к животу малыша и расскажите ему что-нибудь – не имеет значения, что именно, ведь он в первую очередь отреагирует на приятные вибрации. Чаще улыбайтесь, обращаясь к малышу.

Музыкальное развитие

Музыка для ребенка также полезна, но она не должна быть громкой и продолжительной. Достаточно включать ее на 10-15 минут – два или три раза в день. Лучше, если это будут мелодии и композиции, которые мама чаще всего слушала во время беременности, ведь ребенок их уже «знает». Отличным развивающим и даже оздоровительным эффектом обладает классическая музыка, особенно произведения таких композиторов, как Моцарт и Вивальди. Чаще пойте ребенку, говорите «нараспев», все это формирует у крохи позитивное восприятие звуков.

Для физического развития

В месячном возрасте полезно выкладывать ребенка на животик: это не только положительно сказывается на работе кишечника и уменьшает проявления кишечных младенческих колик, но и тренирует мышцы живота, спинки. Ребенок начинает пытаться держать головку, и это стимулирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Гимнастика и упражнения

Гимнастика для месячного малыша должна быть ежедневным ритуалом, ведь утренняя зарядка полезна всем без исключения, независимо от возраста. Она не должна быть слишком интенсивной, движения ручками и ножками следует выполнять аккуратно. Рекомендуемые упражнения — сгибание и разгибание рук и ног, осторожное разведение ножек в бедрах, подъем ручек вверх и опускание вниз.

Массаж

Поглаживания и похлопывания не должны быть слишком сильными. Лучше всего делать массаж перед вечерним купанием. Отдельно поглаживают руки, ножки, животик (по часовой стрелке), а затем, перевернув ребенка на животик, аккуратно погладьте спинку. Все движения делаются для того, чтобы снять мышечный тонус, который есть у каждого новорожденного. Если он очень сильный, невролог, вероятнее всего, порекомендует делать специальный массаж у специалистов.

Массаж и гимнастика помогают малышу расти здоровым и быстрее развиваться. Какие чаще всего ошибки делают родители при массаже, профессиональный детский массажист дает подробные инструкции.

Плавание

Не секрет, что все дети от рождения умеют плавать. Однако лишь единицы среди родителей готовы сразу бросить месячное чадо в бассейн и отправить его в свободное плавание. На помощь приходят группы для грудничков, которые сейчас есть практически в каждом бассейне или дворце водного спорта. Мама с малышом смогут наслаждаться водными процедурами под наблюдением опытного тренера с медицинским образованием.

Для домашних плавательных процедур можно использовать специальный круг Baby Swimmer, который продается в сетевых детских магазинах, ортопедических салонах. Он надежно удерживает шейный отдел позвоночника малыша, его головка всегда находится над водой. Плавать в круге кроха сможет и на спине, и на животике, причем переворачиваться в воде он начнет практически с первых занятий.

Советы родителям

Не перегружайте ребенка новой информацией. Любые новые виды занятий вводите постепенно, начиная с 1 минуты за период бодрствования и доводя время до 4-5 минут, а к концу месяца – до 10 минут.

Собираясь начать делать упражнения на физическое развитие, гимнастику, массаж, обязательно посоветуйтесь с педиатром. Есть заболевания и врожденные пороки, при которых массаж должен носить лечебный характер. В таких случаях делать его самостоятельно не рекомендуется.

  • Особенности
  • Как развивать?
  • УЗИ – первый скрининг
  • Колики
  • Грудное вскармливание
  • Погремушки

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Знакомство с миром, или как развивать новорожденного ребенка в 1 месяц

Малыш в возрасте 1 месяца пока не обладает большим количеством умений, однако, он уже знает мамин голос, способен определить его среди других, старается следить взглядом за интересующими его людьми или предметами.

Советы опытных специалистов, касающиеся того, как развивать новорожденного ребенка в 1 месяц, помогут родителям делать это максимально правильно.

Таблица развития ребенка до года по месяцам

Первый год по праву считается самым важным в жизни любого человека — ведь такого скачка в развитии не наблюдается больше ни в каком другом возрасте.

Возраст, мес.Физическая активностьЗрение и слухПсихологический и эмоциональный аспекты, речь
1Основана на рефлексахМожет на несколько секунд фокусировать взгляд на маме или предметеСпособен узнать запах мамы и отличить его от других
2Может 10-15 секунд держать головку, лежа на животе, сжимает кулачки, совершает первые хватательные попыткиФокусирует взгляд на предметах, рассматривает ихУлыбается близким
3Удерживает голову в вертикальном положении, лежа на животе опирается на предплечья, хорошо сжимает и разжимает пальцы, хватает и удерживает игрушкиЛегко распознает источник звука и света, поворачивается к немуАктивно проявляет радость при встрече с близкими, двигая ручками и ножками улыбаясь, издавая различные звуки. Гулит
4С живота переворачивается на спинку, лежа старается приподнять верхнюю часть тела, поддерживает бутылочку при питьеВидит не только общую картину, но и детали. Фокусирует взгляд на движущихся предметахМожет проявлять настороженность при встрече с незнакомцами. Подолгу гулит, совершает попытки имитировать звуки
5Пытается ползти, берет игрушку из рук взрослогоВидит удаленные на несколько метров предметы. Начинает интересоваться телевизором, компьютером (горящим экраном)Понимает интонацию речи родителей, может возмущаться, если мама уходит
6Перекладывает игрушку из рук в руки, может недолго сидеть сам, встает на четверенькиЛюбит звучащие и яркие игрушкиЗнает свое имя, активно лепечет. Перестает плакать, когда берут на ручки
7Может встать у опоры, тянется к маме или желаемому предмету, сидит без поддержки, ползаетПианино, барабан, труба и другие музыкальные игрушки — лучшие друзья малыша в 7 месяцевЗнает несколько привычных предметов в доме и может их показать, любит книжки с картинками и простые игры, осваивает звукоподражание
8Ходит вдоль опорыПри вопросе пытается найти взглядом знакомый предмет или человекаПроизносит слоги «ма-ма», «ба-ба» и т.д.
9Садится и встает на ножки, держась за опору. Ходит при поддержке за обе рукиРеагирует на запреты, активно подражает звукам, расширяет словарный запас. Узнает многие известные ему предметы
10Может сделать несколько шагов, уверенно стоитУвлеченно играет, реагирует на других детей на площадке, любит разбрасывать игрушки, знает некоторые части тела
11Любит двигаться всеми доступными способами, начинает танцевать под музыкуПонимает одобрительную и строгую интонацию в голосе родителейПоказывает пальчиком на предмет, машет “привет”, ”пока” ручкой, утвердительно кивает или отрицательно машет головой
12Ходит самостоятельно, поднимая предметы с пола наклоняется, а не садитсяАктивно выражает свои желания, проявляет требовательность, учится пить из кружки, держать ложечку, выполняет простые просьбы

Что делать с малышом в первый месяц?

Первый месяц жизни практически полностью уходит на сон и адаптацию к окружающему миру. Когда этот важный этап пройден, смело можно начинать занятия, которые помогут крохе развить полезные навыки и узнать больше обо всем, что находится рядом.

Решая вопрос, как развивать ребенка в 1 месяц жизни, не стоит слишком усердствовать и перегружать ребенка — кроха пока не может держать головку, неспособен долго фокусировать взгляд и очень быстро устает.

  1. слух. Чтобы развивать это чувство, необходимо ласково разговаривать с малышом, петь ему колыбельные, читать потешки. Пищащие громкие игрушки пока стоит отложить до более старшего возраста. Исключение делают лишь для очень тихих погремушек — ими можно звенеть то со стороны левого ушка, то — с правового. Крайне полезно включать классическую музыку или другие спокойные мелодии. Для правильного формирования слуха достаточно ежедневно уделять около четверти часа для такого прослушивания;
  2. зрение. Специалисты советуют развешивать над кроваткой черно-белые изображения, например, картинки с шахматами или спиралями. Также можно использовать несколько ярких некрупных игрушек базовых цветов (красного, синего, зеленого, желтого, белого). Их нужно демонстрировать малышу сначала статично, а чуть позже — двигая вверх, вниз, вправо, влево, по кругу и т.д.;
  3. осязание. Кроха пока не может брать в ручки предметы, поэтому ими можно дотрагиваться до ладошек, пяточек, животика. Главное — чтобы они были разнофактурными (шелестящими, мягкими, чуть жесткими и т.д.).

Как физически развивать ребенка?

Адекватные физические нагрузки позволяют укрепить мышцы спины, шеи, живота, а также помогают решить проблемы колик и нарушения пищеварения.

Полезные занятия:

  1. выкладывание на животик. Начинают с одной минуты, постепенно наращивая до 10-15;
  2. гимнастика. Упражнения, разрешенные в 1 месяц: сгибание и разгибание рук и ног, подъем верхних конечностей и опускание их вниз, аккуратное разведение ножек в бедрах;
  3. массаж. Оптимальное время для его проведения — до вечернего купания. Нежными движениями поглаживают ручки, ножки, животик и спинку (по часовой стрелке);
  4. плавание. Можно приобрести специальный круг для купания на шею и упражняться в собственной ванной либо посещать бассейн. Грудничковое плавание практикуют многие оздоровительные водные центры, расположенные в крупных городах.

Даже если невролог посоветовал профессиональный массаж крохе, это не повод отказываться от домашних занятий, ведь во время их проведения налаживается тесный эмоциональный контакт между малышом и мамой.

Игры для младенцев и грудничков

Игра для малыша — прекрасный вариант познания мира, взаимодействия с окружающими и просто способ провести время весело и с пользой.

Интересные развивающие игры для новорожденных:

  • учимся говорить «агу». Необходимо взять грудничка на руки, удобно его расположить и, смотря в глаза, «агукать». Со временем малыш начнет повторять за взрослым. Таким же способом подросшего ребенка можно учить слогам, а затем — слова;
  • чтение потешек. Сначала можно просто декламировать их крохе, а со временем, «включать» его в процесс. Например, рассказывая «ладушки», брать маленькие ладошки и хлопать ими;
  • занятия на фитболе. Их можно начинать с двух недель:
    • упражнение 1: разместить кроху на мяче в положении на животе, грудь, головку и бедра слегка прижав. Ладонью на спинке зафиксировать ребенка на фитболе, а затем качать его в разные стороны;
    • упражнение 2: аналогично первому, но кроха должен лежать на спинке;
  • отличное решение для родителей — мобиль на кроватку. Хорошо, если игрушки на нем будут двигаться. Мобиль поможет научить кроху фокусировать взгляд на предмете;
  • «толокашки». Задача: положив младенца на ровную поверхность на животик, подставлять ему под ножки ладони, чтобы он мог от них отталкиваться, имитируя первые ползательные движения;
  • с двух месяцев можно играть в «ку-ку». Мама прячет лицо за пеленкой, собственными ладонями или прочим на несколько секунд, затем выглядывает;
  • стимулирование хватательного рефлекса. Самым маленьким погремушки и небольшие игрушки в руки может класть мама, чуть позже кроха будет сам брать и держать разнообразные предметы. Занятие это предельно простое, но очень полезное для мелкой моторики и развития координации движений.

Мобиль на кроватку для новорожденных

Когда кроха подрастет, можно рассказывать о предметах в доме, например: «это зайка», «это цветок», «это телевизор». Начинать рекомендуется с того, что всегда стоит на одном месте и имеет достаточно крупные габариты. Подходящий возраст: от трех месяцев.

С полугода ребенку можно предлагать уже «взрослые» игры — кубики, пирамидку, крупы для перебирания, рисование на манке, пищащие и поющие развивайки и многое другое.

Уход и воспитание малыша до 12 месяцев

Режим дня ребенка в течение первого года меняется несколько раз. Если новорожденные спят по 16-17 часов в сутки, делая лишь кратковременные перерывы на сон и кормление, то детки в годик отдыхают 1-2 раза в день, а также ночью.

Специалисты рекомендуют следить, чтобы малыш спал столько, сколько положено по возрасту, а также придерживаться определенного режима дня.

  • умывание;
  • смена подгузника, подмывание после дефекации;
  • вечернее купание;
  • причесывание.

По мере необходимости:

  • уход за глазками;
  • очищение носовых и ушных ходов;
  • подстригание ногтей.

В первые дни жизни к перечисленным процедурам добавляется удаление корочек на голове и обработка пупочной ранки. Если же говорить о воспитании, то специалисты рекомендуют всячески проявлять свою любовь, ласку и заботу — с первых дней ребенок чувствует отношение к нему со стороны взрослых и буквально впитывает эти эмоции. Ему крайне важно чувствовать, что для мамы и папы — он центр вселенной и всего мира.

Видео по теме

Все, что нужно знать о первом месяце жизни ребенка, в видео:

Младенец очень быстро растет, поэтому каждый день ему требуются новые игры и занятия. Приведенные в статье упражнения подходят для малышей первых месяцев жизни — с их помощью они будут познавать мир быстрее и радовать маму и папу своими открытиями и успехами.

Оцените статью
Добавить комментарий