Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка. Умственная отсталость у детей

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Признаки

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика практически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстрактного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колебаться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в пространстве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями характерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотребление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дебильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дебильность. Это состояние характеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Характеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дебильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в пространстве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дебильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Причины

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дебильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Интеллектуальные нарушения у детей

Интеллектуальные нарушения у детей – различные по происхождению, направленности и проявлениям отклонения умственного развития. Симптомы включают недостаточную способность к решению жизненных, учебных задач, трудности ориентировки в новой ситуации, недостаток знаний, умений, навыков, ограниченный словарный запас, сниженный уровень абстрактно-логического мышления. Диагностика проводится психиатром, неврологом, психологом. Состоит из клинической беседы, наблюдения, патопсихологических проб. Дополнительно могут назначаться инструментальные исследования головного мозга. План лечения составляется индивидуально, предполагает фармакотерапию, психокоррекцию и социальную реабилитацию.

  • Причины интеллектуальных нарушений у детей
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы интеллектуальных нарушений у детей
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение интеллектуальных нарушений у детей
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Интеллект является сложным понятием, включающим способности к накоплению опыта и знаний, умение применять их для решения задач, адаптации. Предпосылками развития интеллекта являются когнитивные функции – внимание, память, пространственное восприятие, мышление, а также психофизиологические особенности – работоспособность, инициативность, познавательный интерес. Интеллектуальные нарушения – качественные и количественные отклонения развития умственных способностей. Они могут являться центральным симптомом заболевания (олигофрения, деменция, ЗПР) либо одним из вторичных (эпилепсия, шизофрения, эндокринопатии). Точных данных о распространенности нарушений интеллекта нет, достоверно чаще они выявляются среди сельского населения, что объясняется более простыми условиями жизни, требующими меньших усилий для адаптации.

Причины интеллектуальных нарушений у детей

Интеллектуальная неполноценность развивается в результате негативного влияния эндогенных и экзогенных факторов. Чем более интенсивным и ранним было воздействие, тем более серьезные нарушения определяются у ребенка. Выделяют следующие группы причин:

  • Генетические изменения. Отклонения в интеллектуальном развитии определяются при хромосомных аномалиях – при трисомиях (синдром Дауна), делециях хромосом, однородительских дисомиях; при дисфункциях отдельных генов (аутизм, синдром Ретта).
  • Перинатальное поражение ЦНС. Негативное влияние оказывает гипоксия, вызванная заболеваниями матери (сердечно-сосудистые, эндокринные патологии, болезни почек, печени), несовместимость беременной и плода по резус-фактору, системе AB0, внутриутробные инфекции, интоксикации, радиационное облучение, сильные эмоциональные стрессы при беременности, недоношенность.
  • Натальное повреждение ЦНС.Осложненные роды, сопровождающиеся асфиксией, кровопотерями, травмами плода способны привести к органическим и функциональным нарушениям мозга.
  • Постнатальное поражение нервной системы. Интеллектуальные нарушения различной степени тяжести развиваются при нейроинфекциях (энцефалитах, менингитах), эпилепсии, тяжелых эндокринных, аутоиммунных заболеваниях, интоксикациях, черепно-мозговых травмах, дистрофиях, после клинической смерти.
  • Психические, неврологические расстройства. Интеллектуальные расстройства возникают на фоне поведенческих, эмоциональных, волевых дефектов, патологий анализаторных систем.
  • Социальные факторы. Отклонения интеллектуального развития выявляются при дисгармоничных семейных отношениях, асоциальном образе жизни родителей, педагогической запущенности детей, длительном пребывании в стационарах.

Патогенез

Патогенетическую основу интеллектуальных нарушений у детей составляют энцефалопатические и церебрастенические изменения ЦНС, психосоциальные условия развития. Функциональные, органические отклонения работы мозга по этиологии могут быть гипоксическими, травматическими, токсико-метаболическими, инфекционными. Они проявляются возбуждением либо угнетением активности ЦНС, симптомами внутричерепной гипертензии, судорожным синдромом, дисфункцией стволовых отделов мозга, недостаточностью корково-подкорковых взаимодействий, локальным поражением отдельных областей коры. Выраженность интеллектуального дефекта, его тотальность или парциальность, возможность компенсации определяются психологическими особенностями ребенка, социальными условиями.

Классификация

Нарушения интеллекта в детском возрасте разделяют на количественные и качественные. К первой группе относятся:

  • Задержка психического развития. Замедленное созревание морфофункциональных систем мозга возникает под влиянием неблагоприятных факторов, выражается незрелостью психомоторных, когнитивных функций.
  • Умственная отсталость. Является умственным недоразвитием – стойким врожденным либо рано приобретенным нарушением интеллекта. Различают три степени: легкую (дебильность), умеренную (имбецильность), тяжелую (идиотию).
  • Деменция. Приобретенное стойкое либо прогрессирующее слабоумие, развивающееся как результат утраты сформированных интеллектуальных функций.

Качественные интеллектуальные нарушения у детей обусловлены неравномерностью развития психических, психофизиологических, эмоционально-волевых функций. О расстройстве речь идет в случаях, когда своеобразие интеллекта препятствует адаптации ребенка в окружающей среде на уровне бытового самообслуживания, социальных взаимодействий, освоения учебных навыков. Качественные изменения обнаруживаются при шизофрении, раннем детском аутизме, заболеваниях органов восприятия, речевых патологиях.

Симптомы интеллектуальных нарушений у детей

Клиническая картина нарушений интеллекта разнообразна. Симптомы следует рассматривать в соответствии с классификацией: при количественных изменениях отмечается снижение обучаемости, трудности/невозможность самообслуживания, при качественных – снижение интеллекта сочетается с мозаичностью, парциальностью развития отдельных функций.

Задержка психического развития. Уровень интеллекта ниже среднего, достигает пограничных с умственной отсталостью показателей. Выделяют два варианта клинической картины. Если познавательная деятельность нарушена из-за недостаточного развития эмоционально-волевой сферы, на первый план выходит отсутствие интереса к познавательной деятельности: дети подвижны, импульсивны, предпочитают простые игры. Творческими, учебными занятиями не увлекаются, их трудно организовать, побудить к чтению, рисованию. Второй вариант – недостаточное формирование предпосылок интеллекта (памяти, работоспособности, внимания). Дети безынициативны, несамостоятельны, излишне активны либо пассивны, быстро утомляются, работают в медленном темпе (признаки церебрастении).

Дебильность. Характеризуется примитивностью мышления, его привязанностью к конкретным, наглядным ситуациям, недостаточной дифференцированностью эмоций, слабостью волевых побуждений. Больные позже осваивают навыки самообслуживания, способны самостоятельно одеться, выполнить гигиенические процедуры. По специальной учебной программе овладевают письмом, чтением, счетом. Подростки осваивают простые рабочие профессии.

Имбецильность. Мышление замедленное, тугоподвижное, опыт перенимается с трудом. Интеллектуально-мнестические функции снижены. Социальное взаимодействие ограничено, овладение учебными навыками невозможно. Дети с запозданием осваивают самообслуживание, простую домашнюю работу.

Идиотия. Характеризуется отсутствием речи, способности устанавливать продуктивный контакт с окружающими (исключение – единичные выполнения простых команд). Часто имеются сопутствующие неврологические патологии, заболевания внутренних органов. Подвижность ограничена, самообслуживание недоступно.

Поврежденное и дефицитарное развитие. Неравномерность интеллектуальных нарушений объясняется мозаичностью поражения ЦНС: одни функции развиты и продолжают формироваться в нормальном темпе, другие замедляются (зависит от локализации поражения – речь, пространственное, слухоречевое восприятие, запоминание). Сложные иерархические связи распадаются, развивается интеллектуальное отставание. Дефицитарное развитие приводит к интеллектуальным нарушениям на базе первичного дефекта – патологии анализатора (слуха, зрения), двигательного аппарата.

Искаженное и дисгармоничное развитие. Обуславливается текущим патологическим процессом, нарушающим равномерное развитие функций. У детей хорошо развиты вербальные интеллектуальные функции, но адаптация осложняется трудностью усвоения, понимания социальных правил. Либо ребенок обладает уникальными математическими способностями, но бытовые навыки даются тяжело.

Осложнения

При отсутствии педагогической, медицинской и психологической помощи интеллектуальные нарушения у детей осложняются социальной дезадаптацией, психопатоподобными расстройствами. Пациенты становятся неспособными посещать групповые занятия: проявляют агрессию, импульсивны, расторможены либо безынициативны, утомляемы, апатичны. При тяжелых формах интеллектуальной патологии развивается полная зависимость от родителей, больные постоянно нуждаются в помощи со стороны. Без врачебного контроля выше риск развития и прогрессирования сопутствующих соматических, в том числе неврологических заболеваний.

Диагностика

Интеллектуальные нарушения у детей определяются врачом-психиатром. Дополнительно в процесс диагностики вовлекается клинический психолог, невролог. При обследовании применяются следующие методы:

  • Клинические.Психиатр в ходе беседы определяет симптоматику нарушения, возможные причины, уровень дезадаптации ребенка, сформированность бытовых навыков. Разговаривая с пациентом, специалист оценивает запас слов, уровень общей осведомленности, умение решать логические задачи, способность абстрагироваться. Одновременно наблюдает за эмоциональными реакциями, особенностями поведения, продуктивностью контакта.
  • Патопсихологические. Психолог проводит комплексное обследование, центральное место в котором занимают тесты на интеллект. Наиболее распространенной является методика Векслера, состоящая из двух частей – вербальной и невербальной. Каждая представлена несколькими субтестами, направленными на определение различных компонентов интеллекта (ориентации в бытовых и социальных ситуациях, словарного запаса, пространственного и образного мышления и др.). Дополнительно выполняются пробы на внимание, механическую и смысловую память, сформированность аналитико-синтетической, абстрактно-логической функции мышления.
Читайте также:  Как самостоятельно избавиться от булимии — народные средства и образ жизни

При постановке диагноза врач учитывает данные инструментальных обследований мозга (ЭЭГ, МРТ, КТ), заключения узких специалистов (невролога, эндокринолога, аудиолога, окулиста), характеристики педагогов. Нарушения интеллекта у детей необходимо дифференцировать от нормального развития в специфических условиях. Пример: дети малочисленных народов, других культур хорошо адаптированы к своим условиям проживания, обучаемы, имеют достаточный запас знаний, но затрудняются при решении повседневных задач жителей больших городов.

Лечение интеллектуальных нарушений у детей

Лечение нарушений интеллекта направлено на устранение причин обратимого характера, обеспечение поддержки и симптоматической терапии при стойкой врожденной патологии. Показаны следующие виды медико-психологической и педагогической помощи:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются с учетом этиологии интеллектуального нарушения. При органических поражениях мозга назначаются корректоры мозгового кровообращения, ноотропы, психостимуляторы; при заболеваниях эндокринной системы – гормональные средства; при психотических расстройствах – нейролептики; при эмоциональных и поведенческих отклонениях – седативные препараты, транквилизаторы.
  • Психокоррекция. Занятия проводятся психологами, олигофренопедагогами, дефектологами. Цель определяется глубиной интеллектуального нарушения, обучаемостью ребенка. Легкие формы удается скорректировать более тщательной проработкой отстающих функций. При стойких отклонениях, снижении обучаемости применяются специальные программы, нацеленные на развитие практических, повседневных навыков, способствующих адаптации.
  • Реабилитация. При легких нарушениях дети вовлекаются в учебную, спортивную, творческую деятельность в школах и учреждениях дополнительного образования. Стойкие отклонения требуют направления в специальные школы. Для предупреждения социальной, трудовой дезадаптации разрабатываются индивидуальные программы реабилитации.

Прогноз и профилактика

Прогноз интеллектуальных нарушений у детей определяется их обратимостью и глубиной. ЗПР хорошо поддается лечению, большинство детей при помощи специалистов способны «догнать» сверстников, обучаться в обычных школах. При умственной отсталости важна корректировка целей, лечение и обучение направлено на освоение практических навыков, социальную адаптацию. Чем легче форма олигофрении, тем благоприятнее прогноз. Исход качественных нарушений интеллекта определяется тяжестью, прогнозом основного заболевания. Профилактика интеллектуальных нарушений включает своевременное выявление генетических патологий, минимизацию рисков перинатальных, натальных и постнатальных неблагоприятных воздействий, создание условий для всестороннего развития ребенка.

Умственная отсталость у детей

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Умственная отсталость – состояние, обусловленное врождённым или рано приобретённым недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование личности.

Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространён в нашей и некоторых других странах.

Термин «олигофрения» более узок, его применяют для обозначения состояния, отвечающего ряду чётких критериев.

  • Тотальность психического недоразвития с преобладанием слабости абстрактного мышления. Выраженность нарушений предпосылок интеллекта (внимание, память, работоспособность) меньше, недоразвитие эмоциональной сферы менее грубое.
  • Непрогредиентность интеллектуальной недостаточности и необратимость вызвавшего недоразвитие патологического процесса.

Понятие «умственная отсталость» более широкое и правильное, так как включает заболевания с врождённым или рано приобретённым недоразвитием психических функций, при которых отмечают прогредиентный характер поражения головного мозга. Клинически это выявляют только при длительном наблюдении.

Умственная отсталость характеризуется выраженным снижением интеллектуальных способностей по сравнению со средними (часто выражается как коэффициент интеллекта ниже 70-75) в сочетании с ограничением более 2 функций из следующих: коммуникация, самостоятельность, социальные навыки, самообслуживание, использование общественных ресурсов, поддержание личной безопасности. Лечение включает обучение, работу с семьей, социальную поддержку.

Некорректно оценивать тяжесть умственной отсталости лишь на основании коэффициента интеллекта (IQ) (например, легкая 52-70 или 75; умеренная 36-51; тяжелая 20-35 и глубокая менее 20). Классификация должна также учитывать уровень помощи и ухода, необходимый пациенту, варьирующий от поддержки время от времени до постоянной помощи высокой степени во всех действиях. Такой подход фокусируется на сильных и слабых сторонах личности и соотношении их с потребностями окружения пациента, а также ожиданиями и отношением со стороны семьи и общества.

Примерно 3 % населения живет с IQ менее 70, что по меньшей мере на 2 стандартных отклонения ниже среднего IQ в общей популяции (IQ менее 100); если учитывать необходимость ухода, то только у 1 % населения отмечается тяжелая умственная отсталость (УО). Тяжелая умственная отсталость отмечается у детей в семьях всех социоэкономических групп и уровней образования. Менее тяжелая умственная отсталость (при которой пациенту необходима непостоянная или ограниченная помощь) чаще встречается в группах с более низким социоэкономическим статусом, аналогично наблюдению, что IQ чаще коррелирует с успехами в школе и социоэкономическим статусом, чем специфическими органическими факторами. Тем не менее недавние исследования предположили роль генетических факторов в развитии легких нарушений когнитивных функций.

Коды по МКБ-10

В МКБ-10 умственную отсталость кодируют в рубрике F70 в зависимости от выраженности интеллектуальной недостаточности. В качестве первого диагностического ориентира используют общий интеллектуальный показатель, определяемый с помощью методики Векслера. Приняты следующие показатели IQ для оценки умственной отсталости:

  • показатель в диапазон 50-69 – лёгкая умственная отсталость (F70);
  • показатель в диапазоне 35-49 – умеренная умственная отсталость (F71);
  • показатель в диапазоне 20-34 – тяжёлая умственная отсталость (F72);
  • показатель ниже 20 – глубокая умственная отсталость (F73).

Четвёртый знак используют для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим психическим расстройством:

  • 0 – минимальное значение нарушений или их отсутствие;
  • 1 – значительные поведенческие нарушений, требующие лечебных мер;
  • 8 – другие поведенческие расстройства;
  • 9 – поведенческие нарушения не определены.

Если известна этиология умственной отсталости, следует использовать дополнительный код из МКБ-10.

Код по МКБ-10

Эпидемиология умственной отсталости

Распространённость умственной отсталости среди разных возрастных групп населения в значительной степени различна, что объясняет значимость критерия социальной адаптации при постановке диагноза. Максимальные значения данного показателя приходятся.на возраст 10-19 лет, в котором общество предъявляет высокие требования к познавательным способностям населения (обучение в школе, призыв на армейскую службу и др.).

Диапазон заболеваемости умственной отсталостью в мире – 3.4-24,6 на 1000 человек.

Для ранней диагностики умственной отсталости, обусловленной нарушением обмена, применяют скрининги. Наряду с фенилкетонуриеи скрининг может быть направлен на выявление гомоцистинурии, гистидинемии, болезни «кленового сиропа», тирозинемии, галактоземии, лизинемии, мукополисахаридозов. Специальная диета позволяет избежать или существенно уменьшить выраженность интеллектуального дефекта. К профилактическим мерам относят улучшение помощи беременным, включая родовспоможение, предупреждение нейроинфекций и черепно-мозговых травм у детей раннего возраста, проведение йодной профилактики у лиц, проживающих на йоддефицитных территориях.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10], [11], [12]

Причины умственной отсталости

Интеллект определяется как генетическими, так и средовыми факторами. Дети, у родителей которых отмечается умственная отсталость, подвержены более высокому риску ряда нарушений психического (психологического) развития, однако чисто генетическая передача встречается нечасто. Несмотря на успехи в генетике, повысившие вероятность определения причины нарушения интеллекта у пациента, в 60-80 % случаев по-прежнему определенную причину установить не удается. Более часто причину выявляют в тяжелых случаях. Нарушения речи и личностно-социальных навыков, скорее, могут быть следствием эмоциональных проблем, психосоциальной депривации, расстройств развития школьных навыков или глухоты, чем умственной отсталости.

[13], [14], [15], [16], [17], [18], [19], [20], [21]

Пренатальные факторы

Умственную отсталость могут вызывать ряд хромосомных аномалий и генетических метаболических и нервных болезней.

Врожденные инфекции, которые могут быть причиной умственной отсталости, включают инфекции, вызванные вирусом краснухи, цитомегаловирусом, Toxoplasma gondii, Treponema pallidum и ВИЧ.

Воздействие на плод наркотиков и токсинов может вызвать развитие умственной отсталости. Фетальный алкогольный синдром является наиболее частой причиной в этой группе. Также причинами развития умственной отсталости являются антиконвульсанты, такие как фенитоин или вальпроат, химиотерапевтические препараты, воздействие радиации, свинца и метилртути. Тяжелая гипотрофия во время беременности может оказывать влияние на развитие головного мозга плода, приводя к умственной отсталости.

Интранатальные факторы

Осложнения, связанные с недоношенностью или незрелостью, кровоизлияния в ЦНС, перивентрикулярная лейкомаляция, роды в ягодичном предлежании, наложение щипцов, многоплодная беременность, предлежание плаценты, преэклампсия и интранатальная асфиксия могут увеличивать риск умственной отсталости. Повышенный риск отмечается у детей, маленьких к сроку гестации; нарушение интеллекта и низкая масса тела имеют одни и те же причины. У детей с очень низкой и экстремально низкой массой тела при рождении отмечается в разной степени повышенный риск развития умственной отсталости, который зависит от гестационного возраста, особенностей течения интранатального периода, а также качества ухода за ребенком.

Хромосомные и генетические причины умственной отсталости

Генетические болезни обмена веществ

Генетические болезни нервной системы

Синдром кошачьего крика

Синдром хрупкой Х-хромосомы

Трисомия по 13-й хромосоме (синдром Патау)

Трисомия по 18-й хромосоме (синдром Эдвардса)

Синдром Тернера (Шерешевского-Тернера)

Аминоацидурии и ацидемии

Болезнь кленового сиропа

Синдром Гурлера (мукополисахаридоз)

Болезнь Тея-Сакса Х-сцепленные рецессивные болезни:

Синдром Леша-Нихана (гиперурикемия)

Синдром Хантера (вариант мукополисахаридоза)

Окулоцереброренальный синдром Лоу

Постнатальные факторы

Недостаточное питание и психоэмоциональная депривация (недостаток физической, эмоциональной и когнитивной поддержки, необходимой для роста, развития и социальной адаптации) у детей первых лет жизни могут быть наиболее распространенными причинами умственной отсталости во всем мире. Умственная отсталость может быть следствием вирусных и бактериальных энцефалитов (включая СПИД-ассоциированную нейроэнцефалопатию) и менингитов, отравлений (например, свинцом, ртутью), тяжелой гипотрофии, а также несчастных случаев, при которых происходит травма головы или асфиксия.

Симптомы умственной отсталости

Первые проявления включают задержку интеллектуального развития, незрелое поведение, а также ограниченные навыки самообслуживания. У некоторых детей с легкой умственной отсталостью распознаваемые симптомы могут не развиваться до дошкольного возраста. Тем не менее часто умственную отсталость диагностируют рано у детей при тяжелой и умеренной степени тяжести, а также при сочетании ее с физическими аномалиями и пороками развития или признаками состояния (например, детский церебральный паралич), которое может быть ассоциировано с определенной причиной умственной отсталости (например, интранатальная асфиксия). Задержка развития обычно становится очевидной к дошкольному возрасту. Среди более старших детей отличительными признаками являются низкий IQ в сочетании с ограничениями адаптивных поведенческих навыков. Несмотря на то что особенности развития могут варьировать, значительно чаще у детей с умственной отсталостью отмечается медленная прогрессия, а не остановка развития.

У некоторых детей могут отмечаться детский церебральный паралич или другие двигательные нарушения, задержка речевого развития или потеря слуха. Такие двигательные или сенсорные нарушения могут напоминать когнитивные нарушения, однако не являются их самостоятельными причинами. С ростом и психологическим созреванием у некоторых детей развиваются тревога или депрессия, если другие дети их отвергают или если их беспокоит осознание того, что другие рассматривают их как отличающихся и ущербных. Хорошо организованные школьные программы, позволяющие включать таких детей в общение и учебный процесс, могут способствовать максимальному увеличению социальной интеграции, минимизируя таким образом негативные эмоциональные реакции. У пациентов с умственной отсталостью причиной большинства обращений к психиатру и госпитализаций являются нарушения поведения. Поведенческие нарушения часто имеют ситуационный характер, как правило, можно обнаружить провоцирующий фактор. Факторы, которые предрасполагают к неприемлемому поведению, следующие: недостаток обучения социально ответственному поведению, непостоянная дисциплина, подкрепление неправильного поведения, нарушение способности к общению, а также дискомфорт из-за сопутствующих физических нарушений и психических расстройств, таких как депрессия или тревога. При нахождении пациента в условиях стационара дополнительными неблагоприятными факторами являются переполненность отделений, недостаточное количество персонала, а также недостаток активности.

Классификация умственной отсталости

Существует множество авторских классификаций умственной отсталости, которые представлены в соответствующих публикациях. При клинико-патогенетической дифференциации умственной отсталости её целесообразно делить на следующие группы:

  • экзогенно обусловленные, наследственные формы поражения мозга, не связанные первично с формированием анатомо-физиологической основы интеллекта;
  • лёгкие формы умственной отсталости, обусловленные генетической вариабельностью интеллекта в норме.

[22], [23], [24], [25], [26], [27], [28]

Диагностика умственной отсталости

При подозрении на умственную отсталость оценивают психологическое развитие и интеллект, как правило, при раннем вмешательстве или школьным персоналом. Стандартизованные тесты на интеллект могут определить интеллектуальные способности ниже среднего, однако если результат не соответствует клиническим данным, его следует подвергать сомнению, так как есть вероятность ошибки; заболевания, двигательные или сенсорные нарушения, языковой барьер или межкультурные отличия могут мешать выполнению ребенком теста. Такие тесты также имеют уклон в сторону среднего класса, однако обычно приемлемы для оценки интеллектуальных способностей у детей, особенно старшего возраста.

Тестирование уровня нервно-психического развития с использованием таких тестов, как Анкета по возрастам и стадиям развития (Ages and Stages Questionnaire) или Оценка родителями статуса развития (parents evaluation of developmental status – PEDS), обеспечивает приблизительную оценку психологического (психического) развития младших детей и может проводиться врачом или другими лицами. Такие меры должны применяться только для скрининга, а не как замена стандартизованным тестам на интеллект, которые должны назначаться и проводиться только квалифицированным психологом. Следует провести оценку нервно-психического развития сразу при подозрении на его задержку. Все случаи умеренного или выраженного отставания психического развития, прогрессирующих нарушений вплоть до инвалидизации, нервно-мышечных нарушений или при подозрении на судорожные расстройства должны обследоваться у опытного педиатра, специализирующегося на нервно-психическом развитии детей, или детского невролога.

После выявления умственной отсталости следует приложить все усилия, чтобы определить ее причину. Благодаря точному определению причины можно судить о прогнозе дальнейшего развития для ребенка, планировать обучающие программы, это может быть полезно при генетическом консультировании, способствует уменьшению чувства вины родителей. Анамнез (включая перинатальный анамнез, нервно-психическое развитие, неврологический анамнез, а также семейный анамнез) может выявить причину. Алгоритм обследования ребенка с умственной отсталостью (общая задержка нервно-психического развития) был предложен Обществом детских неврологов. Методы визуализации головного мозга (например, МРТ) могут демонстрировать пороки развития ЦНС (наблюдаемые, например, при нейродерматозах, таких как нейрофиброматоз или туберозный склероз), гидроцефалию, при которой возможна коррекция, или более тяжелые пороки развития головного мозга, такие как шизэнцефалия. Генетические тесты могут способствовать диагностике таких заболеваний, как синдром Дауна (трисомия 21) при стандартном исследовании кариотипа, делению 5р (синдром кошачьего крика) или синдром ДиДжорджи (делеция 22q) при флюоресцентной in situ гибридизации (FISH), синдром хрупкой Х-хромосомы с помощью прямого исследования ДНК.

Наследственные болезни метаболизма можно предположить по клиническим проявлениям (например, гипотрофия, вялость, адинамия, рвота, судороги, гипотония, гепатоспленомегалия, грубые черты лица, специфический запах мочи, макроглоссия). Изолированная задержка общих движений (например, поздно начал сидеть или ходить) или мелких движений рук (плохо берет предметы, рисует, пишет) может указывать на нервно-мышечные нарушения. В зависимости от предполагаемой причины проводят специальные лабораторные тесты. Оценку зрения и слуха следует проводить в раннем возрасте, часто также обоснованно обследование на интоксикацию свинцом.

[29], [30], [31], [32]

Умственная отсталость у детей

При умственной отсталости (олигофрении) у детей наблюдается общее недоразвитие психики, но больше всего страдает интеллект. Как правило, умственная отсталость у детей вызвана патологией головного мозга и начинает развиваться уже в раннем возрасте, но при медикаментозном лечении, а также постоянных занятиях с дефектологом и психологом, у детей есть большие шансы жить обычной жизнью, получить рабочее образование и найти себе профессию.

Умственная отсталость у детей может быть как врожденной, так и приобретенной, при этом не имеет значения, есть ли высшее образование и блестящий интеллект у их родителей, а также их материальный статус.

Причины умственной отсталости у детей

Умственная отсталость у детей обычно выявляется уже к трехлетнему возрасту, хотя иногда (при легкой степени) родители узнают о диагнозе своего ребенка уже в школе, когда тот начинает жаловаться, что ничего не запоминает и не понимает, что объясняет учитель.

Читайте также:  Вертеброгенная люмбоишиалгия – причины, виды, диагностика, лечение и прогноз

На сегодняшний день психиатры выделяют несколько причин умственной отсталости у детей – внутренние (закладывающиеся во время внутриутробного развития), внешние (приобретенные во время родов или в младенческом возрасте).

  • различные интоксикации, неблагополучная экологическая обстановка, повышенный радиационный фон;

тяжелые инфекционные болезни, перенесенные матерью во время беременности: краснуха, скарлатина, цитомегаловирус, ВИЧ;

заражение матери во время беременности токсоплазмозом или другими паразитами;

увлечение будущей матери никотином, алкоголем или наркотиками;

недоношенность, преждевременные роды;

родовые травмы (особенно при использовании щипцов или вакуума);

генетические заболевания (синдромы Дауна, Клейнфельтера, Шерешевского-Тернера и т.д.);

заболевания мозга и мозговых оболочек у малыша (менингит, менингоэнцефалит);

  • расстройство белкового обмена (фенилкетонурия).
  • – Очень важно и отношение матери к своему ребенку, если мать не будет общаться со своим ребенком, разговаривать с ним, показывать и рассказывать об окружающем мире, у малыша не только возникнут серьезные с речью и пониманием обращенной к нему речи, но и будет хромать вся познавательная деятельность в целом, это может быть чревато серьезными последствиями в дошкольном и школьном возрасте, – рассказывает олигофренопедагог, дефектолог, логопед Лариса Пристанская.

    Степени умственной отсталости у детей

    Легкая

    При легкой форме умственной отсталости у детей уровень IQ колеблется от 50 до 69 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости внешне практически ничем не отличаются от своих здоровых сверстников. Проблемы, как правило, начинаются в школьном возрасте: детям тяжело воспринимать и запоминать информацию от учителя, им трудно сконцентрироваться на выполнении задания, они постоянно отвлекаются. Даже запоминание четырехстрочного стихотворения может даваться ученику очень тяжело.

    – Часто у детей с легкой степенью умственной отсталости появляются некоторые странности поведения. Они могут быть замкнутыми, нелюдимыми, тяжело идти на контакт и панически бояться всего нового, в частности новых знакомств. А бывает, что такой ребенок напротив гиперактивен, он излишне дурачится, совершает какие-то странные поступки, таким образом пытаясь проявить себя, привлечь к себе внимание. В любом случае, может возникнуть проблема социальной адаптации, – говорит олигофренопедагог.

    Ребенок с легкой степенью умственной отсталости в состоянии испытывать всю гамму эмоций, но сложные, смешанные эмоции ему уже выразить сложнее. Также такие дети могут слишком наивными и внушаемыми, поэтому могут попасть под дурное влияние.

    Как правило, дети с легкой степенью умственной отсталостью могут учиться в коррекционной школе по специальной облегченной программе. При регулярных занятиях с дефектологом и психотерапевтами они добиваются неплохих результатов в обучении. В дальнейшем они могут получить средне-специальное образование и найти себе достойную рабочую профессию, обзавестись семьей и детьми.

    Умеренная

    При умеренной (средней) форме умственной отсталости у детей уровень IQ варьируется от 35 до 49 баллов. Дети с умеренной формой умственной отсталости внешне отличаются от здоровых детей: их лицо практически лишено мимики, глаза мигают очень редко. Часто у детей с умеренной формой умственной отсталости встречаются оттопыренные уши и приросшие мочки, дефектный прикус, грубые черты лица, микро- или гидроцефалия, широко расставленные глаза. Походка у таких детей медлительная и скованная, очень плохо развита мелкая моторика. Возможны дефекты речи: заикание, шепелявость.

    У детей с умеренной формой умственной отсталости есть серьезные проблемы с восприятием и выражением информации, собственных эмоций (испытывают страх, радость, привязанность, могут отличить похвалу от порицания). Память очень ограниченная и избирательная. Детей с умеренной формой умственной отсталости возможно научить навыкам самообслуживания, а вот со школьным обучением уже возникают серьезные проблемы. Даже чтение и простейший счет могут стать невыполнимой задачей. Общий словарный запас не превышает 200 – 300 слов.

    Конечно, о получении какого-либо образовании речи уже не идет, но в дальнейшем люди с умеренной формой умственной отсталости могут выполнять какую-то простую работу, не требующую принятия решений. Жить они могут и дома, в семье, под присмотром близких. По мере взросления их определяют в специальные школы или социальные учреждения, где они могут жить и заниматься какой-то простой работой. При развитии проблем с неврологией и психикой может потребоваться госпитализация в психиатрическую клинику.

    – С ребенком, страдающим умеренной формой умственной отсталости, нужно заниматься комплексно. Невролог и психиатр назначат медикаментозную терапию, улучшающую мозговые процессы, психостимуляторы, противосудорожные препараты. Также необходимы занятия с логопедом-дефектологом, обучение возможно только на дому, – уточняет олигофренопедагог.

    Тяжелая

    Тяжелая форма умственной отсталости у детей характеризуется серьезным органическим поражением головного мозга и интеллектом, не превышающим 34 балла. При этой форме умственной отсталости практически полностью отсутствует речь и мышление – больные общаются только при помощи мычания и нечленораздельных звуков. Чаще всего, дети с идиотией не могут ходить самостоятельно, имеют множественные внутренние пороки.

    Дети с тяжелой формой умственной отсталости практически не способны испытывать осознанные эмоции, но во время неконтролируемых вспышек гнева могут быть агрессивны и опасны для окружающих. Часто причиняют вред себе – царапают лицо, вырывают волосы, в спокойном состоянии – вялые и малоподвижные.

    Как правило, идиотия выявляется еще в раннем возрасте – ребенок очень поздно начинает держать голову, переворачиваться и сидеть. У ребенка с идиотией характерное выражение лица с гримасой злобы или напротив отстраненное. Язык может быть очень большим и вываливаться изо рта. Ребенок с глубокой степенью умственной отсталости совсем необучаем, не способен даже на элементарные навыки самообслуживания, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации, не отличает съедобное от несъедобного, холодное от горячего, не способен чувствовать насыщение, открыто занимается онанизмом. К сожалению, дети с идиотией не могут жить и воспитываться в обычной семье, и их определяют в специализированные интернаты, где при должном уходе и медикаментозной коррекцией они вполне способны дожить до 40 лет.

    Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка

    Дебильность как диагноз

    Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии. Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).

    У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики. Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер. И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).

    Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.

    Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить. УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.

    Степени умственной отсталости

    В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.

    Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:

    • Лёгкая (дебильность)
    • Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
    • Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
    • Глубокая (идиотия)

    И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении. Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.

    Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра). В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально. Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.

    Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).

    Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости

    У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.

    Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы. Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными. Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.

    Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.

    Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?

    Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:

    • Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
    • Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
    • Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
    • Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
    • Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.

    В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:

    • С трудом может играть в команде.
    • Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
    • Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
    • Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
    • Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.

    Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)

    • Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
    • Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.

    Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму. Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке. Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.

    • Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
    • Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
    • Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
    • Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
    • Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
    • Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
    • Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.

    Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО

    • Восприятие. При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу. Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.
    Читайте также:  Лечение геморроя перекисью водорода: 3 способа применения и противопоказания

    Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено. Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно. Необходима организующая помощь.

    • Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
    • Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
    • Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
    • Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.

    Особенности обучения детей с УО в легкой степени

    Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций. Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.

    Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению. При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала. Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.

    Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными. Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития. И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.

    Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.

    Дарсонваль-терапия. Суть методики, показания, противопоказания

    Дарсонвализация – физиотерапевтический метод, основанный на воздействии импульсного тока высокого напряжения, высокой частоты и малой силы. Дарсонваль-терапия применяется для лечения болезней кожи, нервной системы, половых органов.

    Аппарат для дарсонвализации был изобретен 120 лет назад. Его созданию предшествовал ряд экспериментов с переменным током, которые проводил французский врач-физиолог Жак Арсен Д’Арсонваль. Он доказал, что воздействие импульсного тока благотворно влияет на состояние здоровья человека.

    Метод дарсонвализации оказался настолько действенным и недорогим, что быстро распространился по разным странам. Например, в СССР, начиная с 80-х годов, аппарат Д’Арсонваля имелся практически в каждом физиотерапевтическом кабинете. Дарсонвализацию включили в схему лечения большинства болезней, а в последние десятилетия она широко применяется в косметологии.

    Эффекты применения дарсонвализации

    • улучшение кровообращения и питания тканей
    • насыщение клеток кислородом
    • отток венозной крови и лимфы
    • активация местного иммунитета
    • снижение чувствительности к боли
    • уменьшение проявлений аллергии, противозудный эффект
    • противовоспалительный и бактерицидный эффект
    • улучшение тонуса и внешнего вида кожи
    • стимуляция роста волос за счет усиления обменных процессов в волосяных луковицах.
    • проникновение лекарственных веществ в глубокие слои кожи

    На сегодняшний день курс дарсонвализации можно пройти не только в физиотерапевтических кабинетах. Эту процедуру часто предлагают в косметических салонах, а купив портативный аппарат, ее можно делать и на дому. Однако необходимо помнить, что, как и всякий метод лечения, дарсонвализация имеет ряд противопоказаний, которых необходимо строго придерживаться.

    Механизм лечебного действия дарсонвализации

    Устройство аппарата Д’Арсонваля

    Аппарат Д’Арсонваля позволяет воздействовать на организм импульсным током высокой частоты, и малой силы.
    Основу аппарата для дарсонвализации составляют:

    1. Высокочастотный генератор, который формирует электрические импульсы колоколообразной формы со следующими параметрами:
      • несущая частота 110 кГц
      • длительность импульсов 100 мкс
      • частота следования импульсов 50 имп/с
      • сила тока в разряде 0,02 мА
      • напряжение 50В
    2. Повышающий трансформатор, питающий высоким напряжением электроды.
    3. Насадки. Насадки представляют собой электрод для передачи импульсов пациенту. Электрод заключен в герметичную стеклянную колбу, заполненную разреженным воздухом. В комплект аппарата входит несколько насадок:
      • грибовидная для кожи;
      • Т-образная для шеи и позвоночника;
      • полостные насадки – вагинальная и ректальная для лечения заболеваний половых органов и геморроя;
      • «ушная» и «носовая» насадки для лечения ЛОР-органов;
      • гребешковая для лечения облысения и улучшения роста волос;
      • десенная для использования в стоматологии.

    Механизм лечебного действия дарсонвализации

    Контактная методика – электрод скользит непосредственно по поверхности кожи.

    Токи раздражают чувствительные нервные волокна, расположенные в толще кожи, что активирует циркуляцию крови. Происходит кратковременный спазм сосудов, который сменяется длительным расширением. Улучшается питание клеток и клеточное дыхание, активируются иммунная система. Лейкоциты интенсивно поглощают патогенные микроорганизмы (фагоцитоз), что приводит к скорейшему устранению воспалений. Кроме того повышается тургор кожи, уменьшается работа потовых желез

    Бесконтактная методика – расстояние между электродом и поверхностью кожи составляет несколько миллиметров.

    1. электрод находится над кожей на расстоянии 2-3 мм. При этом возникают множественные искровые разряды – проскакивают «холодные искры».
    2. электрод удален на 0,5-1 см. Во время процедуры слышен сильный треск и проскакивают длинные искры. Этот точечный метод используют для воздействия на небольшие участки кожи, например для прижигания бородавок.
      При бесконтактной методике дарсонвализации лечебный эффект обеспечивается рядом реакций:
      • Рефлекторная реакция. Искровые разряды воздействуют на чувствительные нервные волокна. По ним возбуждение поступает в спинной мозг. После этого возникают рефлекторные реакции органов, которые связаны с данным участком спинного мозга. Одновременно активируются клетки, блокирующие болевые импульсы из пораженного участка.
      • Сосудистая реакция. Сосудистая стенка артериол и капилляров расслабляется, их просвет расширяется. При этом усиливается микроциркуляция крови и метаболизм на обрабатываемом участке. Особенность дарсонвализации – повышение тонуса вен и улучшение венозного и лимфатического оттока.
      • Иммунная реакция. Поток ионизированных ионов вызывает ударные волны, при этом раздается характерный треск. В месте удара ионов клетки кожи повреждаются и гибнут. Какие очаги микронекроза стимулируют защитные реакции организма. При этом выделяются различные биологически-активные вещества:
    3. простагландины
    4. гепарин
    5. цитокины
    6. гистамин, а впоследствии его ингибиторы (вещества, тормозящие его действие)

    В результате расслабляется гладкая мускулатура, устраняются спазмы бронхов, сосудов и желудочно-кишечного тракта, нормализуется свертываемость крови, повышается фагоцитарная активность лейкоцитов, устраняются проявления аллергии.

    • Бактерицидный эффект. Под ударами заряженных ионов гибнут бактерии, находящиеся на коже. Усиливает этот эффект выделение озона и окислами азота. Мелкие воспаления подсыхают, а крупные, наполненные гноем, прорываются в кратчайшие сроки.

    Процедура дарсонвализации совершенно безболезненная. При проведении сеанса по бесконтактной методике пациент ощущает легкое приятное тепло. При бесконтактной дарсонвализации появляется незначительное покалывание, в воздухе ощущается запах озона.

    Локальная и общая дарсонвализация

    Локальная (местная) дарсонвализация воздействие на отдельные участки тела. Не более чем 3 минуты на каждый участок. Общая продолжительность процедуры не должна превышать 15 минут. Используется для снятия боли, воспалений и проявлений аллергии на разных участках тела.

    Общая дарсонвализация (индуктотерапия) – воздействие высокочастотным переменным током на все тело. Для этой процедуры используется аппарат – «клетка Д’Арсонваля». Катушка-соленоид применяется для создания высокочастотного импульсного электромагнитного поля, с помощью которого воздействуют на весь организм и лечат гипертоническую болезнь, нарушения обмена веществ при гипотиреозе, заболевания, сопровождающиеся нервным возбуждением. В последнее время общая дарсонвализация применяется редко.

    Показания для дарсонвализации

    • Заболевания периферической нервной системы:
      • невралгии
      • нарушения чувствительности – гипостезии, парастезии
      • остеохондроз позвоночника
      • последствия невритов
      • радикулит
    • Расстройства центральной нервной системы:
      • неврозы
      • бессонница
      • мигрень
      • нейроциркуляторная дистония
      • энурез
      • нейродермит
    • Патологии кожи:
      • угревая сыпь
      • экссудативный диатез
      • зудящие дерматозы
      • воспалительные инфильтраты
      • гиперфункция сальных желез
    • Целлюлит
    • Нарушения периферического кровообращения:
      • трофические язвы
      • варикозное расширение вен
      • грибковое и бактериальное поражение кожи
    • Заболевания ЛОР-органов:
      • нейросенсорная тугоухость
      • воспаления слизистой оболочки рта
      • вазомоторный ринит
      • хронический гайморит
    • Заболевания половых органов:
      • простатит
      • импотенция
      • воспалительные процессы женских половых органов
      • сухость влагалища

    Противопоказания для проведения дарсонвализации

    Побочные эффекты процедуры

    • Избыточный рост волос на лице. Под действием импульсных токов улучшается питание волосяной луковицы. Волосы растут быстрее. Пушковые волосы превращаются в стержневые и становятся более жесткими.
    • Риск развития врожденной патологии. Воздействие электромагнитного поля может вызвать нарушения в хромосомах и стать причиной развития аномалий у плода.
    • Риск развития повторного инсульта. Если с момента нарушения мозгового кровообращения прошло менее 6 месяцев, то повышается вероятность повторного кровоизлияния. Риск связан с усилением общего и мозгового кровообращения.
    • Местные кожные реакции. Под действием заряженных ионов высвобождается гистамин, который вызывает аллергическую реакцию у пациентов с индивидуальной непереносимостью электрического тока.

    Снизить риск развития побочных эффектов помогает правильное использование аппарата для дарсонвализации. Во время процедуры не должно возникать боли. Если появились неприятные ощущения, следует немедленно сообщить медицинскому персоналу и уменьшить напряжение. Лечение проводят ежедневно, курсами по 10-15 сеансов. Повторить курс можно через 2 месяца.

    Если вы используете аппарат для дарсонвализации в домашних условиях, обязательно проконсультируйтесь с врачом и убедитесь, что у вас нет противопоказаний к проведению этой процедуры.

    Детензор терапия, что это такое

    Боли в области позвоночника сегодня – это проблема почти каждого человека. Причины боли различны.

    Но каковы бы не были их источники, без здорового позвоночника активная, полноценная жизнь невозможна. Поэтому ежегодно создаются новые методики, связанные с лечением этого жизненно важного органа.

    Как действует терапия на позвоночник

    Метод детензор терапии создан в 70-х годах прошлого века в Германии профессором Куртом Кинляйном. Он получил травмы позвоночника во время неудачного горного спуска. На протяжении ряда лет они с женой работали над методикой, которая смогла бы облегчить последствия травмы.

    Это не аппарат, а предмет повседневного обихода, способный уменьшить болевые ощущения человека, позвоночник которого искривлен, поврежден или имеет врожденные аномалии.

    Суть детензор терапии – расслабление околопозвоночных мышц и растяжение позвоночника на специальном матрасе или мате.

    Это надо знать: Эффекта можно достигнуть, используя методику регулярно. Кратковременное вытяжение рекомендовано только в острых случаях.

    Воздействие терапии на организм:

    1. Увеличивается межпозвоночный промежуток и нервы получают питательные вещества в большем объеме;
    2. Улучшается кровообращение и человек не испытывает такой боли, чувствует себя более комфортно;
    3. С помощью эффекта растяжения, позвоночник получает разгрузку за счет расслабления мускулатуры;
    4. Растяжка помогает восстановить поврежденные межпозвоночные диски.

    Детензор терапия использует специальный мат для дневных процедур. Ребра на мате эластичные, они облегают тело, повторяя его контуры.

    Распределение давления на детензор матрасе

    Давление тела распределяется по всей поверхности, и создаются силы растяжения, направленные вдоль туловища. Позвоночник тянется, с межпозвоночных дисков убирается нагрузка, и мышцы расслабляются.

    Преимущества методики

    • она безопасна;
    • помогает даже в случае сильных болей;
    • действительно увеличивает расстояние меду позвоночными дисками;
    • положительное воздействие достигается быстро;
    • улучшается работа систем органов, а, значит, и общее самочувствие.

    Эффект глубокой разгрузки помогает на длительное время стабилизировать состояние позвоночного столба.

    Строение детензор-матраса

    Детензор – это особая кушетка или матрас, на котором проводится лечение. Предназначен он для ночного сна. Конструкция похожа на систему наклонных ребер, направленных по бокам от центра.

    Вес лежащего на матрасе давит на ребра матраса. За счет их отклонения, позвоночник выравнивается и вытягивается. Это наиболее комфортное для позвоночного столба положение.

    Эластичная поверхность ребер детензор матраса за счет своей конструкции «подстраивается» под лежачего больного, поэтому положение позвоночника человека всегда нейтральное. Он вытянут, благодаря чему зажатые диски освобождены, сам позвоночник разгружен, мышцы расслаблены.

    Это надо знать: На мате 12% веса тела превращаются в силы растяжения, что дает возможность проводить мягкую и эффективную терапию

    Сеанс проходит таким образом: Пациента кладут на кушетку, при этом ноги и голова расположены выше тела. Сеанс длится 45 минут. Больной может испытывать тянущие боли в области плечевого пояса или поясницы.

    Ко времени окончания процедуры неприятные ощущения проходят. На протяжении часа нежелательно садиться, но можно стоять или ходить. Полный курс лечения – 12 процедур. Во многих оздоровительных центрах есть такие кушетки, поэтому методика вполне доступна.

    Показания к процедуре

    В случаях, когда необходима быстрая помощь при болях в спине, применяется детензор терапия, т.к. она безопасна.

    Можно использовать и как профилактическую меру при ведении не активного образа жизни или, наоборот, сильных физических нагрузках. Возраст больных роли не играет.

    Показания детензор терапии следующие:

    1. хроническое перенапряжение, вызывающее боли в спине и шее;
    2. остеохондроз любого отдела позвоночника;
    3. сколиоз;
    4. остеопороз;
    5. профилактика и помощь при лечении пролежней;
    6. слабое физическое развитие или ее задержка у детей 3 лет;
    7. позвоночные грыжи и протрузии;
    8. хронические головные боли и мигрень;
    9. астматический синдром.

    Треть жизни мы спим, и устранение болевого синдрома во время отдыха – это прекрасная методика. На матрасе возможно не просто лежать в определенной позе, но и поворачиваться и занимать удобное для вас положение.

    Это надо знать: Терапия поможет восстановить организм в результате сильных стрессов, депрессий, нервных нагрузок

    Противопоказания

    В каких случаях такое лечение принимать нежелательно? Противопоказания детензор терапия не имеет. Даже маленькие дети и беременные женщины могут ею воспользоваться. Поскольку побочные эффекты не отмечены, эта методика даже предпочтительнее, чем массаж.

    Такой матрас использовали даже в центрах космической подготовки. Это ли не показатель эго эффективности? Долгое время ее использовали исключительно для спортсменов, получивших травму. Сегодня она общедоступна.

    Заключение

    Позвоночник – наша основа. От его состояния зависит самочувствие. Мы можем избежать сидячего или малоподвижного образа жизни, но иногда попадаем в неожиданные ситуации: падение, ушиб, авария.

    Именно позвоночник страдает чаще всего. Детензор матрас создан, чтобы его защитить. Воспользуйтесь современными методиками, и почувствуйте бодрость и радость жизни.

    Оцените статью
    Добавить комментарий